День памяти Григория Нисского епископа города Ниссы отмечают 23 января 2019 года
23 января 2019 года отмечают день памяти Григория Нисского – святого, отца и учителя Церкви (между 335 и 340 – после 394), одного из самых великих христианских богословов. Святитель Григорий епископ города Ниссы был философом, пламенным защитником православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями. Он отличался великодушием, терпением и миролюбием. Святой Григорий вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси.
День памяти святителя Григория Нисского святого, отца и учителя Церкви отмечают 23 января
23 января 2019 года православные верующие отмечают День памяти святителя Григория, епископа Нисского. Святой почитается как один из Кападакийских отцов и великих учителей церкви.
Святитель Григорий Нисский вырос в христианской семье. Сестрой Григория была преподобная Макрина. Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской, куда переехала его семья после смерти отца в 341 г. Впоследствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем образование в Афинах. Григорий также самостоятельно занимался философией получив прекрасное образование и даже некоторое время был наставником красноречия. Огромное влияние на Григория оказали труды Оригена, а также Филона. По мнению исследователей, Григорий Нисский был наиболее оригенствующим и наиболее смелым, до граней ереси, богословом.
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого. Григорий был рожден и воспитан в самый разгар арианских споров. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии. В 379 году Григорий принимал участие в Антиохийском соборе, осудившем мелетианскую ересь. Против своего желания он был избран митрополитом Севастийским и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями.
В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры. Тут он был признан одним из авторитетов правоверия.
В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь посещает Константинополь и присутствует на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии. Святитель Григорий Нисский был пламенным защитником Православных догматов и ревностным учителем своей паствы, а также милостивым и сострадающим отцом своих пасомых, их заступником перед судьями. Святитель Григорий отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Его сестра, святая Макрина, писала ему:
"Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь".
О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. В 394 году он присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения спора двух аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Босре Аравийской. Сообщение о его участии в работе этого собора является последним известием о жизни Григория. Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался.
Святитель Григорий епископ Нисский вошел в историю как создатель своеобразного учения о человеке
Святитель Григорий был один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке. Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и "царем" всего сотворенного. В своем трактате "Об устроении человека" отец Церкви утверждает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что "Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю". И человек "был призван сразу стать царем подвластного ему".
Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: "…Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем".
Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени.
Святой Григорий Нисский один из трёх великих «каппадокийцев» близкий друг Григория Богослова.
Богословско-филосовские труды Григория Нисского
Библейские труды. Григорий Нисский был одним из самых глубоких философов среди святых отцов классической поры, равный в этом отношении только блаженному Августину. Общий характер его богословско — филосовских построений был определен влиянием Оригена, что впоследствии стало причиной недоверия к его взглядам; но, в конце концов, авторитет Григория Нисского остался бесспорным.
Среди произведений святителя Григория есть несколько экзегетических: «О Шестодневе», «Об устроении человека», «О жизни Моисея законодателя», «О написании псалмов», «Толкование на Песнь Песней», «Толкование на Екклесиаста», «Толкование блаженств», «Толкование молитвы Господней» и «О чревовещательнице». Некоторые из них «являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа» (архим. Киприан Керн).
В целом святитель Григорий следовал аллегорическому методу Оригена. Так, например, он писал о библейском Древе Познания: «Мы уверены, что запрещенное для вкушения древо — не смоковница, как утверждали некоторые и не другое какое из плодовитых деревьев». Это дерево, как и Древо Жизни, и сам Эдем, в глазах Григория Нисского, — символы духовных реальностей. Такой подход святитель обосновывал самим же Писанием. Он напоминал слова Господа о «закваске фарисейской», которые Сам Христос призывал толковать иносказательно.