Создать аккаунт
Последние новости » Соцпортал » Гороскоп » «Бдительный» — эстафета поколений
Гороскоп

«Бдительный» — эстафета поколений

699

«Бдительный» — эскадренный миноносец Российского Императорского флота (до 9 марта 1902 года — «Кит»).


«Бдительный» — эстафета поколений


КОНСТРУКЦИЯ

Отношение длины к ширине корпуса составляло 8,7 коэффициента. Корпус корабля разделялся на отсеки 12 водонепроницаемыми переборками, идущими от киля до верхней палубы. Толщина наружной обшивки составляла 4 мм в оконечностях, 5 мм — для ширстрека и 4,5 мм — для всех остальных поясов. На высоте 100 мм от грузовой ватерлинии наружная обшивка оцинковывалась. Толщина листов палубной обшивки увеличивалась от 3 мм в оконечностях до 4,5 мм в средней части.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение — 354 тонны (полное)

Длина — 61 м (между перпендикулярами)

Ширина — 7 м (наибольшая по шпангоутам)

Осадка — 1,8 м

Двигатели — 2 паровые машины тройного расширения, 4 водотрубных котла Шихау

Мощность — 6000 индикаторных л. с.

Скорость хода — 27,4 узлов полная

Экипаж — человек

Вооружение

Артиллерия — 1 75-мм пушка Канэ, 5 х 1 47-мм пушек Гочкиса

Минно-торпедное вооружение — 3 поворотных 381-мм ТА Уайтхеда (6 торпед)

ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ

Заказан по судостроительной программе «Для нужд Дальнего Востока». 11 января 1899 года зачислен в списки судов Российского флота, 26 февраля заложен на судоверфи фирмы «Шихау» в Эльбинге, 18 ноября 1899 года спущен на воду. Вступил в строй в июне 1900 года. После испытаний отправился в Либаву, куда прибыл в июле 1902 года.

С 12 октября 1900 года по 23 апреля 1901 года совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур, где вошёл в состав Первого отряда миноносцев Первой Тихоокеанской эскадры.

С началом Русско-японской войны «Бдительный» принял участие в боевых действиях, неся сторожевую службу на внешнем рейде и совершая разведывательные походы. За первый месяц войны миноносец выходил в море с различными боевыми заданиями 5 раз. 9 марта 1904 года совместно с «Грозовым» отражал атаку японских миноносцев на рейде Порт-Артура. 2 мая во время возвращения из очередного похода на миноносце лопнуло несколько котельных трубок. 2 июля на «Бдительном» смонтировали приспособление для постановки мин и впоследствии корабль участвовал в нескольких минных постановках.

8 августа он вместе с миноносцами 1-го и 2-го отрядов принимал участие в обстреле из бухты Тахэ левого фланга японской армии, а затем включился в сторожевую службу по охране рейдов, перейдя в распоряжение заведующего подвижной и минной обороной порта контр-адмирала М.Ф. Лощинского. 28 сентября «Бдительный» принял участие в минной постановке около бухты Лунвантан, сопровождавшейся «беспорядочным артиллерийским огнем» между русскими и японскими миноносцами, который закончился безрезультатно.

29 октября он с миноносцем «Сердитый» на буксире возвращался в Порт-Артур из бухты Белый Волк, где последнее время миноносцы укрывались от бомбардировок. Около 4 ч дня «Бдительный» под командованием лейтенанта А.М. Косинского шел фарватером между берегом и минами заграждения инженерного ведомства (где обыкновенно ходили миноносцы) и на траверзе Маячной горы коснулся мины. Взрывом были разрушены два кормовых отделения, но благодаря переборке между унтер-офицерским и кормовым отделением, миноносец остался на плаву. Подошедший «Статный» взял его на буксир, а «Смелый» подал буксир на «Сердитый»; оба миноносца были благополучно отбуксированы в гавань, где немедленно приступили к выяснению повреждений и возможности исправления «Бдительного». Однако эти повреждения оказались серьезными, и их ремонт в осажденной крепости был практически невозможен.

31 октября на военном совещании адмиралов было решено команду и офицеров с миноносца «Бдительный» снять и передать в распоряжение командира порта.

Накануне сдачи крепости, в 7 ч вечера 19 декабря 1904 года, па вершине Золотой горы зажглось несколько фальшфейеров, по сигналу начался подрыв судов. К 9 ч вечера на кораблях заложили подрывные снаряды (в основном зарядные отделения торпед), и по всей гавани загрохотали взрывы, началась агония порт-артурской эскадры. Корабли в языках пламени ложились на дно бухты, оставляя на поверхности палубы и надстройки. Взрывы продолжались всю ночь. К утру 20 декабря 1-я Тихоокеанская эскадра перестала существовать.

«Бдительный» — эстафета поколений


«Бдительный» — эстафета поколений


Среди подорванных в эту ночь кораблей был и миноносец «Бдительный» (на фото).

«Бдительный» — эстафета поколений


«Бдительный» — эскадренный миноносец типа «Инженер-механик Зверев», построенный для усиления Российского флота на Дальнем востоке. До 10 октября 1907 года числился миноносцем. Назван в честь одноимённого миноносца типа «Кит», погибшего в Порт-Артуре.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение — 450 тонн

Длина — 61 м (между перпендикулярами)

63,5 м (с тараном)

Ширина — 7 м (наибольшая по шпангоутам)

Осадка — 1,8 м (носом)

2,7 м (кормой)

Двигатели — 2 паровые машины тройного расширения, 4 водотрубных котла Шихау

Мощность — 6000 индикаторных л. с.

Скорость хода — 28,63 узлов полная

Дальность плавания — 225/960 миль (27/12 узловым ходом)

Экипаж — в 1912:70 человек

Вооружение

Артиллерия — 2х75-мм пушки Канэ, 6 пулемётов 7,62 мм

Минно-торпедное вооружение — 3 поворотных 450-мм ТА Уайтхеда образца 1904 года (6 торпед).

«Бдительный» — эстафета поколений


ПОСТРОЙКА И ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

Построен на верфи Шихау в Эльбинге. После спуска на воду секретно перевезен в Россию на пароходе. От отправки миноносца во Владивосток отказались из-за окончания военных действий с Японией. 20 октября 1905 года было решено заменить на строившихся миноносцах все 47-мм орудия на одно кормовое 75-мм и установить шесть пулемётов. Для растяжки радиосети на миноносце установили две мачты.

«Бдительный» прошёл капитальный ремонт корпуса и главных механизмов в 1910—1911 годах на заводе акционерного общества «Крейтон и Ко» в Санкт-Петербурге с заменой котлов. После ремонта скорость миноносца была равна 22,8 узлам.

Накануне Первой мировой войны миноносцы типа «Инженер-механик Зве­рев» свели в третий дивизион Первой минной дивизии.

УЧАСТИЕ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

После начала Первой мировой войны «Бдительный» в составе дивизиона обеспечивал и прикрывал минно-заградительные, набеговые действия главных сил флота, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону броненосных кораблей, нес дозорную и конвойную службы.

В 1915-1916 годах прошёл капитальный ремонт.

8 июля 1916 года совместно с эсминцем «Внушительный» во время крейсерства в Ботническом заливе захватил по призовому праву германские пароходы «Вормс» и «Лиссабон».

Участвовал в Февральской революции. 7 ноября1917 года вошёл в состав Красного Балтийского флота.

14 ноября 1917 года погиб, подорвавшись на германской мине.

ИЗ КНИГИ К. П. ПУЗЫРЕВСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ КОРАБЛЕЙ, БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ. М. ВОЕНМОРИЗДАТ. 1942. Все даты приведены по новому стилю.

Повреждение 22 октября 1916 г. на банке около Балтийского порта эскадренного миноносца «Бдительный»

22 октября 1916 г. в 5 ч 30 мин эскадренный миноносец «Бдительный» совместно с «Внушительным» стоял у внешней стоянки гавани Балтийского порта кормою к выходному фарватеру. Впереди миноносцев стояли портовые буксиры и катера. При отходе «Бдительного" от соседнего миноносца, там, где не было возможности пройти вперед, решили выходить из узкости задним ходом. Командир дал машинам задний ход и переложил руль вправо, отчего корму откинуло вправо.

Производя съемку корабля в темноте и зная, что вблизи за кормой имелась остовая веха, командир развернул миноносец машинами на заднем ходу, предполагая вывести корму возможно дальше от мелководья, причем работала малым задним ходом только одна машина. Считая себя на свободной воде, командир застопорил машину и изменил положение руля, вследствие чего корму «Бдительного» бросило в противоположную сторону, и в 5 ч 35 мин миноносец с небольшим ударом остановился на мелководье. Командир приказал произвести промер, причем оказалось, что глубина под кормой была 1,8 м, под кормовым командньм помещением 5 м и под форштевнем 12 м.

Ввиду полной темноты определить место посадки и рассмотреть вехи не удалось, и командир решил остаться на месте посадки до рассвета. Утром оказалось, что «Бдительный» стоял в полкабельтове о вехи. Погода была тихая, мглистая, со спускавшимся туманом, в результате чего видимость не превышала 30 м. Командир «Бдительного» известил о случившемся «Внушительный», который подошел для оказания помощи буксированием. «Внушительный» быстро снял «Бдительный» с мели, но зато сам приткнулся к мели правым бортом.

Опасаясь дрейфа, оба миноносца отдали якоря. Моторный катер был послан в гавань за буксирами, которые вывели поочередно оба миноносца на большие глубины и в 9 ч 23 октября привели их в гавань.

Осмотром подводной части установили у «Бдительного" повреждение левого винта. Течи в корпусе не имелось. Жертв не было.

Повреждение от столкновения эскадренных миноносцев «Бурный» и «Бдительный» 14 декабря 1916 г.

14 декабря 1916 г. в начале 17-го часа эскадренные миноносцы входили на Свеаборгский рейд в строе кильватерной колонны (миноносцы подошли к рейду в темноте, потому что заход солнца был в 15 ч 27 мин). Головным шел эскадренный миноносец «Инженер-механик Дмитриев», вторым «Бурный» и концевым «Бдительный».

В 16 ч 30 мин, проходя Скатудденскую отмель на траверзе нордовой вехи и находясь на 0,5 длины (около 32 м) от миноносца «Инженер-механик Дмитриев», командир «Бурного», опасаясь столкновения с передним мателотом, застопорил машины. В это же самое время командир» Инженер-механика Дмитриева» неожиданно для «Бурного» дал задний ход, в результате чего могло произойти столкновение. Уклоняясь от таранного удара, командир «Бурного» дал полный ход назад, имея позади себя на расстоянии 3 длин корабля (170 м) эскадренный миноносец «Бдительный».

Командир «Бдительного», давая свистки, показал ратьером на «Бурный», что он дает машинам тоже задний ход, таким образом все миноносцы оказались на заднем ходу, погашая инерцию. В это время на ветре в 4 балла «Бурный» занесло на нордовую веху; миноносец, стремясь выйти из неогражденной части фарватера, давал переменные хода, но за это время расстояние до «Бдительного» быстро уменьшилось, и в результате через 5 секунд произошло столкновение «Бурного» с «Бдительным».

Таранный удар последнего пришелся под острым углом в корму с левого борта, нанеся «Бурному» надводную пробоину против левого отвода. Столкновение произошло через 1 мин., считая с момента начала работы машин «Бурного» задним ходом.

Все миноносцы после аварии остановились. Миноносец «Бдительный», находясь на фарватере, также маневрировал и давал машинам переменные хода с тем, чтобы корабль не снесло за вешки. Желая остановить машину, командир перевел ручку машинного телеграфа на «стоп», но вследствие неисправности цепи Галля, которая лопнула, стрелка телеграфа показала ход «полный вперед», и командиру корабля пришлось тогда передать в машинное отделение о перемене хода рупором.

Видя, что ветром миноносец наносит на нордовую вешку, он, несколько раз меняя ход, сближался с «Бурным"; в конце концов произошло столкновение, при котором «Бдительный» от удара погнул себе таран. Подойдя к «Бурному», «Бдительный» ошвартовался у борта с тем, чтобы борт-о-борт идти с ним к бонам в Норра-Хамн (одна из трех восточных гаваней Гельсингфорса), куда он вскоре и был приведен. Жертв при столкновении не имелось.

Повреждение от столкновения эскадренного миноносца «Бдительный» 17 июля 1917 г.

17 июля 1917 г. в 4 ч 26 мин «Бдительный" снимался со швартовов в Ревельской гавани. Находясь в нескольких метрах от соседнего миноносца, командир, желая отойти задним ходом, поставил ручки машинного телеграфа на «малый ход назад". Несмотря на зто, корабль по-прежнему продолжал сближаться с «Внушительным».
Избегая столкновения, командир «Бдительного» переставил ручки машинного телеграфа на «средний назад», предполагая, — что машины не развили еще нужного заднего хода для погашения инерции движущегося вперед корабля. Однако «Бдительный» продолжал идти вперед, и командир, видя неизбежность столкновения и предполагая о допущенной ошибке в машинном отделении, переложил ручки машинного телеграфа на полный ход в обратном направлении. Инер— / ция не погасилась, и «Бдительный» форштевнем врезался в деревянную стенку. Удар корпуса о сваи оыл настолько силен, что миноносец носом застрял в стенке и освободить его удалось в 16 ч только при участии водолазов.
Водолазы, опущенные под воду, расшатали деревянные сваи, и «Бдительный» своими машинами освободился от ловушки. В форштевне имелась незначительная течь, от которой таранное отделение через 20 мин заполнилось водой. При расследовании причин выяснилось, что один машинист давал по ошибке неправильные хода правой машине, вследствие чего и получилась авария. При аварии жертв не было.

Схема положений эскадренных миноносцев «Инженер-механик Дмитриев», «Бдительный» и «Буйный»

«Бдительный» — эстафета поколений


а) миноносцы идут в кильватер малым ходом;

б) «Инженер-механик Дмитриев» и «Бурный» идут задним ходом;

в) «Бурный» приближается к «Бдительному»,

г) «Бурный» и «Бдительный» столкнулись.

Гибель эскадренного миноносца «Бдительный» на мине 27 ноября 1917 г.

27 ноября 1917 г. эскадренный миноносец «Бдительный» около 16 ч проходил в районе острова Одерн 18-узловым ходом при видимости 4 кабельтовых; временами шел снег, дул ветер силою до 3 баллов.

Наткнувшись на мину (вес заряда 116 кг), поставленную с германской подводной лодки UC-4, миноносец начал тонуть. Взрывом ему оторвало всю носовую часть до командного мостика. Все находившиеся на мостике, вместе с командиром, погибли. Кормовая часть продолжала держаться на плаву, что дало возможность части личного состава спустить для спасения моторную шлюпку и идти на ней под веслами, так как мотор ее не работал. Вторая шлюпка, спущенная на воду, быстро затонула, а следующую спустить не удалось, так как она была закреплена найтовами. На корме находились начальник дивизиона, инженер-механик и 20 человек команды, но, когда корма стала тонуть, большинство из них спрыгнуло в воду, имея при себе койки.

К 19 ч прибыл для спасения команды, оставшейся в воде, моторный катер «Линда», но ему не удалось спасти кого-либо, так как к этому времени, закоченев в холодной воде, все погибли.

Из личного состава спаслось только 10 человек, пришедших на шлюпке в Ментилуото.

Итоги. Силою взрыва уничтожило всю носовую часть миноносца, кормовая же часть некоторое время держалась на воде. Погибло 85,7 % личного состава.

Шлюпок было недостаточно, поэтому все офицеры предоставили возможность спастись на них матросам, оставшись на гибнущем судне.

«Бдительный» — эстафета поколений


Эскадренный миноносец «Бдительный» проекта «7».

ТТД:

Водоизмещение: 2402 т.

Размеры: длина — 112,8 м, ширина — 10,2 м, осадка — 4,8 м.

Скорость хода максимальная: 38,6 узлов.

Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах.

Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с.

Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин.

Экипаж: 236 чел.

История корабля:

Эскадренный миноносец проекта «7».

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев — «новиков» (12 — на Балтийском море и 5 — на Черном). Такие построенные перед первой мировой войной эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга.

ЦКБС-1 начало проектирование «серийного ЭМ», которому присвоили обозначение «проект 7». В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия «Союзверфи», которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме «Ансальдо», имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных эсминцев и легких крейсеров. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося эсминца типа «Мистрале», который стал ближайшим прототипом при разработке проекта «7».

21 декабря 1934 года общий проект «серийного эсминца» был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество «семерок», подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем — еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 — для Черноморского флота и 22 — для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара.

Сравнение основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их.

Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7, как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно «семерки» обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень.

Эсминец «Бдительный» был заложен 23.08.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в г.Николаеве. Спущен на воду 29.06.1937 г., вступил в строй 22.10.1939 г.

Эсминец встретил начало войны, находясь в капитальном ремонте. 24 сентября в Севастопольской бухте в районе Сухарной балки он сел на мель (носовая часть до 10-го шпангоута свернута вправо), из-за чего вновь был поставлен на ремонт.

В боевых действиях «Бдительный» начал участвовать в октябре 1941 года. 30 октября он вместе с эсминцем «Шаумян» эвакуировал личный состав 119-го морского авиаполка из Донузлава в Севастополь. Затем «Бдительный» участвовал в переброске сухопутных частей с Тендры и обороне Севастополя.

В феврале-марте 1942-го эсминец неоднократно выходил в море для обстрела позиций противника на приморском фланге Крымского фронта, а затем — в районе Владиславовки и Новомихайловки. 17 апреля он конвоировал санитарный транспорт «Сванетия», следовавший из Севастополя в Новороссийск. На переходе транспорт дважды атаковали бомбардировщики «люфтваффе» — сначала 12, а затем 9 самолетов. Во время второго налета в «Сванетию» попали две торпеды, и в 16.30 она затонула. Через 17 минут последовала третья воздушная атака — на сей раз непосредственно на «Бдительный». Эсминец, ведя плотный заградительный огонь и маневрируя, отразил налет и избежал попаданий. На месте гибели транспорта он подобрал из воды 143 человека и доставил их в Туапсе. Остальные находившиеся на «Сванетии» 753 человека утонули.

9 мая эсминец обстреливал вражеские позиции на берегу Феодосийского залива, позже обеспечивал переходы кораблей и судов между Севастополем и портами Кавказа. С февраля по июнь 1942 года совершил 7 транспортных рейсов из Севастополя, перевезя на борту 2656 человек, в том числе 510 лежачих раненых. Всего же на счету «Бдительного» 11 рейсов в осажденный город-крепость. Вместе с «Ташкентом» и «Безупречным» «Бдительный» стал одним из последних крупных боевых кораблей, прорвавшихся в осажденный Севастополь. 25 июня он доставил бойцов 142-й морской стрелковой бригады.

Вернувшись в Новороссийск, эсминец немедленно вышел в море — на сей раз он вместе с «Сообразительным» был послан навстречу тяжело поврежденному вражеской авиацией лидеру «Ташкент». Эсминцы выполнили задание: с их помощью искалеченный лидер сумел достичь базы. Это был последний поход «Бдительного».

2 июля 1942 года во время стоянки в Новороссийской бухте эсминец неожиданно атаковали фашистские бомбардировщики. Одна бомба весом около 500 кг попала в район первого машинного отделения. От ее взрыва сдетонировали боевые части двух торпед, находившихся в носовом торпедном аппарате. Корабль переломился на две части. Затем произошел взрыв в кормовом погребе. "Бдительный" в считанные минуты лег на грунт. Восстановлению эсминец не подлежал.

«Бдительный» — эстафета поколений


В 1948-1952 годах он был поднят по частям и сдан на слом.

В годы войны «Бдительным» командовали:

— капитан-лейтенант Н.И.Боярский (до 26.9.1941);

— капитан 3 ранга А.М.Ованесянц (до 20.3.1942);

— капитан 3 ранга А.Н.Горшенин (с 20.3.1942 по 2.7.1942).

«Бдительный» — эстафета поколений


ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «БДИТЕЛЬНЫЙ» проекта 30-бис

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение — 2316 тонн (стандартное), 3066 тонн (полное).

Длина — 120,5 м

Ширина — 12 м

Осадка — 3,9 м (средняя)

Мощность — 2x30 000 л. с.

Скорость хода — 36,5 узлов (максимальная), 15,7 узлов (экономическая)

Дальность плавания 3660 морских миль на экономической скорости.

Экипаж — 286 чел.

Вооружение

Артиллерия — 2x2 130-мм АУ Б2-ЛМ.

Зенитная артиллерия — 1х2 85-мм АУ 92-К и 7х1 37-мм АУ 70-К (или 4х2 37-мм АУ В-11).

Минно-торпедное вооружение — 2 х 5 533-мм ТА, 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (51 глубинная бомбы), 52 мины КБ-«Краб» или 60 мин М-26.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Зачислен в списки ВМФ СССР 3 декабря 1947 года. Заложен на судостроительном заводе № 445 в Николаеве 10 июня 1948 года (строительный № 1101), спущен на воду 30 декабря. Корабль принят флотом 25 октября 1949 года. 5 февраля 1950 года на «Бдительном» был поднят советский Военно-морской флаг, тогда же эсминец вступил в состав советского Военно-Морского Флота.

СЛУЖБА

С 5 февраля 1950 года «Бдительный» входил в состав Краснознамённого Черноморского Флота. 22 ноября 1960 года эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, разоружён и переклассифицирован в корабль-цель ЦЛ-83; 10 августа 1967 года переформирован в плавказарму ПКЗ-118. 12 октября 1968 года корабль был исключён из списков судов ВМФ и впоследствии разделан на металл.

«Бдительный» — эстафета поколений


22 июля 1968 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в городе Калининграде был заложен головной корабль проекта 1135 «Буревестник» (заводской №151). 20 декабря 1968 года кораблю было присвоено имя «Бдительный». В марте 1969 года на базе 26-й бригады противолодочных кораблей сформирован экипаж новостройки. 28 марта 1970 года в 14 часов 15 минут корабль был спущен на воду, а 5 октября на него заселен экипаж.

5 декабря 1970 года на корабле впервые поднят Военно-морской флаг СССР, его вручил командиру корабля командующий Балтийским флотом адмирал В.В. Михайлин.

11 февраля 1971 года Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков совершил выход на корабле в район Гданьского залива и южной части Балтийского моря.

16 марта 1971 года «Бдительный» включен в состав 128-й бригады ракетных кораблей ДКБФ.

Для отладки и испытаний ракетного оружия (УРПК-4 «Метель» и ЗРК «Оса-М») корабль был направлен на Феодосийский полигон. Переход с Балтийского на Черное море был совершен за 20 дней (с 01 по 20.06.1971 г.). За 1971 год в ходе государственных испытаний оружейных комплексов на Балтийском и Черном морях корабль прошел 20427 миль за 146 ходовых дней.

4 марта 1971 года в г. Севастополь в ходе показа новейшей боевой техники руководителям государств-участников Варшавского Договора корабль был представлен Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу.

18.07 — 29.11.1972 года — боевая служба в Средиземном море в составе КУГ-1 вместе с БПК «Бодрый». Впервые отрабатывалась новая тактика поиска ПЛАРБ новейшими кораблями. Имели три контакта с иностранными ПЛ. Входили в состав 5-й ОПЭСК ВМФ СССР. Совершили деловой заход в югославский порт Дубровник вместе с крейсером «Октябрьская революция».

28.03 — 18.04.1974 года — боевая служба в Северном море в составе 7-й ОПЭСК.

08.09 — 01.10.1974 года — боевая служба в Северном море.

05 — 09.10.1974 года — визит в Гдыню (ПНР) вместе с БПК «Сильный» и крейсером «Свердлов» под флагом командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина.

14 — 24.04.1977года — участие в учениях «Север-77».

28.06.1977 года — переклассифицирован из БПК 2 ранга в СКР.

18.08.1977 — 02.02.1978 года — боевая служба в Средиземном море в составе 5-й ОПЭСК, в Атлантике и Карибском море (разведка сил НАТО, поиск ПЛАРБ), в ходе которых с 17.12 по 22.12.1977 г. совершен официальный визит в порт Гавана (Республика Куба) и деловой заход (с 25.12.1977 по 14.01.1978 гг.) в порт Сьенфуэгос.

28.06 — 07.08.1978 года — участие в учениях «Балтика-78».

01 — 06.09.1978года — официальный визит в Данию под флагом первого заместителя командующего ДКБФ вице-адмирала И.М. Капитанца.

02 — 06.10.1978 года — слежение за ВМС НАТО в Балтийском море.

03 — 10.10.1979 года — официальный дружеский визит в Варнемюнде (ГДР).

18.04 — 27.06.1980 года — боевая служба в составе 5-й ОПЭСК в Средиземном море. Заход в алжирский порт Аннаба (11 — 17.06.1980 г.), учения «Атлантика-80».

27.09 — 01.10.1980 года — скрытный переход из балтийских проливов в Норвежское море в ходе операции по защите и обороне ТАВКР «Киев» и БПК «Славный».

15.04 — 11.05.1981 года — официальный дружественный визит в Гавану и Сьенфуэгос (Куба). Участие в учениях «Хирон-20» совместно с кубинскими ВМС с 25 по 27.04.1981 г.

25.05 — 25.07.1981 года — боевая служба в Средиземном море в составе 5-й ОПЭСК. Деловой заход в порт Аннаба (Алжир, 22 — 29.06), проводка ПЛ К-503 через Гибралтарский пролив.

24.07 — 01.08.1981 года — эскортирование ТАВКР «Киев» из Средиземного моря в Балтийское.

03.09 — 15.09.1981 года — участие в составе ПЛС ДЕСО в учении «Запад-81» под руководством министра обороны СССР маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова.

12.02.1982 — 25.01.1986 года — ремонт и модернизация на ПСЗ «Янтарь».

24.04.1986 года — выход в море под флагом заместителя главнокомандующего ОВС Варшавского договора адмирала Н.И.Ховрина.

01 — 28.06.1987 года — участие в учении ОБЭСК-87, заход в Росток (ГДР) и Гдыню (ПНР). Завоеван приз командующего Балтийским флотом.

12 — 24.07.1988 года — официальный дружественный визит в Щецин (ПНР).

26.08 — 10.9.1988 года — участие в показном тактическом учении под руководством командующего ДКБФ адмирала В.П. Иванова с присутствием на борту иностранных наблюдателей.

20 — 27.12.1988 года — сопровождение ТАКР «Калинин» с Балтики на Северный флот.

18.05 — 03.06.1989 года — участие в учении ОБЭСК-89.

06 — 10.10.1989 года — официальный визит в Росток (ГДР) под флагом командующего ДКБФ адмирала В.П.Иванова.

15.01 — 15.07.1990 года — боевая служба в Центральной и Юго-Восточной Атлантике в составе 30-й оперативной бригады надводных кораблей с базированием в порту Луанда (Ангола).

06 — 25.06.1991 года — официальный визит в Антверпен (Бельгия) совместно с ОИС «Николай Зубов» и эсминцем «Безбоязненный» под флагом командующего БФ адмирала В.П. Иванова.

05.11 — 26.12.1991 года — боевая служба в Северной Атлантике и сопровождение ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от пролива Гибралтар до 64° с.ш.

28.07.1992 года — на корабле произведен торжественный подъем Андреевского флага.

Июнь 1993 года — первое в истории участие российского корабля в совместных военно-морских учениях НАТО и России «BALTOPS-93».

20.12.1993 — 05.04.1994 года — докование и ремонт в 29-м СРЗ (Лиепая).

31.07.1996 года — исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. Попытки сохранить головной «Буревестник» в качестве плавучего музея не увенчались успехом.

01.07.1997 года — расформирован и в конце 1997 г. продан для разделки на металл на судоразделочных верфях у городка Аланга (штат Гуджарат на северо-западном побережье Индии).

Командиры корабля
Геннадий Михайлович Генералов (1969 — 1973),

Владимир Григорьевич Булавчик (1973 — 1976),

Николай Николаевич Новожилов (1976 — 1978),

Лев Николаевич Шевченко (1978 — 1982),

Александр Иванович Сузый (1982 — 1986),

Виктор Юрьевич Седак (1986 — 1989),

Игорь Валентинович Белоглазов (1989 — 1990),

Алексей Владимирович Егоров (1990 — 1994),

Павел Владимирович Хилько (1994 — 1995),

Виталий Антонович Савран (1995 — 1996),

Андрей Николаевич Ермолаев (1996 — 1997).


О НАС ПИСАЛА ГАЗЕТА «СТРАЖ БАЛТИКИ»

«Бдительный» — эстафета поколений

СЛУЖЕНИЕ СТИХИЯМ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ

Полтора месяца назад на сторожевом корабле «Бдительный» произошла смена наглядной агитации. В корабельных коридорах вместо уже истрепавшихся и потемневших планшетов и стендов появились новые. Казалось бы, событие более чем заурядное. Ведь еще совсем недавно наглядная агитация менялась едва ли не ежемесячно. Проходили очередные «исторические» форумы, пленумы, сессии, и в спешном порядке рисовались новые графики, составлялись диаграммы, крупными буквами писались цитаты. Однако последняя смена стендов стала своего рода сенсацией. И не только потому, что вместо привычных «Маршрутами пятилетки», «На страже мира и труда» появились другие: «Героические корабли русского флота», «Выдающиеся флотоводцы России» с портретами Петра I, Ф.Ушакова, Д.Сенявина, М.Лазарева, Г.Спиридонова и других.

Только из нового стенда большинство членов экипажа впервые узнали, что их история не кончается сороковым годом. До этого считалось, что родословная корабля берет начало с эскадренного миноносца «Бдительный», спущенного на воду накануне войны.

Историческая справка

Эскадренный миноносец «Бдительный» (1940-1942 гг.) — самый современный по тому времени корабль этого класса. Первый командир — капитан-лейтенант В.Горшенин.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в боевых операциях в составе Черноморского флота: охранял транспорты, высаживал десант, доставлял грузы и эвакуировал защитников осажденного Севастополя. Погиб в 1942 г.

Вступивший в строй в 1970 году СКР «Бдительный» тоже стал головным кораблем новой серии. Нельзя сказать, что на корабле не задумывались о своих корнях. Сохранилась обширная переписка с архивами, музеями, ветеранами эсминца. Но о том, что название эсминцу дала не раздутая до психоза «бдительность» конца 30-х годов, стало известно случайно.

В романе В.Пикуля «Моонзунд» мельком упоминается и эсминец «Бдительный». Наткнувшись на него, заместитель командира корабля по военно-политической работе, а в то время секретарь комитета ВЛКСМ капитан-лейтенант В.Богатырь перерыл сотни книг, исторических очерков и, не найдя никаких упоминаний о таком корабле, посчитал это художественным вымыслом. Однако год назад безо всякой надежды на успех отправил-таки запрос в Центральный военно-морской музей. Несмотря на предельную лаконичность ответ произвел впечатление разорвавшейся бомбы: такой корабль действительно был.

Историческая справка

Эскадренный миноносец «Бдительный» (1906-1917 гг.). Построен на германской судостроительной верфи. Участвовал в боевых операциях в годы Первой мировой войны. Подорвался на мине 14 ноября 1917 г. Несмотря на героические действия экипажа, затонул в Ботническом заливе.

На сегодняшний день ничего более о своем предшественнике на корабле не знают. Ни его боевого пути, ни фамилий командиров, ни… Словом, ничего. Даже рисунок на стенде подобран наугад. Разосланы запросы в архивы, музеи, но ответов пока нет. А тем временем рождаются версии.

Почему, закладывая в конце тридцатых годов новый корабль, вспомнили об эсминце «Бдительный» времен Первой мировой войны? Может, за заслуги перед революцией? Ведь погиб он через несколько дней после штурма Зимнего?

А может быть, кто-то из командования ВМФ того времени раньше служил на «Бдительном»? Называется ряд фамилий, среди которых наиболее вероятной кандидатурой является адмирал Л.Галлер, кавторанг в годы Первой мировой войны, последний старший офицер прославленного линкора «Слава».

Так это или не так — не столь важно. Важно другое: почему из 49 эсминцев, с которыми Балтфлот вступил в Первую мировую войну, ушли в небытие легендарные «Гром», «Охотник»? Канули в безвестность «Победитель», «Самсон», «Забияка», «Орфей», «Молодецкий» и многие, многие другие, не говоря уже о «Гавриилах», «Константинах» и прочих? А о «Бдительном» вспомнили. Но как-то робко, стыдливо. Ведь даже первый командир «второго» эсминца В.Горшенин и в письмах, и при встречах с экипажем нынешнего СКР ни разу не обмолвился, что их корабль стал преемником ратной славы другого, или что у него были предшественники. Похоже, сам об этом не знал.

Но речь не о том, кто достоит памяти, а кто нет. Это наша история, и помнить надо обо всех. Однако такое впечатление, что нас сознательно отлучили от нашей же истории. Даже в последнем издании Военно-морского словаря 1980 г. об экипаже эсминца «Гремящий», которому, в отличии от многих, удалось попасть в словарь, например, сказано, что вступил он в строй в 1939 г. А о его многочисленных предшественниках в русском флоте — ни полслова.

И все же до конца вытравить любовь к прошлому не удалось. Во всяком случае, на «Бдительном» им, похоже, увлеклись всерьез.

Впрочем, не исключено, что кто-то задастся вопросом: а стоит ли этим заниматься именно сейчас? Когда на корабле острый некомплект офицеров и мичманов. Когда людей и времени не хватает для решения даже самых насущных вопросов. Тем не менее, и без всяких исторических изысков корабль успешно решал и решает свои задачи. В прошлом году, например, блистательная стрельба по воздушной цели батареей, возглавляемой капитан-лейтенантом И.Курохтиным, доказала — в огневой подготовке «Бдительному» нет равных не только в части, но и, пожалуй, на флоте. Тогда скоростная цель была разбита прямыми попаданиями, что для такого рода упражнений — исключительная редкость. Можно сказать, что результаты той стрельбы вошли в историю флота. Ведь восхищенными свидетелями ее были члены инспекторской группы Министерства обороны.

До этого экипаж успешно решил задачи боевой службы. И уже в этом году с поражающей стабильностью сдал курсовые задачи.

Историческая справка

СКР «Бдительный» — головной корабль данного проекта. Участвовал во многих учениях. Посетил почти десять стран мира. Почетными посетителями корабля были космонавты, руководители ряда государств, видные военачальники.
Первый командир — капитан 3 ранга Г.Генералов.

Длительное время удерживает звание лучшего корабля части.

Но, как бы там ни было, жизнь идет вперед. И то, что безотказно срабатывало вчера, сегодня нуждается в серьезном переосмыслении. Особо тревожит командование корабля тот факт, что при остром некомплекте офицеров за год почти десять человек написали рапорты с просьбой об увольнении в запас. И обидней всего, что уходят отнюдь не худшие. Немало таких, кто растерялся, потерял в политической сумятице ориентиры, усомнился в необходимости своего труда. Как помочь им выправить крен? Капитан-лейтенант В.Богатырь считает, что способ один — возвращение к истокам. Пожалуй, он прав: только вечные истины способны устоять в самый крепкий шторм, когда рушатся однодневные догмы и смывается за борт все наносное.

А времена действительно меняются. Недавно удивил сослуживцев старший лейтенант В.Луттер. Прослужив несколько лет на корабле, он признался, что предки его были дворянского происхождения, потомственными кораблестроителями. Раньше об этом никому не говорил. Почему? Трудно сказать. Боялся быть непонятым? Или стыдился? А сейчас вот решился.

Постижение истории корабля — это и освоение его традиций. «Что из традиций русского флота необходимо нам сегодня?» — спрашивал я офицеров корабля.

Ответы были разные. Начиная от подготовки в училищах не узких специалистов, а высококультурных людей, создания атмосферы уважительности в кают-компаниях и кончая необходимостью не преследовать, а поощрять стремление каждого корабля быть хоть в чем-то непохожим на других: иметь свою символику, свою ленточку на бескозырках, свои отличительные заколки для галстуков, свою «фирменную» посуду с названием корабля…

Опять, наверное, кто-то скажет: вздор все это. Но, согласитесь, какими бы эти ответы ни казались второстепенными, мелкими — гордость за свой корабль, за свой экипаж предполагает в первую очередь неодинаковость. Иначе просто нечем гордиться. И в то же время трудно не согласиться со старпомом СКР капитан-лейтенантом В.Крикуном, считающим, что на сегодняшний день перечисленное нереально. Да, все предложения упираются в средства. И немалые. Но коль так, значит, тем более важна та работа, которую проводит капитан-лейтенант В.Богатырь со своими единомышленниками. Она не требует денег. Но переоценить ее результаты не возможно. Поскольку, приобщая людей к истории, они возвращают их к истокам патриотизма. К пониманию той простой истины, что защита Родины — это тоже служение вечным истинам.

Несколько дней назад на корабле читал лекцию приглашенный из Калининграда профессор философии. У офицеров он спросил: «Как ответит на один и тот же вопрос, кому вы служите, английский морской офицер и наш?».

Насчет англичанина сомнений ни у кого не возникли: «Королеве и Англии!».

А вот поиск ответа на вторую часть вопроса вызвал нешуточные страсти. Вариантов было множество, но к единой точке зрения не пришли. А ведь кому, как не морякам, постоянно противостоящим стихии, надо твердо стоять на ногах, точно знать курс и цель. А не метаться судорожно среди коварных рифов. Словом, как пел В.Высоцкий, «служение стихии не терпит суеты».

Сегодня же, когда не только наши морские просторы, но и твердь Отечества, образно говоря, перекатывается штормовая стихия, чтобы устоять пред «девятым валом», нужны не только прочный корабль, опытный капитан, надежный лоцман и яркий маяк. Каждому требуется осознание, что, как бы ни был тяжек и опасен путь, у нас нет другого берега, другой земли, истории, которая начинается с желания знать, помнить, наследовать и беречь свою родословную.

Капитан 3 ранга А.Лобский, корр. «Стража Балтики»

Фото Е.Павлова.

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт yaostrov.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК