Сергий Радонежский - загадочный христианский святой




Каждая уважающая себя религия может похвастаться своими святыми. Обычно святым приписывают разные чудеса, акты самопожертвования, строгости и смирения. Вспомним библейскую заповедь: не убий! Такими белыми и пушистыми были святые. Но есть в православном христианстве один преподобный, который, если разобраться, имел к христианству весьма посредственное отношение. Речь идёт о Сергие Радонежском. Что с ним не так? Давайте разбираться.




Сергий был не просто патриотом своей земли, но ещё и активным общественным деятелем. Есть подозрения считать, что Троице-Сергиевский монастырь, где он заведовал, превратился в центр подготовки молодых дисциплинированных специалистов, откуда в своё время выпустились воины-монахи Пересвет с позывным “Александр” и Ослябя с позывным “Родион”. Современному христианину это может показаться чем-то невероятным… Священник превращается… нет, не в распальцованного бизнесмена, как это часто бывает в наше время, а в настоящего наставника для бойцов, элитного подразделения того времени. Судя по многим уликам, можно уверенно сделать вывод, что православное христианство на Руси тогда было совершенно иным, чем мы себе сейчас представляем. Скорее всего, между христианством и старой дохристианской, ведической верой не было чётких границ, но об этом чуть позже.
За время своей службы в церкви Сергий Радонежский воспитал много учеников, которые основали до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей. В них, по примеру Сергиева монастыря был введен общежительный устав, что в какой-то степени напоминает устав воинский. Получается, древнерусский монастырь был прототипом современных военных частей, где основными мотивами для дисциплины были патриотизм и работа над собой.

Сергий Радонежский поспособствовал не только развитию монашества на Руси, но и созданию своеобразных баз, где жёсткой дисциплиной и аскетизмом воспитывались потенциальные воины. В случае острой необходимости они были способны превратиться из монахов в бойцов.

В период своего игуменства Сергий запретил монахам просить подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили за счёт собственного своего труда, сам подавая в этом пример. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий отказался. Это говорит о том, что он не был карьеристом.




Сергию Радонежскому приписывают сильное влияние на военно-политическую ситуацию на Руси в те времена. К нему приходили высокопоставленные лица за советом перед принятием важнейших решений, то есть святой выступал в качестве советника по внутренним и внешнеполитическим делам.

Именно благодаря Сергию Радонежскому Московское княжество не стало торговой колонией генуэзцев, когда Мамай предложил местным властям не очень-то выгодную для региона сделку с Генуей. Хотя многим предложение показалось выгодным, преподобный Сергий Радонежский заявил, что «на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех».

Именно Сергий Радонежский настроил Дмитрия Донского на победу в междоусобной схватке на Куликовом поле. Многие летописцы уверены, что преподобный вселил уверенность в князя и дружину, несмотря на численное превосходство армии Мамая.

После победы в Куликовской битве великий князь стал относиться с ещё бо́льшим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его скрепить духовное завещание, которое впервые узаконило новый порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну.
Несмотря на чёткую и однозначную позицию официальной истории, до сих пор точно неизвестно, в каких отношениях с татарами была Русь, кто с кем воевал и почему. Это же касается Куликовской битвы, в которой участвовали выпускники монастыря Сергия Радонежского. Да и сам святой косвенно участвовал в ней. Без его заверений в успехе русских вряд ли победа Донского была бы обеспечена.

В качестве наиболее достоверного изображения этого сражения возьмём старую ярославскую икону, датируемую серединой 17-го века. Принято называть её так: «Сергий Радонежский. Житийная икона».

Почему мы должны верить именно этому образу? Дело в том, что практически все иконы, которые покрывали по традиции олифой, со временем темнели, и примерно раз в 100 лет их опять покрывали основой и рисовали заново. Это означает, что под верхним изображением иконы находятся как минимум ещё одна старинная икона. Нижний слой представляет особый интерес. В 1959 году смогли снять верхние слои и таким образом, на жаргоне реконструкторов, “раскрыли” её самую первую редакцию.