Создать аккаунт
Последние новости » Соцпортал » Гороскоп » 8 октября — День командира корабля
Гороскоп

8 октября — День командира корабля

355

Легендарные адмиралы, чья служба была связана с Балтийским флотом, рассказывают о том, что значит — быть настоящим командиром.



Вице-адмирал АПАНОВИЧ Василий Никонорович, командир СКР «Сильный» (пр.1135), (1984 - 1986 гг.)

— Не могу с уверенностью сказать, что я, как командир корабля, сумел обучить флотской специальности весь экипаж и привить любовь к своему кораблю, но точно знаю, чему сам научился у офицеров и мичманов. В период своей командирской деятельности на первое место всегда ставил такие понятия, как уважение своих подчиненных и забота об их быте, досуге и отношениях в семье. Если эти постулаты обеспечивались, то и боевая подготовка была на высоте, все решалось на подъеме, в едином порыве и согласованно.

Находясь в море, никогда не спешил принимать решения и немедленно отдавать команды на машинный телеграф. Всегда знал, кто стоит у пультов управления в ПЭЖе, на боевых постах в БЧ-5, потому что, начиная от машиниста- турбиниста, вахтенного инженера-механика и заканчивая старшим боцманом с бросательным наготове, зависит успех выполнения поставленной задачи. Нервная обстановка на ходовом мостике быстрее электрического разряда доходит до боевых постов и сказывается на работе всех членов экипажа. А одно неверное решение, неправильно отданное приказание может привести к ситуации, близкой к аварийной или навигационному происшествию. Спокойствие и рассудительность всегда оставались незыблемым моим правилом в управлении кораблем.

Служба на СКР «Сильный» была интересной, напряженной и поучительной для всей дальнейшей моей флотской карьеры. Многому, что я достиг в жизни на родном Балтийском флоте, обязан офицерам и мичманам корабля, с которыми свела меня судьба, благодарен им за их ратный труд, взаимопонимание и уважение ко мне, как к товарищу и командиру.

Контр-адмирал АРИСТОВИЧ Юрий Юрьевич, командир БПК «Славный» (пр. 61МП), (1968-1970 гг.)

— Большую часть своей зрелой офицерской службы я прослужил на БПК «Славный», классический проект надводного корабля большого водоизмещения для становления всех флотских специалистов, ну а командиров тем более. Два года старпомом и два командиром – это значительный срок для приобретения необходимых и достаточных навыков и знаний в управлении кораблем, в использовании его оружия и технических средств, а самое главное, в познании людей – твоих помощников и заместителей. Вопрос боевого заместительства на корабле краеугольный, становой как в мирное время по различным готовностям и тревогам, а тем более в военное, неминуемо связанное с боевыми потерями.

Первым моим шагом после вступления в должность командира стала подготовка боевого заместителя. Старпом, понятное дело, штатно-должностная единица и человек, обличенный властью на все случаи жизни. Но с продвижением моим на должность командира освобождалась и должность старшего помощника. Первая моя просьба к командованию соединения была о назначении старпомом офицера, близкого мне по службе и складу характера. В тандеме легче работать, понимать друг друга старпом и командир должны с полуслова! Эта связка неразделима и непререкаема ни при каких обстоятельствах.

Когда наконец-то моя просьба была удовлетворена, начались так называемые трудовые будни и бессонные ночи моей командирской эпопеи. Получив соответствующие допуски к управлению кораблем на ходу и при стоянке в базе, я вплотную подошел к подготовке по тем же канонам старпома, своего первого заместителя. Сначала взялся за базовый вариант, он главнее, так как, не получи старпом допуск, я непременно ограничиваюсь в сходах на берег (а это для молодого человека – соль земли), где тебя ждут, надеются и любят дорогие для тебя люди.

Ну а море позже взяло своё, там уже деваться некуда, учи, подсказывай, контролируй, соблюдая главный и неотъемлемый принцип флотского обучения: «Делай, как я!»

Вице-адмирал БРАЖНИК Александр Иванович, командир БПК «Смышленый» (пр.61 МП), (1981-1982 гг.), командир ЭМ «Осмотрительный» (пр. 956), (1982-1985 гг.)

— Путь на командирский мостик не был простым: первичная должность - командир группы управления артиллерийским огнем, затем командир ракетно-артиллерийской боевой части эсминца пр.56А Северного флота. Далее помощник и старший помощник командира большого противолодочного корабля пр. 1134 А. Эти должности требуют от офицеров кроме глубоких знаний, еще и умения реализовать эти знания на практике.

Самым счастливым днем в моей командирской должности считаю выход в море в составе кораблей Балтийского флота, когда на борту ЭМ «Осмотрительный» находился главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков. Почему корабль ТОФ действовал в составе кораблей БФ? Очень просто. Все корабли, построенные в Ленинграде, проходили полную боевую подготовку в составе кораблей БФ.

Я, как и все члены нашего экипажа, очень волновался. Хотелось показать главкому все лучшие боевые качества нового корабля, и экипаж, что называется, не ударил в грязь лицом. Пиком похода было отражение атаки средств воздушного нападения противника в составе ордера из шести кораблей. Ракеты-мишени запускались с трех направлений с подходом мишеней к ордеру одновременно. И соединение успешно справилось с этой задачей. По возвращении в базу главком отметил высокий уровень подготовки, а особенно, по его мнению, отличились экипажи ЭМ «Осмотрительный» и крейсера «Грозный». Командиром «Грозного» был тогда Михаил Федорович Пинчук.

Подрастающему поколению хотелось бы пожелать успешной службы и всегда помнить и понимать личную ответственность за защиту Отечества, учиться военному делу настоящим образом. А командирам кораблей знать, что успех службы делает «система, система и еще раз система». И «горячку не пороть, но к утру чтобы все было сделано».

Капитан 1 ранга ГОЛОВУНИН Валерий Руфьевич, командир СКР «Свирепый» (пр. 1135), (1979-1984 гг.)

— Мой первый день на корабле, носящем гордое имя «Свирепый», в качестве командира прошел на заводе «Тосмаре» в городе Лиепая, где корабль находился в плановом ремонте. Тревожным и волнительным было знакомство с офицерами и экипажем корабля. Первоначально познакомился со старшим помощником капитан-лейтенантом Тихоновым Александром Константиновичем и замполитом капитан-лейтенантом Детлевкиным Евгением Анатольевичем. Первый был назначен старпомом с БПК «Образцовый», а второй – с МРК «Град». Всем нам вместе пришлось учиться и становиться в должности, прибыв с кораблей других проектов.

Знакомство с офицерским составом проходило в кают-компании офицеров. Все прибыли в назначенное время и сидели на своих штатных местах согласно плану размещения, утвержденному старпомом корабля. Не успев сделать и двух шагов, как встретился с пристальным взглядом хитро улыбающегося старшего лейтенанта, как потом оказалось, командира БЧ-4 С.Лобова. Мелькнула мысль, что будет непросто с такими людьми служить. Обведя всех взглядом, для себя отметил, что практически все офицеры в звании лейтенант и старший лейтенант – молодежь, наверное, трудно придется, когда будем выходить из завода после завершения ремонта. Радовало другое: все с большим желанием хотели служить, принимали активное участие в плановых работах, изучали материальную часть и корабль в целом. Наше общение продолжалось около сорока минут, но я вышел из кают-компании словно обессилевшим, но гордым за корабль и экипаж.

Молодежь из рассказов опытных и служивших ранее со мной офицеров горела желанием скорее выйти в море, отработать боевые задачи и войти в состав сил постоянной готовности.

И последнее. В ВМФ много кораблей, они разные, как и экипажи на них. Но во главе каждого стоит командир, от которого во многом зависит качество решения поставленных задач. Насколько он опытен и способен умело руководить подчиненными , зависит успех корабля в целом. А потому должность командира корабля весьма тяжела, порой неблагодарна, но была и будет самой почетной на флоте.

Адмирал ЕГОРОВ Владимир Григорьевич, командир БПК «Образцовый» (пр. 61), (1971-1974 гг.)

— Командир корабля – центральная фигура на флоте! Сколько раз приходилось мне, отдавшему Военно-Морскому Флоту более 40 лет, слышать, а позже и самому произносить эту хрестоматийную фразу главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова. Кто прошел эту корабельную должность, знает особую ценность данной формулировки. Командиру корабля вручалась частичка государства, достояние страны для защиты её интересов в мирное и военное время. Командир обязан всегда и везде быть достойным представителем нашей великой морской державы. Командир корабля – это звучит гордо, и мало найдется на корабле офицеров, кто бы ни мечтал им стать.

Я много могу рассказать о тех пяти командирах, у которых я служил, набирался опыта, знаний и морской выучки. В объеме предложенного материала ограничусь только словами благодарности и признательности за все, что эти офицеры вложили в меня, но не могу не назвать их достойные имена: капитан 3 ранга В.С.Горелов, капитаны 2 ранга Л.Р.Евдокимов, Д.К.Чулков, Н.В.Касперович, Г.М.Генералов. У первых двух я служил командиром боевой части, у последующих трех – старшим помощником, причем на разных проектах кораблей, познавая все премудрости морской выучки. Должность командира «Образцового» принял только в 1971 году. Взойдя на командирский мостик, уже не испытывал особого страха ни перед водной стихией, ни перед высоким начальством.

В последующие 24 года моей службы командовал двумя тактическими соединениями, Балтийской ВМБ, оперативной эскадрой в Средиземном море и почти десять лет Балтийским флотом. За эти годы мне выпала честь познать в деле многие сотни командиров кораблей различных классов и проектов. Эта целая эпоха, вместившая в себя столько грамотных, умелых и неординарных личностей. Не могу не сказать об одной категории командиров – тех, что были первыми в освоении серийных кораблей новых проектов, которых я знал лично. Это А.С. Филановский (пр. 159), М.Л. Рубинштейн (пр. 159 и 35), Г. М. Генералов (пр. 1135) и Г.А. Лыженков (пр. 956). Их имена, ратные дела, преданность морю и верность своему Отечеству безусловно найдут достойное место на скрижалях Российского флота, в память и назидание тем, кто пойдет по их сложному и тернистому пути. Поклонимся великим тем годам и командирам, выводившим могучий флот нашей страны на просторы Мирового океана. Новому поколению флотоводцев Российского флота пожелаю успешной службы и счастливого плавания.

Контр-адмирал КАЧАНОВИЧ Николай Павлович, командир СКР«Свирепый» (пр.1135), (1977-1979 гг.), командир БПК «Славный» (пр. 61 МП), (1979-1983 гг.)

— В 1980-1981 годах БПК «Славный» участвовал в отработке задач в составе объединенной эскадры стран Варшавского договора в качестве флагманского корабля. Действиями эскадры с борта БПК «Славный» руководили заместитель Главнокомандующего объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора адмирал В.Михайлин, командующий Балтийским флотом адмирал В.Сидоров, командующий ВМФ ПНР адмирал Л.Янчишин, командующий ВМС ГДР адмирал В.Эмм.

Для командира и экипажа обеспечение деятельности на корабле высшего командного состава ВМС стран Варшавского договора было в высшей степени напряженным и ответственным. Но я хочу остановиться на одном эпизоде: заход кораблей эскадры после отработки задач в море в п. Балтийск. Были сложные метеоусловия. Однако благодаря слаженным действиям штурмана корабля, ГКП и ПЭЖа удалось осуществить маневр в порту с использованием не только энергетики, но и силы ветра. В результате маневр корабля по швартовке в гавани составил всего 7 минут. Польский крейсер «Варшава» и немецкий ракетный корабль «Росток» под наблюдением командующих с борта БПК «Славный» швартовались в течение часа. Мне, как командиру, приятно было наблюдать превосходство экипажа нашего корабля в морской выучке.

Осознание того, что руководимый тобой экипаж справился с задачей в сложной обстановке и при этом ты, как командир, проявил достаточное профессиональное мастерство, и является, по-моему, особым командирским счастьем. Для каждого командира корабля время командования было самым значимым и определяющим в судьбе, независимо от последующего продвижения по службе. Именно за этот период определяются возможности офицера по дальнейшему его служебному росту. Находясь в отставке, продолжаю жить с ощущением признательности своим командирам и наставникам: адмиралам В.Егорову, В.Селиванову, В.Иванову, контр-адмиралу Ю.Мажарову, капитану 1 ранга Ф.Чаусову, капитану 2 ранга Ю.Смолину и многим другим.

Вице-адмирал ЛИТВИНОВ Виктор Иванович, командир СКР-80 (пр.50), (1970-1972 гг.)

— Если бы я сказал, что с детства мечтал стать командиром корабля, то покривил бы душой. Нет, мечта моя дальше штурмана надводного корабля не распространялась. И я стал штурманом сторожевого корабля. Но судьбе угодно было распорядиться по-своему. Неожиданно был вызван к командиру Иокоганьской военно-морской базы адмиралу Певневу. Он напрямую объявил, что давно за мной наблюдает и что решил предложить мне должность старшего помощника командира корабля. Я попросил время. Через неделю тот же разговор. Так я и стал в 1968 г. старшим помощником, а в 1970 г. после окончания офицерских классов – командиром сторожевого корабля проекта 50. Был мне тогда 31 год.

Должность командира захватила и закружила меня. Казалось, всё было по плечу. Но на деле были и неудачные стрельбы, и выходы из строя техники в самые неподходящие дни, и многое другое. Но трудности закаляли. Искал причины, искал правильные пути выхода из нештатных ситуаций. В это время я понял и почувствовал всем нутром своим, что всё начинается с экипажа. Этому нас учили и лучшие мои командиры – наставники Б.П.Нечитайло, Э.Н.Семенков, В.И.Антонченко. Если экипаж сплочён, обучен, если в нём добрая атмосфера товарищества, то это уже половина победы. С таким и в бой смело идти можно. Если на корабле от мала до велика дружат с дисциплиной, слабых подтягивают, а нерадивых вовремя ставят на место, то такому кораблю любые задачи ставь без сомнения. Когда обычным и непременным условием считается чистота палубы и в кубриках, всё пригнано и на местах, оружие и боевые посты ухожены и в исправности, значит, офицеры со своим командиром любят корабль, морскую службу с её изнурительными учениями и походами и любовь эту с лихвой передают матросам.

Всё, о чём говорю сейчас, начинается с командира корабля. Будет он любить море, свою профессию моряка, будет отцом экипажу - будет и корабль лучшим, а сам командир будет чувствовать себя по-настоящему счастливым.
Капитан 1 ранга РУДЕНКО Олег Петрович, командир подводной лодки «Б-400» (пр. 641), (1984-1988 гг.)

— Моя командирская одиссея в подплаве началась, будем говорить, не стандартно. Прослужив одиннадцать лет на дизельных субмаринах СФ, начиная от командира рулевой группы в БЧ-1 до старшего помощника, я был назначен на должность командира большой дизельной подводной лодки нашего соединения, проходящей средний ремонт в г. Риге, а впоследствии передающейся на Балтийский флот. Я согласился, подспудно понимая, какой разношерстный экипаж был собран на корабле ремонта, да еще передающемся на другой флот...

Первые три месяца своей командирской должности я посвятил организационному периоду, чтобы поднять воинскую дисциплину среди личного состава и навести строгий уставной порядок на корабле, проходящем заводской ремонт. Собрав, что называется, волю в кулак, сам не сходил на берег, но организацию службы согласно требованиям корабельного устава ВМФ восстановил. К сожалению, с некоторыми подводниками из-за их низкой дисциплины, которая неприемлема в подплаве, пришлось расстаться.
Вскоре ремонт вошел в свою завершающую стадию, и весь офицерский состав во главе со мной начал подготовку к заводским и швартовным испытаниям. А тут второе радостное событие: в августе 1985 года на лодку по замещению вакантных должностей прибыло сразу пять молодых лейтенантов – выпускников ввмузов. И это из 12 человек по штату во главе со мной. Наступили мои бессонные дни и ночи, полные тревог и волнений, как выйти из ремонта и представить корабль и экипаж в новом для меня и всего личного состава подводной лодки соединении. Но все выдержали и выстрадали мои доблестные подчиненные. Задачу «Л-1», правда, сдали со второго захода, но зато весной 1986 года первыми в бригаде были допущены к несению боевой службы, на которую и вышли полностью подготовленными в августе. Но это уже другая история, не менее интересная и поучительная.

Капитан 1 ранга УШАЛОВ Иосиф Иосифович, командир СКР «Бодрый» (пр.1135), (1981-1985 гг.)

— …Мечта стать командиром крупного надводного корабля зародилась у меня после первого курса училища и закрепилась, когда мы всей ротой будущих штурманов побывали на первой корабельной практике, на крейсере пр. 68 бис, корабле с образцовой флотской организацией и воинской дисциплиной. Командир крейсера тогда показался нам, салажатам, и царем и богом и главным воинским начальником... Это была глыба!

Однако путь на командирский мостик большого корабля оказался тернист и не был усыпан цветами, хотя я стал командиром уже через два года после окончания училища, но только малого противолодочного корабля. Постепенно приобретая опыт и навыки, шаг за шагом, продвигаясь по служебной лестнице, прибавлял в «водоизмещении» моего командирского стажа. Так, к 1979 году в общей сложности набралось у меня пять лет выслуги на командирском мостике. К этому времени я уже успел побывать командиром двух малых противолодочных кораблей и передовавшегося иностранному заказчику сторожевого корабля, но заветная мечта еще оставалась мечтой...

И тут помог случай, который стал судьбоносным в моей командирской карьере. Для достижения заветной цели пришлось сделать, что называется, шаг назад, стать сначала старпомом большого корабля. Но я не испугался этого назначения и твердо заверил командование флота и соединения, что справлюсь с поставленной задачей. Вопрос о моем назначении старшим помощником СКР «Бодрый» был решен, а через два года я принял под свое командование этот корабль, единственный в соединении награжденный Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть», и четыре года успешно, уверенно и безаварийно им командовал.

Полковник авиации ЦОКОЛОВ Валерий Антонович, командир воздушного противолодочного корабля «Бе-12» 49 оплаэ ВВС БФ (1971-1973 гг.)

— Путь в небо для военного летчика 1-го класса Валерия Цоколова начался в 1963 году, когда он поступил в знаменитое Оренбургское ВВАКУЛ им. И.С.Полбина, готовившее летчиков – противолодочников морской авиации. Окончив училище с золотой медалью, офицерскую службу проходил в летных частях Балтфлота. Освоил шесть типов самолетов, но наиболее памятным для него и по сей день остается один из лучших противолодочных самолетов морской авиации СССР – летающая лодка «Бе-12», где его должность так и называлась – командир корабля!

– Попал я в отдельную противолодочную эскадрилью, базирующуюся на Балтийской косе после четырех лет службы старшим летчиком на «Ил-28», который к тому времени освоил досконально на всех режимах, метеоусловиях и радиусах полета, получив 1-й класс. Просился на «Ту-22», но командование рассудило иначе, противолодочник – осваивай «лодку» Бериева. Сначала огорчился, но потом по прошествии нескольких месяцев об этом нисколько не пожалел. Техника хорошая, надежная, а главное, воды не боится, посадить можно куда угодно, хочешь на водную гладь, хочешь на бетонку аэродрома. Но были у этой машины и свои особенности. Учитывая верхнее расположение двигателей и большой размах крыльев при сравнительно небольшой корпусной конструкции, требовались особое умение и сноровка командира, выполняющего посадку на воду в ветреную погоду. Здесь уже правому летчику управление никогда не отдавал, садился только сам, маневрируя против ветра.

В 1975 году, будучи уже командиром эскадрильи, в которую входило 10 машин «Бе-12», участвовал в общефлотских учениях по спасению экипажа корабля, терпящего бедствия в море. Как мне тогда пригодились навыки посадки летающей лодки на воду в штормовую погоду! Наш экипаж с неожиданным усилением ветра мастерски выполнил поставленную задачу: сел на воду, заглушил двигатели, принял на борт пострадавших, запустился, взлетел и приземлился на родном аэродроме. Особых рукоплесканий в нашу честь не было, обычная работа, но экипаж был горд и счастлив, что смог на высоком уровне выполнить поставленную задачу.

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт yaostrov.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК