Украсть шедевр за 60 секунд: самые громкие музейные кражи 20-21 веков


Украсть шедевр за 60 секунд: самые громкие музейные кражи 20-21 веков
Не так давно сотрудники Лувра в Объединённых Арабских Эмиратах не смогли найти картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира», которая в 2017 году оценивалась в 450 миллионов долларов. Но если здесь ещё много не ясного, и не факт, что была совершена кража, то похищение картины художника Архипа Куинджи из Третьяковки в конце января этого года наделала много шума. И в очередной раз показала, насколько мировые музейные шедевры беззащитны перед похитителями. «Экспресс-Новости» изучили историю самых громких краж в мире искусства.

По сценарию «Казаков-разбойников»


Вечером 27 января из Инженерного корпуса Третьяковской галереи был похищен пейзаж художника Куинджи «Ай-Петри. Крым». На глазах у сотен свидетелей простовато одетый молодой человек подошёл к стене, без суеты снял с неё картину. Затем, зайдя за колонну, вынул картину из рамы, взял полотно под мышку и спокойно ушёл. Что интересно, относительно оперативно начать поиск картины помогло другое преступление. Из музея в полицию поступил сигнал о краже шубы – стражи порядка прибыли в Третьяковку и уже при просмотре камер наблюдения обратили внимание на то, как неизвестный снимает и уносит с собой картину Куинджи.

По предварительной информации, приехавшая из Петербурга картина была застрахована на 12 млн. руб., а её рыночную стоимость эксперты оценивают $300-500 тысяч. Злодея правоохранители нашли уже на следующий день. 31-летнего подозреваемого задержали в посёлке Заречье Московской области. Тот признался, что спрятал картину на одной из строек в Одинцовском районе Подмосковья. Там полотно и обнаружили.
Украсть шедевр за 60 секунд: самые громкие музейные кражи 20-21 веков


В целом, отыскать похитителя оказалось делом техники. На камерах он, что говорится, и в фас, и в профиль. Да ещё и «пальчики» свои оставил на раме картины, которую бросил в музее. По ним и установили личность человека, который ранее проходил по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков. Но несмотря на такую быструю поимку похитителя и возвращение картины правоохранителями, многие оказались по-настоящему шокированы той лёгкостью, с которой удалось украсть произведение искусства. Из-за дерзости, с которой действовал вор, в соцсетях его поступок уже сравнили с ограблением музея из знаменитой советской комедии «Старики-разбойники».

Зачем торговцу наркотиками картина?


После «кражи века» эксперты бросились выдвигать версии причин, по которым человек пошёл на преступление. Кто-то из специалистов посчитал, что похититель мог быть просто душевнобольным. Дело в том, что при написании этой картины Куинджи использовал нереалистические и яркие цвета. И, возможно, она могла взбудоражить психически неадекватного человека. Еще одно обстоятельство, заставившее искать причины случившегося - это странное совпадение: в день кражи 27 января было 177-летие со дня рождения Куинджи. В связи с этим в соцсетях начали высказывать предположения о том, что кража картины могла быть перформансом.

Известный коллекционер Константин Бабулин и вовсе выдвинул версию, что картина могла быть подделкой – а настоящий шедевр украден раньше. Существует еще один вариант – политический. Якобы, «Крымский пейзаж» украли недруги России в качестве символического жеста – мол, полуостров обратно не вернуть – так хоть картину с кусочком Крыма похитить.
Украсть шедевр за 60 секунд: самые громкие музейные кражи 20-21 веков


Почему всё так просто?


Но какой бы не была причина, главный вопрос был один – почему вынести картину из музея оказалось так легко? Выходит, у неё не было сигнализации – и злоумышленники знали об этом. Удивительно и то, как человек с большим свёртком – 39х53 см в карман не спрячешь – вышел из галереи на улицу мимо охраны и «рамки».

Конечно, в Третьяковку полетели камни – мол, не успели отреставрировать Репина, пострадавшего в мае прошлого года, как теперь новое происшествие. Единственный аргумент в защиту галереи – картины крадут из музеев по всему миру, и порой самые современные системы защиты оказываются бессильными перед «профи».

Но, как бы там ни было, очевидцы кражи картины Куинджи из Третьяковки ошарашены той лёгкостью и непринуждённостью, с которой действовал вор. По их словам, работники музея забегали лишь спустя два часа после похищения – а во время самого преступления в зале рядом с «Крымским пейзажем» не было даже смотрителя. Позже специальная комиссия выдаст вердикт – в Третьяковке грубо нарушались правила безопасности. Начальник службы охраны был уволен, а директор музея Зельфира Трегулова получила персональный выговор.

Российские музеи под прицелом


Кража полотна Куинджи стала вторым громким происшествием, которое произошло в Третьяковке меньше, чем за год. Вечером 25 мая 2018 года посетитель музея Игорь Подпорин повредил полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Вандал разбил защитное стекло металлическим столбиком ограждения и испортил холст в трёх местах.

Позже задержанный Подпорин пояснил следствию, что просто выпил лишнего в музейном буфете – вот в голове и помутилось. «Помутнение», как выяснили музейные эксперты, обойдётся кому-то в «копеечку». Только начальный этап реставрации повреждённой картины оценили в 10 млн рублей.
Украсть шедевр за 60 секунд: самые громкие музейные кражи 20-21 веков







Что же касается непосредственно Куинджи, в истории современной России на полотна этого художника так же ранее уже покушались. К примеру, в 2001 году из Челябинской галереи украли его холсты «Развалины в степи» и «На закате». А в 2017 году в ходе ревизии в Вологодской картинной галерее не досчитались этюда «Днепр» и ещё ряда произведений. Тогда к поиску картин подключался даже Интерпол.

Вообще, за последние годы в России можно выделить шесть крупных музейных краж. 31 июля 2006 г. в Эрмитаже в Санкт-Петербурге в ходе плановой проверки хранилища Русского отдела была обнаружена пропажа 221 экспоната, в основном образцов русского ювелирного искусства. Общая стоимость похищенного составила 130 млн руб. Лишь спустя несколько лет удалось найти малую часть похищенного. Следствие выяснило, что кражу из музея совершили хранительница фонда «Русское искусство» Лариса Завадская и её муж, который позднее получил 5 лет колонии и огромный штраф. Саму Завадскую наказать не успели – она умерла от сердечного приступа на рабочем месте в ходе проверки, когда и была выявлена пропажа экспонатов.

4 декабря 2010 г. в Махачкале из Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой средь бела дня украли картину «Бурлаки» Исаака Левитана. Пока один из похитителей отвлекал работницу музея разговорами, другой снял полотно и унёс с собой. Картина, оценённая в 100 тыс долларов, так и не была найдена.

31 октября 2012 г. из московской квартиры-музея художника Александра Древина, одного из лидеров русского авангарда, было украдено 19 картин. Потери – несколько миллионов долларов. В декабре 2012 г. две картины были обнаружены на столичном антикварном рынке Москвы оперативниками ФСБ – остальные как в воду канули.

25 августа 2013 г. из Вязниковского историко- художественного музея во Владимирской области были похищены картины «Лес. Ели» Ивана Шишкина, «Рыболов» Константина Коровина и «Первый снег» Станислава Жуковского. Воры в масках связали сторожа и успели скрыться с полотнами до того, как стражи порядка приехали на сработавшую сигнализацию. Общая стоимость украденных картин, найти которые пока до сих пор не удалось, - без малого 3,5 млн долларов.

5 августа 2014 г. из Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Ивановской области были похищены пять полотен, принадлежащих кисти художника Исаака Левитана. Похитители проникли внутрь, банально выбив окно. Похищенные картины оценивались в десятки миллионов рублей.

9 июля 2015 г. из Тарусской картинной галереи в Калужской области были похищены картины «Море у острова Капри» Ивана Айвазовского, «Голова иерусалимского еврея» Василия Поленова, и «Распятие с предстоящими и святом Франциском Ассизским» неизвестного художника. Двое злодеев вошли «на плечах» директора и одной из сотрудниц, когда те с утра открывали музей – запугали их, связали скотчем и вынесли полотна. Стоимость похищенного - 7,5 млн руб. Правда, эта история закончилась хеппи-эндом – спустя полтора месяца грабителей поймали. Позже вернулись в музей и картины.
Украсть шедевр за 60 секунд: самые громкие музейные кражи 20-21 веков


В сокровищницах мира тоже не спокойно


Крали картины всегда и везде – всех преступлений и не перечислишь. Но если составить топ-5 самых громких краж мира, выйдет следующее.

В 1911 году из Лувра исчезла «Джоконда» Леонардо да Винчи. Через два года, в декабре 1913-го, «Джоконда» появилась во Флоренции и была найдена и задержана вместе с преступником при попытке продать её в частные руки. Выяснилось, что воришка действовал тот-в-точь, как похититель Куинджи (или наоборот) – зашёл, у всех на глазах снял полотно, вынул из рамы и унёс. Все думали – это работник музея.

В 2002-м два полотна Винсента ван Гога — «Вид на море у Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» — были похищены из музея художника в Амстердаме. Полотна, серьёзно пострадавшие, нашли спустя 14 лет в Италии.

В 2003-м картина «Мадонна с веретеном» Леонардо да Винчи стоимостью $50 млн исчезла из замка Друмланриг в Шотландии. Двое мужчин зашли внутрь, сняли полотно и передали его через окно сообщникам. Когда кто-то из посетителей заметил их манёвры, один из преступников успокоил: «Не волнуйтесь, мы из полиции. Это просто учения». Картину отыскали спустя 4 года.

В 2004-м из музея Эдварда Мунка в Осло украли картины «Крик» и «Мадонна». В этом случае на музей был совершён вооружённый налёт. Картины нашли спустя два года – но серьёзно повреждёнными. Несмотря на все усилия реставраторов, полностью восстановить «Крик» не удалось.

В 2012-м ограбили музей Kunsthal в нидерландском Роттердаме. Воры проникли внутрь через аварийный выход и за пару минут вынесли семь картин Пабло Пикассо, Клода Моне, Поля Гогена и других живописцев. Общая стоимость похищенных шедевров, которые так и не были найдены, оценивалась в 100 млн евро.

Вечный вопрос – что делать?


Кражи из музеев и картинных галерей стали почти обыденностью. Стражи порядка обвиняют музейщиков: те якобы совсем расслабились, не обращают внимания даже на элементарные нормы безопасности. А те в ответ говорят: денег порой нет на самые элементарные вещи – к примеру, чтобы поставить решётки на окна.

Так, к примеру, было при краже Левитана из вышеупомянутого Плесского музея. При этом само заведение находилось в старинном особняке, памятнике старины – и портить его решетками не разрешалось.
Украсть шедевр за 60 секунд: самые громкие музейные кражи 20-21 веков

Свое дело сделала и реформа, согласно которой, федеральные власти решили убрать из музеев полицейские посты. В музейной среде приняли нововведение в штыки, считая, что правоохранители и охраняют лучше частных структур, и полномочий имеют больше – применять оружие, устраивать личный досмотр, производить задержание.

Позже на часть объектов вернули госохрану – но Росгвардия охраняет лишь внешний периметр. Внутри – частная охрана. Начальство у каждого своё – а значит, может хромать согласованность действий при ЧП. В общем, как говорят эксперты, всё похоже на то, что громкие похищения продолжатся. А любители искусства ещё не раз удивятся тому, как просто можно украсть уникальный шедевр ценой в сотни тысяч, а то и в миллионы долларов.
#Кражи #Музей #Шедевр #Похищение #Третьяковка #Воры #Лувр #Охрана


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: