Создать аккаунт
Последние новости » Соцпортал » Гороскоп » Люди и судьбы. Притяжение глубины
Гороскоп

Люди и судьбы. Притяжение глубины

868
Начальник отдела муниципальной службы администрации городского округа «Город Калининград» контр-адмирал Игорь Зверев прослужил на командирском мостике подводной лодки не так уж долго. Но, по словам Игоря Ивановича, это были лучшие годы его службы в Военно-Морском Флоте страны.
Окончив в 1974 году штурманский факультет Калининградского высшего военно-морского училища, лейтенант Зверев сразу попал служить на подводную лодку. Хотя, как признается сам Игорь Иванович, будучи курсантом, мечтал о службе на «белых» кораблях.

— Меня всегда привлекали морская романтика и океанские просторы, — рассказывает Игорь Зверев. — Но руководители сказали, ты нужен флоту в другой ипостаси. Так я оказался в подплаве, о чем, кстати, ни разу не пожалел. Служить начинал в Лиепае командиром штурманской боевой части средней дизельной подводной лодки С-357. Мой предшественник уходил преподавателем в КВВМУ, поэтому буквально на следующий день по прибытии на лодку я вышел в море. Затем последовал еще один выход...

Два года службы штурманом пролетели незаметно. Старший лейтенант Зверев был назначен старшим помощником командира подводной лодки С-345. Затем учёба на офицерских классах в Ленинграде. В марте 1982 года в 30 лет Игорь Иванович становится командиром подводной лодки С-345.

В ту пору лодки ходили в море часто. Практически каждый поход наши моряки сталкивались с противолодочными силами стран НАТО.

Кроме того, ежемесячно на флоте проводились различные учения. Раз в год, а то и чаще случались масштабные манёвры под руководством командующего БФ, главкома ВМФ или министра обороны СССР. Неоднократно по итогам боевой учёбы лодка Игоря Зверева признавалась лучшей в бригаде.

— Мне повезло на командиров, — поясняет Игорь Иванович, — опытные наставники, грамотные офицеры. Важную роль в моем становлении сыграли командир эскадры вице-адмирал Николай Елизарович Хромов, командир бригады капитан 1 ранга Иван Васильевич Бучака, командир первой моей лодки капитан 3 ранга Алексей Яковлевич Головченко. Они меня учили тому, что подчинённых надо уважать и отстаивать в любой ситуации. Ведь если матрос или мичман что-то сделал не так, это прежде всего недоработка командира. Я всегда уважал членов экипажа, старался слушать и слышать их. Стремился, чтобы подчинённые понимали, что от них хотят, как правильно выполнить поставленную задачу. Тогда и результат будет.

В дальних походах подводники всегда находились в состоянии охотника и добычи одновременно. Даже на учениях экипажи подлодок старались уйти от своих преследователей незамеченными. Хотя понятно, что у экипажей противолодочных кораблей были свои зачётные упражнения по поиску ПЛ.

Так было во время манёвров, когда лодка капитана 3 ранга И.Зверева обеспечивала учения противолодочных кораблей бригады охраны водного района Лиепайской ВМБ.

— Когда я принимал в соответствии с распоряжением решение, — вспоминает Игорь Иванович, — командир эскадры вице-адмирал Хромов прямо сказал: «Если тебя обнаружат, в базу лучше не возвращайся!» Когда же перед учениями я прибыл на инструктаж к первому заместителю командующего БФ, он мне дал чётко понять: шаг вправо или шаг влево от утвержденного решения, то есть попробуй не пройти по всем контрольным точкам, на берегу лучше не появляйся. Как подводник я не мог не выполнить распоряжение командира эскадры. Но, с другой стороны, заместитель командующего флотом дал ясно понять — лодка должна быть обнаружена.

Пришлось искать приемлемое решение на первый взгляд невыполнимой задачи, применить элементы флотской хитрости. Нарушений не допустили, но действовал на грани фола. Места, где находились выставленные вертолётчиками барьеры радиогидроакустических буёв, я приказал экипажу пройти на максимально возможных глубинах. Используя знания гидрологии района учений, нам удалось успешно миновать все препятствия, не нарушая маршрута плавания. В точке, где по сценарию учений лодку должны обнаружить, надводники нас, конечно, засекли. Но просто так сдаваться не хотелось. Переведя лодку на циркуляцию, мы стали периодически в определенном месте ставить пассивные и активные гидроакустические помехи, а также выстреливать за борт регенерацию, чем создали в толще морской большое «облако» ложных целей. У «противника» сразу возникли проблемы. Покрутившись над точкой, противолодочные корабли, решив, что я ушёл, устремились в следующую контрольную точку. В результате корабли ОВР полностью потеряли лодку. Уже в конце учений я получил команду на всплытие. Когда поднялись на поверхность, горизонт был абсолютно чист. Лишь в эфире раздался раздражённый голос руководителя учений: «Ты где?» Отвечаю: «Здесь, в такой-то точке». «Стоять на месте, никуда не уходить», — не терпящим возражений голосом произнес заместитель командующего. Через некоторое время несколько МПК плотно окружили мою лодку. Последовал приказ: «Срочно погрузиться, пройти с определенными курсом, скоростью и глубиной». Я его в точности выполнил. По лодке выпустили учебные торпеды и зафиксировали успешное поражение. Бригада ОВР получила зачет...

Когда лодка вернулась в базу, командир эскадры сразу обратился к её командиру: «Как так тебя обнаружили, почему не выполнил задачу!?» Но после того как капитан 3 ранга Зверев положил перед комэскадрой карты, кальки и планшеты, объяснил ситуацию, тот сменил гнев на милость.

Другой примечательный случай произошёл в сентябре 1983 года во время учений, проходивших под руководством министра обороны СССР. По сценарию в одном из эпизодов подводные лодки эскадры должны были выполнять торпедные стрельбы по надводным кораблям.

Вспоминает контр-адмирал Игорь Зверев:

— Моей лодке был нарезан самый южный район Балтики. На инструктаже нас предупредили, конкретных указаний не ждать, варианты боевого применения могут быть различные. Корабли условного противника могут появиться внезапно с любых направлений. Ваша задача, как командиров подводных лодок, их обнаружить и «уничтожить».

Подлодке капитана 3 ранга И.Зверева ожидать появления «противника» можно было только с севера или северо-востока. Иного район ее действий не предполагал. Однако в какой-то момент акустик обнаружил работу корабельного гидролокатора с западного направления. В чем дело? Чтобы посмотреть, кто идет, лодка поднялась на перископную глубину. В оптике четко обозначился отряд боевых кораблей НАТО во главе с крейсером УРО «Белкнап».

— Я сообщил информацию на КП и продолжил выполнение задачи, — рассказывает Игорь Иванович. — Скоро выходить в атаку, так как был обнаружен уже отряд кораблей Балтфлота. Перед командой «Пли!» я еще раз подвсплыл на перископ и обнаружил, что на фоне натовских кораблей показался ордер советских кораблей. Причём двигались они на встречных курсах. Я решил, крейсер «Октябрьская революция» — главная цель подводной лодки, маневрировать не будет — самое время для торпедной атаки. После пуска выполнил послезалповое маневрирование и всплыл в заданном районе. Первое, что удивило, — это замёршие на месте корабли Балтфлота, чего в принципе быть не должно. Чуть в стороне на горизонте — едва различимые силуэты натовских кораблей.

Вышел на связь, спрашиваю у флагманского связиста: «Доклады будешь принимать?». Он в ответ: «Подожди! Сейчас не до тебя!» Доложил о параметрах стрельбы лишь спустя час, а заодно и поинтересовался, каковы её результаты?

«Да видели мы твою торпеду, ходила по морю, успокойся, сейчас разберёмся», — на этот раз ответил флагманский минер...

Как позже выяснилось, торпеда, выпущенная с подводной лодки, из-за заводского брака имела дефектный ход. После того как она прошла дистанцию до момента включения аппаратуры самонаведения, ее рули неожиданно перевелись на всплытие. Торпеда на скорости выскочила на поверхность и быстро переориентировалась на шедший контркурсом натовский крейсер. Со слов тех, кто наблюдал эту картину с борта «Октябрьской революции», зрелище было впечатляющее. Ордер кораблей НАТО во главе с крейсером чуть ли не на глиссировании удирал от скачущей по волнам и отстреливающей сигнальные ракеты советской торпеды. Беспардонность натовских кораблей была наказана по заслугам.

Что касается командира подлодки капитана 3 ранга Зверева, то за эту стрельбу он получил неуд. Но на разборе руководитель учений резюмировал: «Такие «двойки» нам нужны». Спустя полгода, аккурат к 23 февраля, капитан 3 ранга Игорь Зверев за успехи в боевой подготовке был награждён орденом Красной Звезды.

Владимир Дашевский, «Страж Балтики»

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт yaostrov.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК