Эвтаназия: право на смерть или убийство во благо



Эвтаназия: право на смерть или убийство во благо
Случаи, которые Уголовный кодекс трактует как убийство, время от времени случаются и в России и в мире. Они лишний раз доказывают, что люди даже под страхом наказания пытаются сделать так, чтобы их близкие перестали мучаться. «Экспресс-Новости – некоторых таких историях и о проблеме в целом.



«Заявляю об убийстве»


На этот адрес в одном из райцентров Саратовской области наряд полиции прибыл оперативно. Звонок в дежурную часть, во время которого мужчина заявил о двух трупах в его доме, заставил всех переполошиться. Однако труп в доме оперативники застали один. На кровати лежала женщина с огнестрельным ранением груди, второй «труп», видимо, образоваться должен был вот-вот. Мужчина держал ружье у живота, собираясь выстрелить в себя.

Полицейские уговорили «гражданина» отдать им оружие, а уже после этого принялись уточнять, что здесь, собственно, произошло. Андрей В. поведал стражам порядка свою историю. Его жена находилась на последней стадии рака, когда уже никакие лекарства не могли облегчить боль, а «долгожданная смерть» никак не наступала. Супруга не раз просила его помочь её уйти из жизни, потому что больше она терпеть такие мучения не могла.

Наконец, Андрей решился - после последней бессонной ночи, когда жена несколько часов подряд исходила на крик от боли, он взял охотничье ружьё и произвел, то ли роковой, то ли такой необходимый выстрел.

Эта история не очень тронула следствие. Да и суд тоже не встал на сторону подсудимого, приговорив мужчину к шести годам колонии строгого режима. Правда, тут необходимо добавить, что участь осужденного могла быть и более лёгкой, если бы не два «но». Охотничье ружьё, с помощью которого было совершено преступление, оказалось незарегистрированным, и то, что, нажимая на курок, мужчина был в состоянии, хоть и небольшого, но опьянения. А это, как известно, вину усугубляет…

Боль близких


В своё время в Курганской области было совершено два похожих преступления, причем, оба «злодея» пришли в правоохранительные органы сами. В Зауралье местный житель Вадим К. пришёл в местный отдел и заявил, что задушил свою сестру по её просьбе.

Следствием было установлено, что погибшая женщина в течение длительного времени страдала онкологическим заболеванием, не могла самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. Но, тем не менее, закон есть закон – а по закону это было убийством. Адвокату подсудимого удалось лишь добиться прибавки к слову «убийство» - «в состоянии аффекта», поэтому получил Вадим К. лишь три с половиной года.

Эвтаназия: право на смерть или убийство во благо


В другом случае суд тоже не счёл тяжёлое заболевание погибшей смягчающим вину обстоятельством и присудил 59-летнему курганскому селянину Роману Т. четыре с половиной года той же колонии строгого режима. В этой истории орудием преступления стал… брючной ремень, подаренный когда-то супругой мужчине.

Теперь женщина находилась в критическом состоянии и давно мучилась от страшных болей, неоднократно прося супруга помочь ей «уйти». Не сразу, но муж решился на это. То, что сядет, знал – и всё-таки думал, что на суде поймут. Не поняли. В законе нет статьи такой – об эвтаназии…

Состояние, не чуждое никому


Чувство, когда близкий человек кричит от не проходящей боли, словами, наверное, не передать. Независимо от того, кто этот человек и какой социальной планки он достиг. В Кирове доцент философии Евгений Л., убивший из сострадания своего деда-ветерана, получил 9,5 года строгого режима. Е

го признали виновным в убийстве родственника - ветерана Второй мировой войны, которого доцент задушил во время… обеденного перерыва. Сам Евгений своей вины так и не признал, настаивая, что действовал по просьбе тяжелобольного старика.

88-летний дед Евгения сильно мучился от болей, вызванных тяжёлым онкологическим заболеванием, а в последнее время он часто говорил о нежелании жить. Потом пожилой человек сам обратился к внуку помочь ему избавиться «от всего этого». И внук помог – задушил своими руками. Для этого доцент в обеденный перерыв приехал домой, умертвил родственника, а затем снова поехал в аудиторию читать лекции. А вечером, вернувшись с работы, позвонил в полицию.

Несмотря на положительные характеристики подсудимого и практически единодушные показания свидетелей о том, что дед и внук души друг в друге не чаяли, суд посчитал Евгения опасным для общества и выдал ему почти десятилетний срок.

Эвтаназия: право на смерть или убийство во благо


После вынесения приговора лагерь сторонников и противников такого приговора раскололся надвое – одни говорили «поделом убийце беззащитного старика», другие утверждали, что «такой человек не способен на убийство – если только во благо…».

Ещё один научный работник - профессор московского университета, убивший из сострадания больную мать, получил 9 лет строгого режима. Кирилл П. задушил мать, так как пенсионерка была смертельно больна и её мучили страшные боли.

Профессор просто положил ладонь на рот и нос 76-летней женщины и удерживал несколько минут. Держал с силой – так как мать заранее предупредила, что, несмотря на нежелание жить, инстинктивно она будет сопротивляться.

Убийца сам сдался правоохранителям. И следствие показало, что у погибшей не так давно врачи диагностировали последнюю стадию рака пищевода, и то, что женщина не раз просила сына лишить её жизни. И, тем не менее, и в этом случае суд посчитал, что убийство – это… всего лишь убийство.

Кого-то сочли не опасным


А вот в похожей истории, случившейся в Подмосковье, такого избавителя от мучений не посадили, ограничившись четырьмя годами условного наказания. Здесь мать молодого сотрудника одного из отделений ППС страдала от рака молочной железы 4-й степени.




Последний год жизни потерпевшей протекал в бесконечных муках - ей удалили одну грудь, но злокачественная опухоль поразила поясничный отдел позвоночника, пробралась в спинной мозг, а лекарства даже на время не снимали боль.

Валерий М., как мог, ухаживал за матерью, спеша домой после работы, но женщина думала только о смерти. Она просила сына помочь уйти ей из жизни, а после его отказа обращалась с аналогичными просьбами к двоюродной сестре, близким подругам и даже лечащему врачу из поликлиники.

Не найдя поддержки в своем стремлении к эвтаназии, женщина совершила несколько попыток суицида. Сначала она отравилась таблетками для понижения кровяного давления. А позднее пыталась вскрыть себе вены ножом. Обессиленная женщина, весившая чуть больше сорока килограммов, не смогла довести задуманное до конца.

И, в конце концов, сын согласился помочь матери, задушив её полотенцем. В этом случае суд учёл и явку с повинной, и положительную характеристику, и раскаянье подсудимого – оставил бывшего полицейского на свободе…

Эвтаназия: право на смерть или убийство во благо


«Сострадательные» детки


В Ростовской области обвиняемыми по делу об «убийстве из сострадания» обвинялись две девочки 14-ти и 17-ти лет. Они задушили 32-летнюю женщину, страдавшую от полученных в результате аварии травм. Согласно показаниям обвиняемых, которые были получены в ходе следствия, парализованная женщина испытывала сильные боли при любой попытке пошевелиться.

Устав мучиться, женщина обратилась за помощью к соседке 17-летней Веронике Л., которая и предложила тяжело больной женщине свою «помощь». Вместе со своей подругой 14-летней Аленой К. она пришла в квартиру соседки. Сначала девушки пытались умертвить женщину, введя ей в вену шприцом воздух.

Однако из-за отсутствия медицинского опыта, в вену они попасть так и не смогли. После этого девушки, по совету заказчицы, задушили её веревкой. Что удивительно, но за своё собственное убийство женщина заплатила малолетним «помощницам» около пяти тысяч рублей, сказав девочкам, где лежат деньги и что они могут считать их своими после того, как она умрёт.

Обвинение квалифицировало преступление по нескольким пунктам части второй статьи 105, (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, совершённое группой лиц по предварительному сговору).

И суд, несмотря на молодость подсудимых, не счёл, что они действовали бескорыстно и от «доброго сердца, приговорив старшую из убийц к пяти, а младшую к четырем с половиной годам лишения свободы.

Убить или не убить


В России закона об эвтаназии нет. Более того, она запрещена, поэтому любой её случай расценивается как убийство. Между тем во некоторых странах давно принят закон, разрешающий эвтаназию, пусть и с рядом ограничений и исключений. В Голландии и Бельгии он действует уже более десяти лет. А в американском штате Орегон - ещё с конца прошлого столетия.

Мировые эксперты высказывают опасение, что закон об эвтаназии может привести к тому, что узаконенное самоубийство станет обычным делом, не вызывающим каких-либо особых эмоций. Сомнения специалистов вызывает и этический аспект эвтаназии для детей, а также возможность оказания давления на пациентов с целью обойти ограничения, оговоренные законом.

Эвтаназия: право на смерть или убийство во благо


Что же касается нашей страны, то в споре сторонников и противников узаконенной эвтаназии последних пока на порядок больше, и их аргументы весомей. По их мнению, проблема возникновения случаев эвтаназии должна решаться государством, а не отчаявшимися родственниками смертельно больных. Отсутствие необходимого количества хосписов, врачей, медикаментов - особенно в отдалённых местах - этим всем необходимо заниматься на государственном уровне.

Ведь, если дело дошло до того, что человек берет удавку и душит ею попросившего его об этом близкого родственника, значит все надежды на помощь от участкового врача, от больницы, от чиновников потеряны. Бывали случаи, когда родственники больного, не получая по той или иной причине необходимого количества лекарства, шли за «обезболивающим» на… «точку» к наркоторговцам.

Ещё один аргумент противников эвтаназии состоит в том, что, по их мнению, у нас в стране недостаточно развитое общество для узаконивания таких действий. Для тех же «чёрных риелторов» могут настать поистине «золотые времена».

Злоупотребления в отношении одиноких старушек, инвалидов, пенсионеров, чьи квартиры будут кому-то нужны, могут стать на поток. Подобных злодеяний и сейчас немало – но преступники, по крайней мере, камуфлируя убийства под несчастные случаи или просто инфаркты, всегда рискуют быть разоблаченными правоохранительными органами, имеющими на руках все рычаги законодательной власти.

Как пример, громкое дело об убитой несколько лет назад с помощью укола подмосковной пенсионерки, где сыщикам тоже противостояли «чёрные риелторы» со стажем. Здесь удалось выяснить, что остановка сердца у женщины произошла не сама по себе, а с помощью «адреналина».

А если узаконить эвтаназию, рычагов воздействия на таких риелторов у правоохранителей уже не будет. В общем, чем спорить о нужности или ненужности эвтаназии, «государевым мужам» стоит услышать фразу, сказанную президентом Фонда помощи хосписам «Вера» Нютой Федермессер: «Если можно обеспечить человеку достойную жизнь до конца, то он будет хотеть до конца её достойно прожить, а не уходить раньше времени»

Хорошая фраза. Только вот как её обеспечить – эту достойную жизнь… А это уже хороший вопрос…


#Эвтаназия #Сметь #Болезнь #Человек #Закон #Преступление #Благо