По церковному календарю, 16 июля поминают мученика Иакинфа, пострадавшего за веру во время правления Траяна (98-117).
Родился будущий Святой в христианской семье в Кесарии Каппадокийской в I веке. Римский император, приблизив юношу к себе, не зная о его вероисповедании, поставил его своим постельничим (кубикулярий - раб, имевший надзор за спальными комнатами).
Иакинф, когда император пировал со своими приближенными, оставшись во дворце, усердно молился Богу в небольшой комнате. Юношу, нарушившего императорский приказ, доставили к разгневанному Трояну.
Юноша, отказавшись вкусить идоложертвенного мяса, объявил себя христианином. После жестоких пыток мученика бросили в темницу, где практически морили голодом и жаждой, предлагая только идольскую пищу.
Стражник, принесший на 38-й день идоложертвенное мясо, рядом с узником увидел ангелов, которые одевали его в светлую одежду и возлагали венец на его голову. Император чуть позже захотел продолжить суд над мучеником, но его нашли умершим в темнице.
Сегодня также день святого Антония Римлянина, жившего на рубеже 11-12веков. Житие Антония было написано в 16 веке, и согласно ему, история этого человека полна чудес. Родителями Антония были православные граждане Рима, оставившие своего сына сиротой в юном возрасте.
Полученное наследство Антоний частью роздал, а прочее – сложил в бочку и бросил в море, а сам затем постригся в монахи.
Когда началось время гонений на православных христиан, среди многих других была разорена и обитель, в которой нашел свой приют Антоний, так что 12 месяцев ему пришлось провести на скале у моря, неустанно молясь и размышляя о Боге. Но однажды случилось так, что камень, на котором стоял Антоний, рухнул в море. Однако не пошел ко дну, а понес Антония через воды Атлантики, Средиземного моря к Неве, Ладожскому озеру и Волхову.
Конец плаванию пришел в канун Рождества Пресвятой Богородицы, святой оказался у стен Новгорода. Русский язык стал ему известен сразу же – стоило только помолиться. Помощь Антонию оказал епископ Никита, и святым был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, причем, чудесным образом ко времени немалых расходов на его возведение, выловили рыбаки давным-давно потерянное в водах наследство Антония, что позволило ему не бедствовать. Мирно и рассудительно Антоний возглавлял обитель больше 15 лет, а перед смертью сделал приемником инока Андрея.
В этот день гадали, какова будет зима, прим еняя и оригинальный способ - «сторожить вихри». Придя на перекресток с головой петуха и ножом, дождаться появления вихря, быстро ткнуть его ножом, а тогда уж спросить – какую зиму ждать?
Но были, конечно, и не столь необычные методы. Так, зима обещала быть с морозом и большими снегами, если на Антония задувал сильный ветер, о чем так говорили: «Каков Вихровей, таков и октябрь». Если же на Антона ливень - ждали еще долгих дождливых дней.
Про мальчиков, родившихся 16 числа, говаривали что они «с ветром в голове», то бишь расти им парнями отчаянными и непослушными, а про девочек сказывали: «Не девка — огонь!», значит, с нравом непростым, упрямая и своевольная будет. А если даже день и выдался безветренным, про таких говорили: «с виду тих, да вихри в нем крутятся».
Еще Малинником звался день – она, малина, как раз поспевала. Ягоды алые любили за сладость и душистость, ей посвящали вышивки и пески, сказки, и про легкую, веселую жизнь говаривали: «Не жизнь, а малина!». Начиняли ягодами пироги, готовили мармелад, вкусные варенья да компоты, малиновый лист шел в чай. Ягодами и лечились, прежде всего, когда простывали.
Чуть реже праздник называли Орешником, опять же потому, что созревали орехи.
Чтобы кошель не был пустым, то есть чистым от любой деньги, на Антона не следовало убираться в избах – не подметать, не выносить мусор.