Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям



Молитва иконе божьей матери толгская


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям

Данная статья содержит: молитва иконе божьей матери толгская – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Святой образ Богоматери знаменит своим загадочным появлением и чудотворным воздействием. Большинство православных христиан направляются к Толгской иконе за духовным и телесным исцелением.

Чудотворное влияние Толгской иконы Богородицы постоянно собирает подле себя огромное количество паломников, с разных уголков России. Народной памяти известны случая чудесного исцеления и явления благодатной помощи к страждущим и молящим.

Обратите внимание

По преданию даже сам Иван Грозный, страдающий постоянными болями в ногах, уповал в молитвах к Толгской Божией Матери, прося об исцелении.

Лишь горячие молитвенные просьбы поставили царя Руси на ноги, а образ Богоматери явил себя миру, как чудотворный.

История иконы


Икона Богоматери явила себя миру в 1314 году, попав в руки священнослужителя Прохора. В середине ночи, епископа разбудил яркий божественный свет, проникающий в его палатку с улицы.

Отправившись утолить любопытство, Прохор узрел пылающие свечение, исходящее с неба. Чудо произошло на участке, где река Толга втекает в Волгу.

Свет манил священнослужителя, приблизившись, увидел тот, как в воздухе витал образ Пречистой Девы с младенцем-спасителем на руках. Старец поспешил сообщить об увиденном своим попутчикам.


Спутники вместе с Прохором вернулись на чудесное место. Только вот огненного столба не было, на его месте мирно лежала икона. Епископ не мог поверить, утверждая, что именно такой лик, явивший себя на иконе, он и видел в воздухе несколько часов назад.


Было принято решение о возведении храма в честь Богородицы. Церковь была построена ровно за один день, в строительстве помогали все местные жители.

Вскоре на этом месте была выстроена монастырская лавра, а Толгская, или иначе называемая Толганская икона стала известна многочисленными исцелениями.

Где находится икона


Монастырь на реке Толга был подвергнут нападкам со стороны властей в 1926 году. Безверники осквернили храм Божий, разместив в священном месте колонию для малолетних преступников. Православные люди успели спасти божественный лик, спрятав его в Ярославском художественном музее.

Монастырство восстановили лишь в 2003 году, когда прошел период гонения вероисповедания. В этот же год чудотворный лик Божией Матери вернули обратно в обитель. Помимо основной иконы, которая на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее, существуют не менее известные списки в Высоко-Петровском Московском монастыре и Нежиинской Свято-Введенской женской обители города Нежин.

Описание Толганской иконы


Богородица изображена слегка наклонившей голову к младенцу Иисусу, который с выражением любви, почитания и незащищенности соприкасается с ликом Матери. Тип иконописи данного образа — «Умиление», выражающий собой скорбь и некоторую схожесть с Владимирской иконой Богоматери.

На Толганской иконе чувствует сила духа, не сравнимая в эмоциональном плане ни с чем другим. Святость лика оказывает влияние даже на самого строгого и охладевшего к Богу человека.

Живописный образ рук Богородицы и Богомладенца, выражен как лишенный слов диалог, таинство которого раскрывается лишь при долгом и глубокомысленном лицезрении.

Важно

Правая кисть Девы Марии, обращена открытой ладонью к Сыну, который обнимает и охватывает шею Матери.

Икона отражает собой безграничную любовь Сына к Матери и ко всем людям, наполняющих Землю. Со времен чудесного появления лика Пречистой Девы, люди не перестают уповать в молитвах к Богородице, моля о мире, единстве и благословении Божьем.

В чем помогает толгский образ богородицы


Икона повсеместно известна своими чудодейственными явлениями, которые избавляют людей от гнета страданий. Богородице молятся для помощи в избавлении от душевных и телесных болезней. Но это далеко не все. Толганская Икона Божией Матери поможет:


  • в любых делах, требующем божественной поддержки и покровительства;

  • в моменты послабления веры. Богородица укрепит дух, придав силы, чтобы справится с безверьем;

  • в борьбе с тяжелыми недугами ваших близких и родных;

  • в защите дома и семьи. Заступничество Божией Матери укроет ваше личное благополучие незримой пеленой любви и сострадания;

  • в учении и следовании слова Божьего.


Иконе известны многочисленные молитвы об исцелении. Любые недуги истребляет чудотворный образ, вплоть до пьянства, смертельных болезней или слабоумия. На лике Богородице можно встретить не одну сотню медальонов, цепочек и крестиков — все это благодарение от людей, чьи просьбы были услышаны.

Молитва пред иконой Божией Матери


Молитв к Богородице — бесчисленное множество. Вы можете просить как для себя, так и для близких людей. Своими словами или установленными молитвами. Но каждую исповедь, следует начинать с конкретной молитвы, обращенной к тому или иному образу Божией Матери. Священный текст для прочтения подле Толганской иконы Богоматери следующий:

«Прими, Благословенная Приснодева Владычица Царствия Небесного, молельни наши. В слезах и страдании на заступничество Твое уповаем. Всякий из нас скверный раб Божий, без исключения. К лику Твоему с умилением припадаю, услышь молитвы мои и подай каждому, с верой просящим, прощения и исполнения просьб заветных. Облегчи скорбь скорбящим, а страждущим даруй исцеление.

Обиженным помоги простить обидчиков, а забвенным — избавление от влияния дьявольского. Грешников, кающихся, прости, и гибнувших верни к жизни светлой, младенцев освободи от темноты и всяких страстей гнусных. Ты, Великая Господа, если все это возможно, умоли Сына Своего молитвами своими о нашем прощении. Не перестань молиться за души наши, почитающие Тебя и поклоняющихся лику Твоему.

Во веки веков. Аминь.»

День почитания иконы приходиться на 28 августа и отмечается единожды. Усердие и крепкая вера помогут вам встать на путь искупления.

Пречистая Дева окажет поддержку по силе веры вашей и не оставит в минуты грести и страдания каждую молящуюся душу. Молитвы пред образом Богородицы помогут окрепнуть духом, исцелиться от любых недугов и обрести мощное заступничество от деяний злых.

Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

В чем помогает молитва перед иконой икона божией матери толгская — философия


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям



Самая почитаемая икона Толгского женского монастыря, устроенного неподалеку от Ярославля, – Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы, расположенная в монастырском соборе «на горнем месте».

Древняя икона прославлена, прежде всего, своим загадочным появлением на реке Толга в 1314 году перед Ярославским епископом Прохором, который в ночи узрел вдали  бездымный столп огня и проложенный им световой мост через реку.

Обнаружив на месте сияния высоко парящую икону с образом Пречистой Девы, священник пал на землю и вознес со слезами молитву Господу. Наутро нерукотворная святыня была обнаружена в том же месте, но уже на земле.



В честь обретения чудесной Толгской  иконы епископ со своими спутниками начал расчищать место в лесу под строительство церкви.

С помощью   стекающихся со всех сторон толп народа  и горячей молитвы Ярославский иерарх к полудню возвел небольшую церковь, а к концу дня – освятил ее в честь Введения  во храм Богородицы.

Церковь назвали по месту Толгской, а позже вокруг нее основали мужской монастырь.

Чудеса Толгской иконы Пресвятой Богородицы


Известны как минимум 18 чудес, связанных с чудотворной Толгской иконой Божьей Матери. Прежде всего, многие ярославцы, участвовавшие в постройке Толгского храма, были исцелены от своих болезней на месте.

А спустя почти полвека во время заутрени иноки и богомольцы  увидали проистекавшее из руки изображенной на иконе Пречистой Богородицы благоухающее миро. Толгское миро принесло исцеление множеству страждущих.

Затем было много других чудес – и чудесное спасение иконы из огня, и излечение от болей в ногах Иоанна Грозного, и воскресение младенца, и излечение болящих и скорбных.

Значение святой Толгской иконы Божией Матери


За 700 лет существования святой обители произошло много событий, и на месте бывшего мужского монастыря был устроен Свято-Введенский женский монастырь.

К древней богоявленной Толгской иконе Пресвятой Богородицы издавна стекались цари и простые паломники, молясь о помощи и защите, об избавлении от засухи и прекращении смуты.

Мироточивая Толгская икона Богоматери – покровительница ярославской земли.

Где православному верующему купить Толгскую икону Божьей Матери


Современная иконопись предлагает различные варианты изображения святой Толгской иконы Божьей Матери. В церковных лавках и православных интернет-магазинах предлагают на продажу святые образы, выполненные в разной технике – иконописные, шелкография, из янтаря или бисера.

21 августа, Толгская икона Богородицы и 700 лет Толгскому монастырю


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям



21 августа Православная Церковь празднует святыню города Ярославля, Толгскую икону Богородицы.

Эта икона Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный.

  Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре. Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли.

Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы, а другие иконографисты склонны видеть в этой иконе грузинское письмо.

Однако, главная версия происхождения иконы гласит, что это Византийская иконопись

XII—XIII веков.

В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ  и была помещена в алтаре монастырского собора.

Икона написана на липовой доске размером 92 на 140 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. В настоящее время этот образ находится в Третьяковской галерее.Но есть и другая икона, которая считается “явленной” народу.

Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и передана в собрание Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была передана в монастырь , оставаясь частью коллекции Ярославского художественного музея.

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга.

Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками.

Совет

Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох.

Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского.



Икона написана на доске размером 48 на 61 см. Данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы . Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.

От этого образа происходили многие чудеса.
Так 16 сентября 1392 года —  во время вечернего богослужения эта икона обильно замироточила у всех на глазах.
Известно предание, что в Ярославле однажды умер мальчик и родителям было разрешено похоронить его в монастыре . Родители в скорби молились в моностыре у иконы и просили Богородицу облегчить их скорбь. В это время мальчик воскрес встав из гроба!
Конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;
1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор и Иван Грозный особенно почитал эту икону после своего исцеления. А через 8 лет Иван Грозный именно в этот день женился на дочери Черкесского князя.
В 1766 году в Ярославле была сильная жара и чтобы спасти урожай все люди молились перед Толгской иконой и пошёл сильный дождь.В этом женском монастыре города Ярославля и хранится древней чудотворный образ Толгской Богородицы. Это главная, но не единственная значимая святыня монастыря. В нём же в гробнице покоятся нетленные мощи святителя  Кавказского и Черноморского, святого епископа Игнатия Брянчанинова. Ещё до принятия монашества, этот святой был офицером Российской Царской Армии и служил в Динабургской (Даугавпилсской) крепости в современной  Латвии.Монастырь находится в Ярославле на левом берегу Волги, он носит названия, Введенский монастырь (в честь праздника Введение Богородицы во храм).

Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Название получил по имени протекающей рядом речки Толга.

За каменной стеной монастыря, за небольшим внутренним рвом с водой, с XVI века произрастает уникальный парк из сибирского кедра.

История этого монастыря очень уникальна.
1314 — явление святителю Прохору Толгской иконы Божией Матери и основание монастыря.
1392 — истечение мира от Толгской иконы Божией Матери.
1553 — исцеление болезни ног царя Иоанна Грозного от Толгской иконы Божией Матери
1609 — это был страшный год для монастыря.  Поляки захватили монастырь и убили всех иноков-насельников этого монастыря.
1612 — спасение Ярославской земли от моровой язвы после крестного хода с иконой Толгской Божией Матери.
1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы.
1657 — спасение Ярославской земли от засухи.1763 — посещение обители императрицей Екатериной Великой.
1812 — захоронение в Спасском храме героя войны 1812 года генерал-лейтенанта Н. А. Тучкова.Войска корпуса поддерживали 4-й корпус в бою у Островны, обороняли Смоленск, бились под Лубином, перекрыли Старую Смоленскую дорогу на Бородинской позиции у д. Утицы. Здесь в первой половине дня, 26 августа кипел упорный бой за ключевую высоту — Утицкий курган. Возглавив контратаку Павловского гренадёрского полка, Тучков был ранен пулей в грудь, после перевязки отправлен в Можайск. После трёх недель мучений скончался (47 лет от роду) в Ярославле и был погребён в Толгском монастыре.
1862 — приезд в Толгский монастырь святителя Игнатия (Брянчанинова).
1863 — приезд цесаревича Николая Александровича.
1913 — посещение Толгского монастыря Российским императором Николаем Вторым с августейшим семейством.
1928 — закрытие Толгской обители.
1987 (декабрь) — открытие Толгского монастыря — первого женского монастыря в Российской Федерации (РСФСР)
1988 — мощи святителя Игнатия обретены в Николо-Бабаевском монастыре и перенесены в Толгскую обитель.
2000 — истечение мира от монастырской Толгской иконы Божией Матери.
2003 — передача из художественного музея иконы Толгской Божией Матери в монастырь.
2008 — председатель Правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.А это отзывы тех людей, которые побывали в этом святом месте у Толгской иконы Богородицы.
Светлана:  -Спасибо Господу нашему, что даёт возможность побывать в таких духовных и красивых местах. Мне очень запомнилось посещение Свято-ВВеденского Толгского женского монастыря. Поразили чистота и ухоженность территории, приветливые лица сестёр. Очень жаль, что время нашей экскурсии было ограничено, поэтому многое из увиденного было мимолётным. Хочется вновь окунуться в этот покой и умиротворённость. Обязательно побывайте в этом чудесном месте.В церковной лавке приобрели икону Толгской Божьей матери, а вот в кедровой роще побывать не удалось.

Татьяна: –

Была в этом монастыре 50 лет назад-битый кирпич . гнилые доски – полная разруха.Посетила в 2013 году- это чудо, сотворенное людьми по милости Господа.Лучшего места я нигде не видала.

Татьяна: –


Тихое, спокойное, душевное место. Много цветов, черные лебеди в пруду, прекрасное убранство в храме. Во время нашего посещения шел дождь, а монашки все равно благоустраивали клумбы… Спасибо. Все замечательно.


Константин:  –

Не был тут лет 10, за это время монастырь стал краше и гостеприимнее, летом утопает в цветах. Несколько штрихов: в главный собор и в кедровник можно попасть в сопровождении сестер, с нами приключилось маленькое чудо – одна из сестер водила 2 человек с экскурсией и предложила нам вместе с ними зайти в собор и кедровую рощу.

Правда, в роще разрешили пройти только по небольшой дорожке до часовни (опасение клещей), зато показали павлинов в вольере. И ещё интересный момент – в трапезной храма, где находится Толгская икона есть небольшой музей церковных древностей.  Понравился березовый сок с цитрусом из из лавки.Евгения: -Посетили этот монастырь.



Взяли индивидуальную экскурсию и остались очень довольны. Узнали про чудотворную икону и сооружение первого храма и келий всего за один день! Понравилась духовность проводившей экскурсию служительницы. Внутри монастыря находится сама икона, свободная для посещения.

Много говорилось с сожалением про кедровую рощу, что она уже совсем обеднела и доступна для посещения, действительно, 1 раз в год. Очень хорошее кафе-магазин в маленьком павильоне.

Поломник:

Очень интересна история монастыря. От явления иконы и до сего дня. Монастырь богат историей, нынешней внешностью, и надеюсь духовностью. Он разбит на несколько секторов. Хозяйственный сектор(теплицы,кустарники, сады, огороды и т.д.), храмовый сектор, кедровая роща. причем все сектора огорожены друг от друга.

Обратите внимание

Кедровая роща закрыта всегда и открывается для посетителей один раз в год в праздник (какой не помню, вроде в день иконы Толгской). В монастыре строгость и порядок. Как и должно быть. Многим туристам это не нравится. Объяснять правоту монастырской жизни мирским людям занятие пустое.

Но некоторые вещи действительно не поддаются объяснению. Меня не задевает наличие сотовых у монашествующих , это нормально, это всего лишь средство общения.

Меня задевает их общение по сотовому и их звонки в храме!!! Не на улице или в других помещениях, а в храме! А в целом монастырь очень рекомендую к посещению!!! Очень!
Ирина: -Очень красивое, спокойное место. Тишина, свежий воздух. Ухоженная территория вся утопает в цветах. Монахини оказались довольно приветливыми.

Душевно посидеть в храме, где находится Чудотворная икона Божией Матери. Уходить оттуда не хотелось.Зря там, конечно, перед входом написано, что за фотосъемку заплатить 200 рублей, а за видео – 500!!!Всё равно никто не платит, а осадок остается неприятный.

Денис:


Очень красивый и ухоженный монастырь. Все утопает в цветах. Цветы везде – на входе, на клумбах, на подвесах при входе в здания. Ухоженность богатая, но не выглядит “по-новорусски”. Атмосфера очень душевная, хозяева радушные, нет лишней суеты и попрошайничества.


Не хотелось уходить оттуда. Напоследок улыбнул вид монашки на электромобиле, которые обычно используют в гольф-клубах – дорого, но экологично. Спасибо спонсорам за выделенные финансы и спасибо монахиням за поддержание монастыря в отличном визуально-духовном состоянии.

Алексей:  –

Место очень тихое,спокойное. Из достопримечательностей – толгская икона Божьей Матери, а также кедровая роща (по преданию, шишка из этой рощи исцеляет от всех болезней; мы об этом узнали позже, а то бы обязательно вынесли шишечку))) Неприятно только  поразила коммерциализация данного места, и кодовый замок перед выходом в кедровую рощу. Любопытная особенность – почти все молодые сестры передвигаются по обширной территории монастыря на велосипедах.

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости. 

Какие чудотворные иконы помогают при каких заболеваниях?


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям



• «Утоли Мои Печали»- помогает избавиться от душевных и телесных страданий. От страстей, которые мучают сердце человека.

• «Усекновенная голова св. Иоанна Предтечи» спасает от головной боли.

• «Взыскание погибших» – одна из древнейших икон на Руси. Перед нею Богородицу просят об исцелении от зубной и головной боли, от болезней глаз, от лихорадки, от алкоголизма. Также молятся о тех, кто отпал от веры, о погибающих детях, и о благополучном браке.

• Иверской Богородице молятся о защите от пожара, о плодородии, об утешении в бедах.

• Козельщанская Божья Матерь помогает при травмах и физических повреждениях.

• Образ «Державная» просят о душевной радости, о правде, о защите и сохранении мира в стране.

• Икона Царицы Небесной « Благодатное Небо» помогает наставить на путь спасения души.

• Чудотворная икона «Споручница грешных» спасает от уныния, отчаяния, грехопадения.

• Образ Богородицы «Млекопитательница» просят о благополучных родах и кормлении.

• Также в трудных родах помогает «Феодоровская» Богородица и образ «Слово Плоть Бысть».

• Исцеляет паралич, оспу, болезни ног, защищает от внезапной смерти и напасти темных сил «Ильино-Черниговская» икона.

• «Неувядаемый цвет». Эта чудотворная икона помогает сохранить чистую, праведную жизнь, выбрать вторую половину, разрешить семейные проблемы.

• «Муромская» икона укрепляет тех кто стремится к благочестию, милосердию, кротости, чистоте и правде, а также защищает христианские города и страны.

• Образ Богородицы «Живоносный источник» спасает при телесных и душевных болезнях.

• От алкоголизма молятся перед иконой «Неупиваемая чаша».

• «Достойно есть». Эта икона помогает при болезнях и в благополучном завершении какого-либо дела.

• Боголюбская Богородица неоднократно спасала молящихся от эпидемия моровой язвы, чумы, холеры.

• Владимирскую икону очень чтят в нашей стране. Ее просят спасти от нападения врагов, укрепить веру, спасти от расколов церковь, помирить врагов.

• Тихвинская исцеляет слепых, одержимых, страдающих болезнями суставов, параличом, укрепляет больных детей.

• Казанская чудотворная икона Богородицы также исцеляет слепых, защищает людей в трудные времена войн. Ею принято благословлять на брак.

• Образ Пресвятой Богородицы «Почаевский» исцеляет от духовной и телесной слепоты, от расколов и вражеских напастей, помогает освободиться тем, кто в плену.

• «Умиление» – эту икону очень любил Серафим Саровский. Она дарует людям исцеление.

• От засухи, безбожия избавляет Толгская Богородица.

• «Семистрельная» Владычица спасает от холеры, хромоты, примиряет противников.

• Икона Царицы Небесной «СтрастнАя» также спасает от холеры, слепоты, немощи и пожара.

• Образ Грузинской Девы Марии по молитвам помогает слепым, глухим, страдающим от моровой язвы, чумы.

• Черниговской молятся от беснования, от болезней глаз.

• Калужский чудотворный образ известен благодаря исцелениям расслабленных, глухих.

• От слепоты и холеры избавляет икона «Знамение».

• «Неопалимая купина». Эта чудотворная икона избавляет дом от пожара. Ее принято вещать над входом в дом.

• От болезней избавляет «Целительница».

• Иерусалимская Божья Матерь защищает от пожара, холеры, падежа скота, избавляет от слепоты и паралича.

• «Спорительница хлебов» – икона хлеборобов. Избавляет от засухи, гибели пшеницы, голода.

• Обиженные, угнетенные, страдающие от болезней рук, горла, туберкулеза приходят с молитвами к чудотворной иконе «Всех Скорбящих Радость».

• Слепота, хромота, расслабление, кораблекрушение, плен – все это беды, с которыми люди идут к «Скоропослушнице».

• «Нечаянная радость» избавляет от глухоты.

• Перед путешествием по воде нужно просить защиты у Богородицы перед чудотворной иконой «Спасительница утопающих».

• Оправдания обвиненных, освобождения из плена и возвращения потерянного просят перед образом «Трех радостей».

• «Всецарице» молятся об исцелении от онкологических заболеваний.

• «Призри на смирение». От слепоты и холеры помогает этот образ.



Оригинал поста.

Чудотворные иконы: у какой иконы просить помощи в трудные времена


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям



Чаще всего в церковь люди идут с проблемами, но не всегда знают, у какого образа нужно поставить свечу и произнести молитву. Мы постараемся немного сориентировать вас в этом вопросе и расскажем, в каких храмах России можно найти нужный образ.

Финансовые проблемы


Если в кошельке образовалась дыра, душат кредиты и ипотеки — не опускайте руки. Самое главное — продолжайте работать. И попросите помощи у чудотворных икон святых, покровительствующих финансовому благополучию.

Святитель Спиридон Тримифунтский служил епископом и был известным филантропом — он всегда старался помочь людям с материальными проблемами.

— Храм Иоанна Предтечи в селе Ключищи Республики Татарстан

— Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

— Храм преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре в Москве

— Троицкий собор, Данилов ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, славен не только как священнослужитель, но и как успешный менеджер: он организовал в Волоколамске монастырь.

— Скит Всех Святых Иосифо-Волоколамского монастыря в селе Теряево Московской области

— Пафнутьев-Боровский мужской монастырь в Калужской области

Икона Николая Чудотворца принесет вам успех в торговых делах и финансовых вопросах. Еще при жизни святитель покровительствовал купцам и отдал унаследованное состояние на благотворительность.

— Собор Николая Чудотворца в Никольском Калининградском монастыре

— Храм Николая Чудотворца в селе Быньги Свердловской области

— Храм Николая Чудотворца в Приволжске Ивановской области

— Храм Николая Чудотворца в Великом Устюге

— Храм Николая Чудотворца в Дмитриевском Ставропольского края

— Храм Святителя Николая Чудотворца в Подкопаях в Москве

— Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления в Санкт-Петербурге

Проблемы со здоровьем


Если у вас проблемы со здоровьем и нужно набраться сил, в том числе и духовных, — обратитесь к святым, помогающим в болезнях. Но помните, что молитвы не заменяют визиты ко врачу, а дополняют их.

Великий Иоанн Предтеча, или Креститель, помог огромному количеству людей, чему свидетельством стала посвященная ему книга благодарностей, хранящаяся в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря.

— Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь в Москве

— Храм Иоанна Предтечи в Твери

— Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре в Вологодской области

— Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

— Храм Иоанна Предтечи в селе Ключищи Республики Татарстан

— Храм Иоанна Предтечи при Смоленском духовном училище

Святой Симеон Верхотурский жил в XVII веке в селе Меркушино на Урале. Многочисленные исцеления людей стали происходить на его могиле. С XVIII века мощи святого Симеона хранятся в городе Верхотурье. А путешественники обращаются к иконе святого Симеона с просьбой уберечь от опасностей в пути.

— Никольский Верхотурский мужской монастырь в Свердловской области

— Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь в Свердловской области

— Храм Иконы Божией Матери Живоносный Источник в скиту Октай Свердловской области

— Храм Воздвижения Честного Креста Господня в Нижнетагильском Скорбященском монастыре Свердловской области

— Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье в Москве

— Храм Святителя Николы на Берсеневке в Москве

Целительные свойства иконы Богоматери «Троеручица» известны во всем мире: говорят, что она обладает даром излечивать многие заболевания и избавлять от печали.

— Троицкий собор, Данилов ставропигиальный мужской монастырь в Москве

— Нило-Столобенская пустынь в Осташковском районе Тверской области

— Новодевичий монастырь в Москве

— Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь в Истре Московской области

Проблемы с учебой


Бывает в жизни студента или школьника полоса, когда кажется, что все предыдущие точно были белыми. Книги не читаются, тексты не запоминаются, цифры не складываются, сочинения не пишутся. Сходите в храм — но прежде выучите уроки.




В детстве Сергий Радонежский долго не мог научиться грамоте. До тех пор, пока неизвестный старец не предложил ему прочитать молитву.

Сергий справился без труда, прочитав церковный текст даже не по слогам, а бегло. А затем будущий святой стал учиться лучше всех своих сверстников.

Важно

Сегодня святого Сергия Радонежского просят помочь в учении, которое, к слову, труд, поэтому не стоит уповать исключительно на высшие силы.

— Храм Сергия Радонежского в городе Чапаевске Самарской области

— Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве

— Церковь Сергия Радонежского в Москве

— Свято-Троицкая Сергиева лавра в Сергиевом Посаде

— Собор Сергия Радонежского и Иконы Божией Матери «Казанская» в Курске

— Храм Сергия Радонежского в Агро-Пустыни Рязанского района Рязанской области

Нет любви


Как найти любовь, когда опускаются руки? Во-первых, не сидеть дома. Во-вторых — улыбаться. В-третьих — полюбить себя. В-четвертых — поверить в чудо, и начать нужно — с посещения храма.

Святого Серафима Cаровского называют покровителем браков.

— Храм Серафима Саровского в Светлогорске Калининградской области

— Храм Серафима Саровского в Турнаево Новосибирской области

— Собор Серафима Саровского в Кирове

— Собор Троицы Живоначальной в Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области

Нет детей


Самое главное — не отчаивайтесь!

Икона Божией Матери «Всецарица» имеет мощное исцеляющее начало. Имя иконы — Всегоспожа, Bсeповелительница — говорит о ее особой силе.

— Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

— Храм Всех Святых Алексеевского монастыря в Москве

Святая Параскева Пятница покровительствует материнству и маленьким детям. Девушки обращаются к иконе с просьбой посодействовать замужеству и излечить от женских заболеваний.

— Храм Параскевы (Пятницы) в деревне Большая Тросна Тульской области

— Никольский Староладожский мужской монастырь в Волховском районе Ленинградской области

— Храм Анастасии Узорешительницы в Пскове

— Собор Георгия Победоносца за верхом в Калуге

— Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь в Рузаевском районе Мордовии

В каких российских храмах есть чудотворные иконы


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям



В православной церкви насчитывается около 1000 чудотворных икон. Это иконописные изображения являются источником чудотворения. Они исцеляют, помогают при пожаре и на войне, а также мироточат.



Пресвятая Дева Мария считается покровительницей России. Именно ее иконы чаще других мироточат и совершают чудеса. В Введенском соборе Ярославского Толгского женского монастыря находится чудотворный образ Богоматери Толгской. Эта икона считается покровительницей Ярославля.

Одна из главных святынь русской православной церкви – Казанская икона Пресвятой Богородицы – была утеряна. Однако существует несколько чудотворных списков этой иконы. Один из них находится в Мордовии, в городе Темников. Там располагается Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

Другой чтимый список с Казанской Божией Матерью находится в Александро-Невской Лавре, что в Санкт-Петербурге. Там же можно поклониться еще одной почитаемой чудотворной иконе Девы Марии, именуемой «Невской Скоропослушницей».

В Скорбященском храме города Рязани находится творящая чудеса икона Богоматери «Всех скорбящих радость». В церкви села Замарово Рязанской области можно поклониться чудотворной иконе Божией Матери Боголюбской Замаровской. Она считается одним из первых списков знаменитой Боголюской иконы, которая стояла на воротах древнейшего города Рязанской области – Пронска.

В Воскресенском соборе города Тутаева находится одна из наиболее удивительных реликвий русской православной церкви – чудотворный образ Спасителя. По преданию, эта икона написана в 15 веке преподобным Дионисием Глушицким для церкви Бориса и Глеба.

Вначале она располагалась в куполе храма, затем была перенесена в придел Бориса и Глеба, а в 18 веке Спас разместили в основном помещении церкви.

Во Владычнем монастыре города Серпухова чтится современный список с давно утерянной чудотворной иконы Святого Георгия Победоносца.

Начиная с 2000 года монастырский список начал мироточить.

В Свято-Покровском Авраамиево-Городецком монастыре, расположенном в небольшом селе Ножкино Костромской области, находится чудотворная резная икона одного из любимых христианских святых – Николая Угодника.

Ежедневно тысячи паломников приезжают в Дивеевскую обитель Новгородской области поклониться чудотворной иконе одного из самых почитаемых русских святых – Серафима Саровского. Его образ написали монахини Дивеевского монастыря в 1916 году.

Совет

Чудом уцелев после революции, в 1992 году икона заняла почетное место в возрожденной обители.

Распечатать

В каких российских храмах есть чудотворные иконы

Икона Божьей Матери, именуемой “Толгская”


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям



Празднование: 21 августа (8 августа по старому стилю).

Явление Толгской иконы Божией Матери произошло в 1314 году во время княжения в Ярославле святого благоверного князя Давида Федоровича. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, в схиме Трифон, возвращался из Белозерских краев по Волге в свой кафедральный город.

В семи верстах от Ярославля, в том месте, где в Волгу впадает река Толга, владыка и его спутники вынуждены были остановиться для ночевки. Глубокой ночью святитель увидел высокий огненный столп на другом берегу реки, где в те времена стоял дремучий бор, и ведущий к нему световой мост, образованный его отражением.

Помолившись, епископ добрался по мосту до другого берега и увидел стоящую в столпе на недосягаемой высоте икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. После усердной молитвы владыка таким же чудесным образом вернулся на место ночлега, забыв свой епископский жезл. Утром святитель обнаружил пропажу и вместе со своими спутниками вновь переправился на другой берег.


Жезл был обнаружен рядом с чудотворной иконой, которая теперь стояла в лесу на земле между деревьями. В честь явленного образа владыка и его служители в тот же день выстроили на месте явления Богоматери деревянный храм.


Им помогли и прослышавшие о чуде жители Ярославля, которые толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что, как говорит предание, к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда же при церкви учредили и мужской монастырь, который впоследствии получил название Толгский.

Благодать, источаемая чудотворной иконой, собрала в обитель множество иноков, так что к концу XIV века это уже был монастырь общерусского значения.

В 1393 году совершилось чудо истечения мира от образа Богоматери. За утренним богослужением 16 сентября, когда священник возгласил за утреней: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», из правой руки Богородицы истекло миро, наполнившее церковь благоуханием.

Обратите внимание

Увидев чудо, братия начали совершать благодарственный молебен Богородице, и когда запели: «Владычице, приими молитвы раб Твоих», из левой ноги Богомладенца также истекло миро.

Все болящие окрестных городов и сел, которые в те дни помазались этим миром, получили исцеление, и с того дня икона почитается мироточивою.



В первом же столетии произошли еще два поразительных чуда, связанных с Толгской иконой Божией Матери.

Это воскресение усопшего четырехлетнего сына некоего боярина, который ожил во время своего отпевания в Толгском монастыре, и чудо спасения явленной иконы во время пожара, когда все деревянные постройки обители сгорели. Тогда икону обрели невредимой, стоящей в ветвях одного из монастырских кедров.

В 1553 году царь Иоанн Грозный посетил Толгу и получил чудесное исцеление от мучивших его болей в ногах («Пришедшу же тому великому монарху не о себе, но носиму на креслах»). В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.


Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена, например, когда спасла ярославские земли от долговременного бездождия.


После крестного хода с иконой в ярославский Успенский собор, на землю пролился обильный плодотворный дождь, продолжавшийся в течение трех дней. В 1878 году составитель известного акафиста Толгской иконе Божией Матери А.Ф.

Ковалевский, находившийся при смерти, был чудесно исцелен от присланного ему списка Толгской иконы.

Почитание чудотворного образа до революции способствовало возникновению благочестивого обычая, о котором можно прочесть в старых путеводителях по Волге: каждый проплывавший по главному водному пути России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники имели возможность присутствовать на молебне у Толгской иконы Божией Матери.

Важно

В середине 1920-х годов, когда мужская обитель на Толге была закрыта, чудотворная икона вошла в собрание Ярославского художественного музея. В настоящее время прославленная святыня вновь пребывает на своем исконном историческом месте — в Введенском соборе Толгского женского монастыря.

Празднование иконе было установлено самим святителем Прохором 8/21 августа, в день явления ему чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

Молитвы перед иконой Божьей Матери, именуемой “Толгская”


Молитва первая

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов н Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию.

Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего.

Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятием Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред лицем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение.

Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Божьей Матери перед Ея иконой, именуемой “Толгская”


Тропарь, глас 4

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, Егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающе, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся Российския народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости.

Кондак, глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево, с верою взирающим бывает известное чаяние спасения, столпом бо огненным являющи предстательство, неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление, имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся, да радостными усты вопием Ти вси: радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская, глас 8

Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево, с верою взирающим бывает известное чаяние спасения, столпом бо огненным являющи предстательство, неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление, имже от всяких бед избави, молимся, да радостными усты вопием Ти вси: радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.



Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея, Толгская
Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской

« предыдущая икона :: следующая икона »

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым …

Толгская икона Божией Матери


Чудотворная икона толгской божьей матери: чем прославлен и в каких просьбах помогает людям

 Празднование совершается 21 (8) августа

В 6822 году от сотворения мира [1] во время Киевского и Всероссийского митрополита Петра (память 21 декабря [2]) при благоверном князе ярославском Давиде Феодоровиче епископ Ростовский и Ярославский Прохор, объезжая свою епархию, прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь.

Отсюда он продолжал путь водою на лодках — сначала по притоку Волги Шексне, а затем по самой Волге до Ярославля. Когда путники были на расстоянии шести верст от Ярославля, день начал склоняться к вечеру; тогда они пристали на ночлег к горе, стоявшей на той стороне Волги, где находился город; поднявшись на гору, они разбили шатер.

Стоянка была как раз против того места, где в Волгу впадает приток ее Толга. Вся эта сторона была покрыта лесом.

Совет

Во время ночлега епископ проснулся в полночь и заметил какой-то свет; быстро поднявшись и выглянув из шатра, он нашел всех своих спутников — священников, клириков, слуг и даже сторожей спящими. Между тем великий свет озарял всю местность.

Оборотившись к реке, епископ заметил на противоположном берегу чрезвычайно светлый, необыкновенно сияющий столб, при этом он увидел и мост, ведущий к нему через Волгу; это таинственное явление возбудило в епископе удивление, смешанное с ужасом.

Однако, помолившись Богу и захватив свой епископский посох, он вышел из шатра и, не будя никого, направился к реке и взошел на видимый им мост.

В действительности же епископ шел по воде как по дереву — на этом месте никогда не было моста, но, по повелению Божию, вода, отвердев, образовала мост под его ногами.


Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа. Образ не стоял на дереве, а чудесно держался в воздухе, причем так, что с земли его нельзя было достать руками.


Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира теплые молитвы, соединенные со слезами. После довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох.

Перейдя по тому же самому мосту реку, епископ возвратился в свой шатер, и так как все спали, то его путешествие никому не могло быть известно. До утра епископ спокойно проспал.

Когда рассвело, все встали, и, по обыкновению, была пета утреня. Настало время идти к лодкам, и слуги начали искать посох святителя, но все поиски были тщетны. Тогда они сказали епископу, что неизвестно, куда девался посох, хотя вечером он был поставлен в шатре.

Обратите внимание

Епископ вспомнил, что забыл свой посох на той стороне реки, и понял, что Господь желает сделать известным помянутое чудесное явление. Не будучи в состоянии от слез вымолвить слова, он начал показывать перстом за Волгу.

Потом, едва говоря от волнения, святитель рассказал по порядку, как он достиг противоположного берега Волги и что там видел. Затем он приказал ехать в указываемом им направлении за Волгу и взять там посох.

Слуги поехали и во время поисков посоха обрели в лесу икону Пречистой Богородицы, но уже не на воздухе, а стоящей между деревьев на земле; близ нее лежал и посох. Поклонившись святой иконе и взяв посох, они возвратились к святителю и сообщили ему, что видели икону Пресвятой Богородицы.

Тогда епископ, отложив на время путь к Ярославлю, переехал со всеми своими людьми Волгу. Увидев икону Пресвятой Богородицы, он тотчас узнал тот самый образ, который ночью держался на воздухе, окруженный светлым сиянием в виде столпа.


В радости и веселии духовном святитель преклонил колена, воссылая теплые молитвы Пресвятой Богородице и благоговейно лобызая Ее святую икону. И все присутствовавшие также не могли удержаться от радостных слез и, поклоняясь честному образу, также усердно молились Матери Божией.


Это чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы совершилось 8 августа, когда почитается память святого Емилиана, епископа Кизического.

Святитель Прохор, ни мало не медля, тотчас начал собственными руками очищать место, где явилась святая икона, рубить лес и приготовлять деревья для постройки церкви; его примеру ревностно следовали и находившиеся с ним. В тот же день заложили маленькую церковь и к полудню окончили ее постройку.

Слух о чудесном явлении и связанных с ним событиях дошел до Ярославля, и множество народа поспешило к месту, где находился епископ. Среди пришедших были и духовные, и миряне, старые и молодые, богатые и бедные, здоровые и больные. При виде иконы Пресвятой Богородицы они исполнились неизреченной радости и усердно молились.

Важно

Каждый старался помочь сооружавшим церковь — кто рубил деревья, а кто трудился вместе с начавшими постройку. Когда храм был окончен, епископ в тот же день к вечеру освятил его и внес чудотворный образ.

Затем, совершив во вновь сооруженном храме богослужение, святитель нарек его во имя честного Введения Пресвятой Богородицы и установил празднование явления Ее образа в восьмой день августа месяца. Все присутствовавшие при этом недужные получили, по благодати Пресвятой Богородицы, исцеление.

Тогда же епископ повелел быть при церкви монастырю и в тот же день поставил ему игумена. С этого времени на месте явления чудотворного образа была устроена обитель, сначала довольно незначительная, но потом, с расширением своей славы, она увеличилась и в своих размерах.



Толгский Ярославский монастырь 

Со дня явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы начало совершаться множество чудес. Так в 6900 г.

16 сентября [3], при игумене Германе, когда священник возгласил на утрени после девятой песни: “Богородицу и Матерь света песньми возвеличим!” внезапно от правой руки Пресвятой Богородицы истекло миро, и церковь наполнилась дивным благоуханием.

Все присутствовавшие в храме при виде этого чуда не могли удержаться от удивления и ужаса, прославляя в то же время Бога и Его Пречистую Матерь.

После утрени стали совершать молебен Пресвятой Богородице, и при окончании его во время пения: “Владычице, приими молитву рабов Своих” от левой ноги Пречистого Младенца, держимого Богородицею на руках, истекло миро. Дивное чудо это не могло не возбудить духовной радости в игумене и братии они со слезами преклоняли колена пред Пречистой Богородицей и помазывали чело свое миром, которое обладало великой целебной силой: кто из недужных — какою бы болезнью он ни страдал — ни помазывался чудесным миром, тотчас делался здоров.

Спустя некоторое время после этого чудесного события один боярин, по имени Никита, был послан великим князем из Москвы в Белозерский край: когда он вместе с женою и слугами прибыл в Ярославль, то сел в лодки, чтобы дальнейший путь продолжать водою вверх по реке.

У этого боярина был единственный сын, еще маленький мальчик, — ему было не более четырех лет, — и вот дорогою он разболелся и умер, и его мертвого довезли до Толгского монастыря Пресвятой Богородицы, чтобы здесь похоронить Отец и мать умершего мальчика горько плакали пред иконою Пресвятой Богородицы, так как не имели более детей.

Спрятав тело, занялись приготовлением гроба и остального, нужного для погребения. В этих печальных хлопотах прошло время с часу дня до десяти вечера. И вот, когда, после обычного молебствия, началось надгробное пение, мальчик неожиданно ожил и воскликнул. Все ужаснулись и вместе с тем радовались, особенно же радовались родители.

Совет

Они не знали, как благодарить Господа и Его Пречистую Матерь, снова увидев своего сына живым и здоровым.

Однажды по попущению Божию в монастыре случился большой пожар. При этом и церковь загорелась так быстро, что братия не успели отворить церковных дверей и хоть что-нибудь вынести из храма, вся церковь со всем находившимся в ней сгорела. Все со скорбью думали, что этой же участи подверглась и чудотворная икона.

Но после пожара неожиданно нашли в роще близ монастыря святую икону, совершенно неповрежденную и окруженную сиянием. Конечно, не человеческими, а только ангельскими руками могла быть взята святая икона из великого пламени.

Братия с радостью прияли святую икону и, не медля, принялись за постройку нового храма, более обширного по размерам и великолепного по своим украшениям.


В 20-х годах XX века, после закрытия Толгского монастыря, чудотворный образ стал одним из музейных экспонатов Ярославского художественного музея, а 20 августа 2003 года, святыня была возвращена в Толгский монастырь.



  1. От Рождества Христова 1314 г. ^

  2. Даты в тексте даны по старому стилю. ^

  3. От Р.Х. 1392 г. ^


То́лгский Яросла́вский в честь Введения во храм Пресвято́й Богоро́дицы монасты́рь 








Дата появления:



Иконографический тип:



Местонахождение:



Дата празднования






Толгская икона Божией Матери
Большая икона Толгской Богоматери

к. XIII в., явленная икона — 1314 г.


Елеуса


Большая — ГТГ, явленная — Толгский монастырь


8 (21) августа

Изображения иконы на Викискладе

Толгская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы.

Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса.

Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 8 августа (по юлианскому календарю).

Содержание


Большая икона Толгской Богоматери


Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) илиТолгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века[1]. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы периода дученто[2], а В. И. Антонова грузинской школе[3]. Обе эти версии не находят поддержки.

В пользу ярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения[1][3].Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII—XIII веков.

Обратите внимание

Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века)[4].

В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ[1] и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля[4].

Иконография


Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на липовой доске размером 92 на 140 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками.

Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио[5]. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне.

По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриили Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы.

Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону:

Явленная икона Толгской Богоматери


Явленная икона Богоматери Толгской

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий.

Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и передана в собраниеЯрославского художественного музея.

В 2003 году икона была передана в монастырь[6], оставаясь частью коллекции Ярославского художественного музея.

Предание


Церковное предание связывает с его появлением следующую историю.

В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга.

Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Богоматерь Толгская с клеймами, 1655 год

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле.


После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день.


Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её честь.

Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса:[7]


  • 16 сентября 1392 года — мироточение образа во время утрени;

  • воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой;

  • конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;

  • 1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор[8];

  • 1766 год — спасение Ярославля от засухи[9].


Иконография


Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на доске размером 48 на 61 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы[1]. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.

Для придания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III


Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).

Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой.

Важно

Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий.

Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.

Храмы


На рубеже XVII и XVIII веков храмы в честь Толгской Богоматери строились не только в Ярославле (тёплая церковь Власьевского прихода, одноглавая церковь рядом с Успенским собором), но и в московских монастырях — Высокопетровском и Николо-Перервинском.

Примечания



  1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века

  2. Schweinfurth Ph. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930, S. 150—151

  3. Большая икона Толгской Богоматери

  4. Масленицын С. И. Ярославская иконопись

  5. Гукова С. Н.

     Знаки приснодевства Богоматери

  6. Толгская икона Богоматери возвращена из музея в монастырь

  7. Димитрий Ростовский. Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской

  8. Икона Божией Матери Толгская // Дмитриева Н. В. О Тебе радуется! М.

    :Сретенский монастырь, 2004

  9. Поселянин Е. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Август


Ссылки



  • Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века

  • Масленицын С. И. Ярославская иконопись

  • Икона Божией Матери Толгская // Дмитриева Н. В. О Тебе радуется! М.:Сретенский монастырь, 2004

  • Толгская икона Божией Матери – трофей из Алании