70-летие Калининградской областной таможни
Калининградская таможня ведёт свое начало с лета 1945 года. В соответствии с решениями Потсдамской конференции Кёнигсберг и прилегающая к нему территория отошли к Советскому Союзу. 15 октября 1945 года Наркоматом внешней торговли СССР был издан приказ о создании в морском порту Кёнигсбергской таможни, которая с 1 июля 1946 года стала именоваться Калининградской. Сфера деятельности таможни долгое время ограничивалась рамками морского порта. Здесь осуществлялся контроль за пропуском грузов, велась борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, взимались пошлины. Девяностые годы стали знаковыми в истории региональной таможни. Калининградская область в одночасье оказалась отрезанной от остальной территории России границами других государств. Именно тогда была заложена и создана сеть новых современных пунктов пропуска, сформированы коллективы таможен и таможенных постов.
К 1993 году на территории региона функционировало уже шесть таможен. В последующие годы эта организация претерпела ряд структурных преобразований. На сегодняшний день на территории области одна Калининградская областная таможня. С 2014 года она напрямую подчиняется Федеральной таможенной службе РФ.
В структуру областной таможни входит 21 пост. Восемь из них расположены в автомобильных пунктах пропуска, три — в морском пункте пропуска, один — в железнодорожном, один — в воздушном, 6 — внутренние таможенные посты. Также функционируют Центр электронного декларирования и Калининградский акцизный таможенный пост. Организация работы всех подразделений и постов требует значительных административных и кадровых ресурсов. Неудивительно, что областная организация имеет самую большую штатную численность среди таможен России — около 1 900 человек.
Несмотря на определённый экономический спад, за девять месяцев 2015 года калининградские таможенники оформили почти 120 тысяч деклараций на товары. Грузооборот составил порядка 8 миллионов тонн, товарооборот — более 12,7 миллиарда долларов США. Велик и пассажиропоток: на сегодняшний день через границу проследовало более 6,6 миллиона физических лиц и около 3 миллионов легковых транспортных средств.
С начала года таможенниками выявлено и пресечено 2524 административных правонарушения, возбуждено 14 уголовных дел. Изъято 12430,0 тыс. штук сигарет. Словом, к своему юбилею «наследники Верещагина» подошли с достойными результатами. Об этом говорили во время торжественного собрания руководители янтарного края и прибывшие на праздник представители Федеральной таможенной службы РФ. Лучшие работники были удостоены наград и грамот.
Однако наиболее яркие и динамичные события, приуроченные к 70-летию региональной таможни, состоялись в областном центре, на набережной Баграмяна.
По такому случаю здесь же у причальной стенки ошвартовались суда и катера СЗТУ. Что примечательно, несмотря на морской статус, звания у членов экипажей сухопутные, а служат на таможенных судах в отличие от ВМФ только офицеры и прапорщики. Как оказалось, большинство моряков таможни имеют богатое флотское прошлое. Многие не один год отдали службе в ВМФ, командовали кораблями Балтийского флота.
Например, командир большого таможенного судна «Дмитрий Шишков» подполковник таможенной службы Игорь Кравцов — выпускник Черноморского ВВМУ имени П.С.Нахимова. В 1991 году по окончании училища получил распределение в бригаду ракетных катеров и кораблей Балтийского флота. Причём всю офицерскую службу Игорь Владимирович проходил именно в этом соединении. В разные годы командовал катерами Р-6, Р-187 и Р-257.
— На пенсии показалось так скучно, — говорит Игорь Кравцов, — решил пойти служить в таможню. Начинал с должности старшего помощника командира большого таможенного судна «Дмитрий Шишков». Сейчас уже более трёх лет сам командую судном.
В России построено всего шесть аналогичных корпусов. Все в интересах таможенной службы РФ. По своей конструкции БТС «Дмитрий Шишков» уникально. Оно спроектировано в ЦКБ имени Алексеева. Основной принцип перемещения судна по воде — движение на воздушной каверне. Эти суда в своём классе являются самыми быстроходными в мире и могут развивать скорость до 50 узлов. Мореходность БТС «Дмитрий Шишков» до 5 баллов, дальность плавания более 600 миль позволяют нам держать экономическую зону России на Балтике под полным контролем.
Экипаж 14 человек. Семь офицеров и семь прапорщиков. Вооружение — огневой комплекс с пулемётом калибра 12,7 мм — весомый аргумент для приведения в чувства нерадивых товарищей, которые в море игнорируют наши законные требования. Проверки судов случаются примерно 5-6 раз в месяц. В основном на предмет незаконного лова рыбы или превышения квот вылова. Иногда чтобы задержать нарушителей, приходится задействовать весь потенциал быстроходного судна.
Судно «Дмитрий Шишков» постоянно несёт службу в море. Даже во время непродолжительных стоянок у причальной стенки всегда находится в часовой готовности. Вахта обеспечивает её поддержание.
Полтора месяца назад экипаж среднего таможенного судна «Юрий Лавров» под командованием майора таможенной службы Александра Пушкина во взаимодействии с сотрудниками досмотровой группы в морском порту Калининграда задержали две партии кокаина весом 172 кг и 490 кг. Это крупнейшая за последние 20 лет изъятая партия наркотиков.
Кстати, БТС «Дмитрий Шишков» и малое таможенное судно М-524 участвовали в параде в День ВМФ. Командовал МТС-524 офицер, в своё время служивший в соединении ракетных катеров и кораблей, капитан таможенной службы Александр Соломин.
— Мы стараемся брать людей, прошедших школу ВМФ, — уточняет Игорь Кравцов. — Без таких понятий, как воинская дисциплина и флотский порядок, здесь не обойтись. Специфика службы на таможенных судах такова, что на командирские должности требуются офицеры, привыкшие ходить по морю очень быстро. Неудивительно, что в экипажах у нас много людей, в разные годы служивших на ракетных кораблях и катерах ВМФ...
Разговор прервала команда: «Строиться!» Праздник начался. Вначале перед собравшимися на набережной жителями города выступили сотрудники кинологического отдела Калининградской таможни. Сегодня на службе в таможни состоят 47 собак: овчарки, лабрадоры и терьеры обучены на поиск наркотических средств, табака и янтаря. Для перевозки четвероногих друзей в распоряжении таможенников есть специальные автомобили с кондиционерами. Кинологи продемонстрировали зрителям элементы дрессировки и служебной деятельности собак. Повинуясь едва заметным движениям, они чётко выполняли все команды, в прыжке преодолевали препятствия, искали и находили наркотические вещества в корпусе автомобиля, янтарь в обычном принтере, героин в одежде преступника. Взрыв аплодисментов сорвал танец, который со своим питомцем исполнила кинолог Наталья Анисимова.
Затем гостям праздника предложили переместиться ближе к набережной. В акватории реки развернулась «операция» по задержанию контрабандистов на воде. По замыслу показного учения одна из преступных группировок планировала ввоз по реке на территорию области наркотиков. Штабом специальных операций таможни на основании полученных данных была разработана операция под кодовым названием «Капкан». В ней были задействованы силы морского отдела таможни и бойцы специального отряда быстрого реагирования, которым командует полковник таможенной службы Александр Жемчугов.
Наркотики преступники предполагали ввезти под прикрытием незаконного перемещения сигарет. Однако их расчёт оказался ошибочным. Силы морского отдела и СОБР таможни своевременно заняли исходные позиции. Потребовалось не более минуты, чтобы в момент передачи наркотического зелья быстроходные таможенные суда настигли злоумышленников, а бойцы СОБРа их обезвредили. «Капкан» замкнулся. Сброшенный контрабандистами в воду сверток с наркотиками со дна реки оперативно достали водолазы.
Профессионализм действий морских сил и бойцов отряда специального быстрого реагирования был по достоинству оценен зрителями. Завершилось мероприятие торжественным прохождением судов Калининградской таможни по реке Преголя.
Владимир Дашевский, «Страж Балтики»
Обсудим?
Смотрите также: