FT о будущем Севморпути: «Яндекс.Такси» для ледоколов в Арктике
Госдума в третьем чтении приняла закон, который наделяет «Росатом» полномочиями по развитию Северного морского пути (СМП). Обозреватель Financial Times в своей статье, перевод которой эксклюзивно для своих читателей представляет «ПолитРоссия», пишет, что такие изменения позволят российской корпорации по атомной энергетики стать единственным оператором одной из развивающихся торговых артерий в мире.
Необычно высокие температуры за Северным полярным кругом привели к тому, что за последнее десятилетие ледяной покров сократился на 13 процентов, что, по данным НАСА, расширило доступ к судоходству.
Обозреватель англоязычной ежедневной газеты считает, что передача полномочий по СМП «Росатому» будет способствовать модернизации морского пути. Также отмечается, что использование российских арктических вод для путешествий между Европой и Азией вместо гораздо более длинного маршрута через южные моря и Суэцкий канал может сэкономить грузовым компаниям около одного миллиона долларов за поездку.
«Водный путь является потенциальной геополитической точкой воспламенения: глобальные судоходные компании, в том числе Maersk, проводят испытания своей жизнеспособности, а Россия модернизирует военные базы в Арктике и создает новые объекты», – отмечается в статье FT.
Также он рассказал, что корпорация на сегодняшний день планирует построить и ввести в эксплуатацию восемь новых ледоколов к началу 2030-х годов.
«Мы хотим быть похожими на “Яндекс.Такси” для ледоколов в Арктике», - сказал FT директор Максим Кулинко, заместитель директора «Росатома» по Северному морскому пути.
Кулинко заявил, что для круглогодичной работы СМП потребуется не менее пяти ледоколов типа ЛК-60Я, трех ледоколов «Лидер» и четырех, которые будут работать на СПГ.
Чиновники из соседних стран сказали FT, что они подождут и проанализируют опыт России с маршрутом, прежде чем вводить свои собственные операции. Посол по вопросам Арктики и Антарктики в МИД Норвегии Брад Ивар Свендсен сказал, что у его страны большие судоходные отрасли, которым не хватает опыта для транспортировки грузов через СМП, поэтому они будут следить за действиями развитием данного морского пути. Бьорн Лирвалл, посол по вопросам Арктики в министерстве иностранных дел Швеции, сказал, что маршрут может иметь большой потенциал для поставок шведской железной руды в Юго-Восточную Азию.
Таким образом, должное количество атомных ледоколов, которые постоит «Росатом», позволит СМП пути конкурировать с Южным морским путем, который пролегает через Суэцкий канал, а Россия станет главным проводником грузов через свои северные моря.
«Но, очевидно, еще предстоит проделать большую работу, прежде чем мы окажемся там», – заявил он.
Автор: Сергей Матвеев