Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара


Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара

Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара
Необходимость наличия теплового зазора между распределительным валом и толкателем клапана вызвана последствиями расширения клапана в процессе прогрева двигателя. На рабочей температуре кулачки и толкатели плотно контактируют друг с другом, способствуя эффективной и тихой работе силовой установки.

Неотрегулированные зазоры клапанов на ВАЗ 2108 способны доставить массу неприятностей. Маленький зазор ведет к:


  • неизбежному прогару клапанов;

  • потере давления в камере сгорания;

  • падению мощностных показателей.


При увеличенном зазоре отчетливо прослушивается шелест клапанов и резко снижается ресурс распредвала. Инструкция по эксплуатации предусматривает проведение регулировки через каждые 20-30 тыс. км. Опытные владельцы рекомендуют подналаживать узел через 15-20 тыс. км, особенно если мотор работает преимущественно на газу.

Начальный этап: открываем доступ к распредвалу


Надлежащие условия, при которых проводится регулировка клапанного узла, формируются после демонтажа крышки ГБЦ. Беспрепятственно снять верхний корпус головки блока цилиндров с прокладкой можно после проведения следующих процедур:


  • ослабить трос путем вращения двух гаек на 13 возле кронштейна и снять его, предварительно удалив возвратную пружину на пластиковом секторе привода заслонки;

  • отвернуть при помощи ключа на 10 две гайки, фиксирующие кронштейн троса дроссельного узла, и снять его;

  • ослабить отверткой хомуты крепления и снять подводящий (расположен с лицевой стороны возле маслозаливной горловины) и два отводящих патрубка вентиляции картера (закреплены сзади клапанной крышки);

  • выкрутить две гайки крепления корпуса к головке блока цилиндров (используется ключ на 10);

  • демонтировать две резиновые заглушки, расположенные под уже снятыми в предыдущем переходе гайками.


В завершение этапа подготовки к регулировке зазоров клапанов мотора ВАЗ 2108 проводится операция по удалению крышки газораспределительного механизма, крепящейся тремя болтами на 10. Также формируется набор необходимых принадлежностей:


  • приспособление для утапливания толкателя;

  • специальный фиксатор, закрепляющий толкатель в нижнем положении;

  • пинцет;

  • фиксатор толкателя клапана;

  • комплект измерительных щупов;

  • набор регулировочных шайб.


Стоит также подготовить новую прокладку ГБЦ и герметик.

Регулировка зазоров клапанов на двигателе ВАЗ 2108: порядок действий


Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара
Определенное заводом-изготовителем номинальное значение теплового компенсатора на холодном двигателе для впускных клапанов составляет 0,2 мм, выпускных 0,35 мм. Оговорены и допускаемые отклонения от номинала по 0,05 мм в обе стороны. Наглядный пример: при регулировке впускного клапана щуп 0,15 входит беспрепятственно, 0,2 с небольшим натягом, а 0,25 вовсе не входит.






Проверка и подналадка клапанного механизма производится попарно в 4 подхода. Каждый подход выполняется при различном положении распредвала. Перед первым подходом следует совместить метки на шкиве распределительного вала и кожухе ремня ГРМ, провернув шкив накидным гаечным ключом по часовой стрелке.

Процедура проверки действительного зазора на примере первого подхода выглядит следующим образом:


  • провернуть распредвал на 40-50 градусов по часовой стрелке (2-3 зуба);

  • снять действительные величины зазоров у 1 (выпускной) и 3 (впускной) клапанов с помощью щупов (счет ведется от ремня ГРМ).


Этапы проверки зазоров в оставшихся парах клапанов ВАЗ 2108 производятся при повороте распредвала с интервалом 180 градусов:


  • 220-230: 5 (впускной), 2 (выпускной);

  • 400-410: 8 (впускной), 6 (выпускной);

  • 580-590: 4 (впускной), 7 (выпускной).


Процесс регулировки клапанов производится при наличии недопустимых отклонений от нормы. Последовательность действий такова:


  • установить приспособление для регулировки на шпильки корпусов подшипников, расположенные по торцам;

  • ввести изогнутый рычаг между одним из исследуемых толкателей клапанов и кулачком (ручка приспособления должна быть обращена к переднему бамперу автомобиля);

  • нажимая на ручку утопить толкатель и установить между краем торца толкателя и распредвалом фиксатор, предотвращающий возврат детали в исходное положение;

  • вывести рычаг приспособления и передвинуть его в сторону;

  • извлечь с помощью пинцета шайбу;

  • установить новую шайбу вычисленной толщины маркировкой вниз;

  • убрать фиксатор;

  • замерить полученный зазор.


Подбор новой шайбы производится из таких соображений:


  • определяется толщина снятой шайбы (если надпись стерта, операция осуществляется с применением микрометра);

  • вычисляется необходимая толщина исходя из произведенного ранее замера в формате: размер новой шайбы = толщина старой детали + (замеренный номинальный зазоры).


Если приспособление для регулировки клапанов отсутствует


Возложить функции специального оборудования можно на две мощные плоские отвертки с шириной плоской рабочей поверхности не менее 10 мм. В этом случае настройка зазоров определенных клапанов наВАЗ2108 осуществляется так:


  • отжать толкатель вниз, опираясь на кулачок;

  • установить ребро отвертки между распредвалом и толкателем;

  • убрать первую отвертку;

  • достать пинцетом шайбу;

  • установить новую деталь;

  • убрать вторую отвертку, выполняющую роль фиксатора.


Процесс регулировки клапанного механизма, осуществляемый через каждые 20-30 тыс. км и производится при снятой крышке ГБЦ. При определенном угле поворота распредвала щупом проверяется зазор между двумя парами толкателей клапанов и кулачков.

К регулировке зазоров следует прибегать в случае существенных отклонений от нормы: 0,150,25 мм для впускных и 0,300,40 мм для выпускных. С помощью специального приспособления или двух отверток толкатель отгибается и фиксируется, изымается старая шайба, устанавливается шайба новой толщины, снимается фиксатор и осуществляется проверка полученной величины зазора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: