Глубоководные «Посейдоны» - русское оружие «судного дня»



Глубоководные «Посейдоны» - русское оружие «судного дня»

Глубоководные «Посейдоны» - русское оружие «судного дня»

В последнее время значительное внимание уделяется современному российскому вооружению, которое можно отнести к оружию «судного дня». Речь идет о глубоководном ядерном комплексе «Посейдон».

 

Наличие у России столь мощного вооружения, которому «вероятный противник» не может противопоставить практически ничего, анонсировал Владимир Путин в своем знаменитом выступлении 1 марта 2018 года. Однако, СМИ по вполне понятным причинам не могут предоставить сколь-либо внятной информации о «Посейдоне», отсюда большое количество неправдоподобных слухов и домыслов о достоинствах и характеристиках комплекса. Ниже мы постараемся обобщить уже имеющиеся данные и воспользоваться мнением экспертов для получения наиболее объективного представления об этом интереснейшем проекте.

 

Итак, по сообщениям ТАСС и ряда СМИ, в первой половине января нового года, Россия планирует поставить в строй четыре атомные подводные лодки, способные нести до 8 стратегических беспилотных глубоководных аппаратов «Посейдон». В число лодок носителей должна войти АПЛ специального назначения «Хабаровск», в настоящий момент достраиваемая на предприятии «Севмаш», а также модернизированные для этих целей АПЛ проекта 949А. По две лодки-носителя получат Северный и Тихоокеанский флоты. Таким образом, общее количество «Посейдонов», одновременно находящихся в море, может составить 32 единицы.

 

Практически все издания ссылаются на сведения о «немыслимо» высокой для глубоководного аппарата скорости в 200 км/ч, наперебой рассказывают неискушенным читателям об эффекте «кавитации» (хотя правильнее было бы говорить «сверхкавитация»), о недосягаемой глубине «Посейдона». Давайте попробуем разобраться, что из этого представляет важность, и чего боятся на самом деле наши западные «партнеры».

 

Кодификация МО РФ «Посейдон»  обозначает проект стратегического глубоководного необитаемого комплекса «Статус-6» (по классификации НАТО – «Kanyon»). Данная система вооружений является далеко не новейшей, ее первый прототип получил название Т-15 и был разработан в 1949-1953 годах при непосредственном участии академика А.Д. Сахарова. И хотя задумка конструкторов, практически, ничем не отличалась от современного «Посейдона», уровень технического развития тех лет не позволил претворить в жизнь эту разработку гениального ученого. Сама идея Т-15 послужила вынужденным ответом на развязывание США гонки ядерных вооружений, т.к. на тот момент СССР не располагал баллистическими носителями для доставки атомных боеприпасов через океан.

 

Глубоководные «Посейдоны» - русское оружие «судного дня»


 

При длине торпеды-носителя Т-15 и предполагаемом весе до 40 тонн, мощность устанавливаемого ядерного заряда должна была составить до 100 мегатонн. Проект был закрыт из-за невозможности для того времени создания компактного ядерного реактора в качестве силовой установки носителя. Однако, опираясь на Т-15 в качестве реального прототипа «Посейдона» мы можем составить соответствующее внешнее представление о рассматриваемом объекте.

 

Далее, озвученные характеристики «Статус-6» предполагают его перемещение на экстремально высокой для глубоководного объекта скорости около 200 км/ч. Да, такая скорость при одновременном маневрировании в нескольких плоскостях позволит аппарату избежать прямого контакта с любым имеющимся противолодочным оружием противника. Однако, современным средствам поражения не нужен прямой контакт для уничтожения цели. Таким образом, суть в другом: само средство доставки, учитывая возможное его оснащение столь серьезным вооружением, должно отвечать высоким требованиям в области малозаметности и способности избежать поражения со стороны противолодочного оружия противника. Для этого, «Статус-6», помимо уже пресловутых скоростных характеристик и якобы недосягаемой для обычных вооружений глубины погружения, имеет ряд технических разработок. Так, западные эксперты предполагают наличие у дрона 3-D сонара, работающего в активном и пассивном режиме сканирования объектов, позволяющий определять баллистические параметры цели и, в то же время, дающий системе управления информацию о возможных угрозах для торпеды. Наличие такого оборудования позволяет «Статус-6» успешно атаковать цель, применяющую все известные на сегодня способы противодействия торпедным атакам противника.

 

Что касается заявленной глубины погружения, то тут дело обстоит несколько сложнее. На самом деле шансов остаться незамеченным у «Статус-6» гораздо больше на глубинах 50-100 м, где при скорости движения до 40 км/ч, современные средства обнаружения подводных лодок из-за физических свойств воды практически теряют свою эффективность. Это иногда приводит к столкновениям субмарин, которые в режиме «подкрадывания» просто не способны обнаружить друг друга. В то же время, на таких малых глубинах подводные лодки обнаруживают по изменениям магнитного поля, но размеры дрона слишком малы для современной аппаратуры обнаружения.




 

При увеличении глубины возрастает и плотность воды, что влияет на скорость распространения звука и снижает малозаметность торпеды при движении на высоких скоростях.

 

Вместе с тем, по расчетам отечественных и зарубежных специалистов, заявленная глубина работы «Посейдона» в 1000 м – превышает возможную глубину обнаружения субмарины современными средствами, при условии сохранения невысокой скорости движения. 

 

Малозаметности торпеды также способствует система охлаждения реактора силовой установки, которая предусматривает в качестве охлаждающего элемента жидкометаллический теплоноситель. Его применение не требует наличия гидравлических и механических насосов, что делает «Статус-6» практически бесшумным. Работа реактора осуществляется в двух режимах:  маломощный и мощный, которые позволяют из режима «подкрадывания» резко увеличить скорость при выходе на цель или для ухода от поражения в случае обнаружения противником.

 

Таким образом, дрон очень сложно обнаружить при движении под водой в режиме «тихого» хода. Но в случае обнаружения, «Посейдон», мгновенно разогнав реактор, способен оторваться от любой торпеды противника, используя свои скоростные характеристики и преимущества в глубине.

 

А дальность применения комплекса в 10000 км позволяет осуществить беспрепятственный запуск дрона практически из любой точки Мирового океана незаметно для любых средств обнаружения. При этом ни одна система ПРО уже не поможет вероятному противнику.  

 

Помимо всех изложенных достоинств, «Посейдон» обладает современной системой  управления. Она включает совершенные сонары и технологические решения ориентации по введенным в память данным о рельефе морского дна, которая позволяет дрону в подводном положении определять собственные координаты с точностью до 200 м, обнаруживать и избегать подводные препятствия. Кроме того, существует возможность установления связи находящихся под водой лодок с «Посейдоном» посредством применения стандартных средств длинноволновой связи.

 

Исходя из имеющихся сведений, в качестве целей для стратегической системы «Статус-6» рассматриваются ударные авианосные группы противника и атомные подводные лодки, элементы береговой инфраструктуры, включая военно-морские базы и промышленные комплексы. В качестве поражающего фактора может выступать как широко разрекламированное СМИ «гигантское» цунами, с высотой волны до 300 м, так и оставшееся без внимания поражение радиоактивным заражением прибрежной территории глубиной до нескольких сот километров. При этом мощность заряда, по оценкам ЦРУ, составит до 10 мегатонн при использовании так называемой «грязной» бомбы и 100 мегатонн – при оснащении торпеды сверхмощной боеголовкой в классическом исполнении. Так называемая «базисная волна», образованная при подводном ядерном взрыве и состоящая из радиоактивных капель и пара, несет в себе высочайшие дозы радиации, способные уничтожить все живое в зоне поражения за несколько суток. Ряд экспертов также рассматривает возможную эффективность подрыва сверхмощных зарядов в зоне тектонической нестабильности земной коры у западного побережья Северной Америки, т.е. в районе пресловутого «Йелоустоунского вулкана», способных спровоцировать цепную реакцию разрушительных землетрясений в регионе.

 

Итак, из изложенного становится понятно, что «Статус-6» представляет собой полностью автономную беспилотную малозаметную подводную лодку с атомной энергетической установкой. Россия позиционирует данный тип вооружений как продолжение развития концепции стратегических АПЛ, где основным ударным компонентом являются беспилотные роботизированные дроны. Появление такого оружия делает бессмысленными попытки США по наращиванию сил противоракетной обороны, в том числе, и вблизи границ Российской Федерации. В то же время, «Посейдон» остается оружием возмездия - это определяется тем фактом, что для поражения с его помощью цели может потребоваться до нескольких дней. Сам дрон не подпадает ни под какие международные договора о сокращении вооружений ввиду своей уникальности. Кроме того, его универсальность позволяет применять различные типы поражающих частей, что позволяет организовать экспортные поставки такого вооружения в безъядерном исполнении. По оценкам экспертов наиболее вероятными покупателями «Посейдонов» являются Китай и Индия, которые смогут получить комплекс уже в 2025 году.

 

В целом, хотелось бы еще раз отметить, что создание подобного оружия в России преследует единственную цель – поддержание ядерного паритета и сохранение основного сдерживающего принципа – принципа гарантированного взаимоуничтожения в ядерной войне. Россия считает, что этот принцип был нарушен США в ходе развертывания ракетных баз вблизи российских границ и расширения влияния НАТО на восток. Возможно, столкнувшись с адекватным ответом, наши «партнеры» смогут подсчитать шансы на успех возможной агрессии в адрес нашей страны и результаты их не порадуют.

 

Глеб Зима специально для Planet Today