Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


На протяжении долгих веков Азию и Европу связывала важная торговая артерия, называемая Великим шёлковым путём. Это был не единичный маршрут, это была целая транспортно-торговая сеть. Купцы и миссионеры, дипломаты и кочевники, воины, путешествовали на лошадях и верблюдах, преодолевая огромные расстояния.


Так Запад и Восток обменивались не только товарами и технологиями, а перенимали культуру, медицину, знания и религиозные традиции друг у друга. Это сделало мир таким, каким его можно наблюдать сегодня, внеся изменения в развитие древних цивилизаций...

Почему «шёлковый»?



Во времена существования этой торгово-транспортной сети её не называли так, как привыкли сегодня. Термин «шёлковый путь» был придуман лишь в 1877 году. Так его назвал немецкий географ Фердинанд Фрейхер фон Рихтгофен. Он занимался исследованием темы процветающей торговли между Римской империей и Китаем периода с 3 века до нашей эры до 3 века нашей эры. Важным же этот маршрут являлся вплоть до 18 века. Тогда сухопутную торговлю вытеснила морская.
Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


До 18 века Шёлковый путь являлся важной торгово-транспортной артерией, связывающей Восток и Запад

Далее речь пойдёт о 8 самых важных товарах Шёлкового пути.

1. Шёлк



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Шёлк - самый ценный товар

Конечно же это шёлк! Ведь термин не зря взял своё название от него. Впервые этот дорогостоящий материал был произведён в Китае за три тысячелетия до Рождества Христова. Эта прекрасная ткань стала самым ценным предметом сухопутной торговли. Дипломатические и торговые караваны преодолевали многие тысячи километров, чтобы купить и доставить шелка для европейских модниц и модников.

Шёлк, кроме того, что был невероятно ценным товаром, обладал ещё рядом полезных для купцов качеств. Грузоподъёмность вьючных животных была весьма ограничена. А шёлковые ткани имели не столь большой вес, но зато стоили невероятно дорого. Это было очень важным достоинством в те времена.
Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Нужно было преодлолеть многие километры пути

Римская аристократия чрезвычайно ценила китайские шелка. Это были роскошные тонкие ткани, невероятно красивые, великолепной работы текстиль. Позже технологии его производства переняли в Средиземноморье. Дамасские ремесленники создали новый вид ткани - двусторонний тканый шёлковый текстиль. Его так и стали называть - дамаск.

В восточных культурах же шёлк был не просто дорогостоящей одеждой. Его использовали для пошива ритуальных знамён, делали из него холсты для картин. В одном из поселений на Шёлковом пути, под названием Турфан, шёлк был твёрдой валютой. Также им платили налоги.

2. Лошади



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Галопирующая арабская лошадь с типичным высоко поднятым хвостом

Впервые в степях Средней Азии начали приручать лошадей около 3700 года до нашей эры. Этих животных потом с успехом использовали для перемещения. С их помощью племена кочевали, а также совершали набеги на соседние территории. У других народов лошади приобрели популярность, как вьючное и тягловое животное. На них возделывали поля, ездили и использовали в войнах. Лошадей часто меняли на шелка. Китайские торговцы обменивались с кочевниками. Хорошо воспитанная лошадь из монгольских степей или Тибетского плато стоила рулон шёлка. Это был очень дорогой товар. Дорогой текстиль обеспечивал статус, лошади тоже. Они ведь были не только транспортным средством, а и предметом роскоши для элиты евразийского общества того времени.

В этом свете становится понятно, почему в знаменитой гробнице китайского императора Цинь Шихуана (259–210 до н.э.) есть не только терракотовые скульптуры воинов, но и невероятно реалистичные статуи 520 колесниц и 150 кавалерийских лошадей.

Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Терракотовые воины и лошади

3. Бумага



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой




Изготовление бумаги в Китае

Бумагу изобрели в Китайской империи во 2 веке до нашей эры. Этот экзотический тогда материал довольно быстро распространился по всей Азии, благодаря буддийским монахам. Исламский мир узнал о бумаге в 8 веке, когда вёл войны с китайской династией Тан. После этого Халиф Харун аль-Рашид построил бумажную фабрику в Багдаде. Затем материал был завезён в Египет, а после в Африку. После этого технология дошла и до Европы. Первыми её опробовали в 12 веке в Испании. После чего она распространилась по всему континенту.

Бумага выполняла на Шёлковом пути ряд весьма ценных функций. Это был не только товар. Документы, которые служили своего рода паспортами и пропусками, были бумажными. Также купцы и дипломаты перевозили написанные на ней книги, поэтические и научные тексты. Это служило передачей знаний, новых систем мышления, религиозных верований. Именно этот идейно-культурный обмен, опирающийся на бумагу и был самым важным значением Великого шёлкового пути.

4. Специи



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Ещё одним чрезвычайно ценным товаром Шёлкового пути были специи. Шри-Ланкийская корица, китайская кассия и многие-многие другие — экзотические и важные, самые желанные предметы торговли тех времён. Специи ценились не только за их кулинарные свойства, их применяли в медицине, а также в религиозных ритуалах. Шёлковый текстиль можно было производить везде, где только можно разводить шелкопрядов. Специи же получали из растений, которые нуждались в весьма специфических условиях. Это невероятно увеличивало их ценность, превращая в истинный предмет роскоши той эпохи.

5. Нефрит



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Этот весьма ценный минерал занимал центральное место в китайской ритуальной культуре. Прекрасный зелёный драгоценный камень очень ценили и в Европе. За тысячи лет до появления Шёлкового пути Китай уже активно торговал с Западом этими кристаллами по маршруту, который называли тогда Нефритовым путём.

Когда в восточной империи истощились запасы этого зелёного драгоценного кристалла, то китайцы стали искать его у соседей. Сокровищем оказалось богато древнее иранское царство Хотан. В тамошних реках было полно огромных кусков самого ценного сорта нефрита, из которого вырезали замысловатые фигурки и украшения. Торговля нефритом приносила баснословные прибыли. Это могло посоперничать с торговлей жемчугом.

6. Стеклянная посуда



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой

Древнеримская стеклянная посуда

Европейцы часто думают, что большая часть товаров Шёлкового пути шла с экзотического Дальнего Востока только на запад. Но на самом деле она успешно процветала во всех направлениях. Это доказывают археологические находки в Китае, Корее, Таиланде и на Филиппинах. Учёные, среди ценных вещей, принадлежавших азиатской знати, находили римскую посуду. Уникальные римские технологии по производству стекла делали их посуду невероятно ценной на Востоке.

7. Меха



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Тайга - это огромная территория вечнозелёных лесов от российской Сибири до Канады. Издавна это была местность, которая славилась искусными охотниками. Пушнина была весьма ценным товаром. Соболиные, норковые, лисьи меха, шкуры горностая и бобра — были предметами роскоши. Высшие лица мировых государств любили украшать ими свою одежду. Это был признак очень высокого статуса. Существовал северный «меховый путь», по которому меха доставлялись ко дворам всех евразийских монархов.

8. Рабы



Шёлковый путь: торговая сеть между Азией и Европой


Невольничий рынок

Рабы были обычным товаром на Шёлковом пути. Армии кочевников уводили в плен множество народу и продавали их частным торговцам. Те перепродавали живой товар дальше. Это были не совсем такие уж бесправные люди. Они становились слугами, управляющими и евнухами при королевских дворах. Это было не похоже на африканскую работорговлю, где людей поставляли в Новый Свет как бесправных животных. На Шёлковом пути рабы были лишь украшением жизни элиты, а не важным экономическим ресурсом.