Морской буксир «МБ-97» проекта 02790 прибыл в Балтийск к месту постоянной приписки



Судно, построенное на Ленинградском судостроительном заводе ОАО «Пелла», после успешных заводских ходовых и государственных испытаний передано экипажу во главе с капитаном Александром Георгиевичем Никитиным. 
Морской буксир «МБ-97» проекта 02790 прибыл в Балтийск к месту постоянной приписки


После приказа главкома Военно-Морского Флота о введении буксира в состав ВМФ моряки приступят к отработке и сдаче курсовой задачи К-1. На его борту пройдёт торжественная церемония подъёма флага вспомогательного флота БФ, и новое судно приступит к выполнению задач по предназначению. Это уже второй буксир данного проекта, построенный для нужд флота. В ноябре прошлого года аналогичный буксир «МБ-96» вошёл в состав отряда судов обеспечения ЛенВМБ.

Судно предназначено для выполнения буксировки судов и плавучих сооружений в открытом море и портовых акваториях, эскортных операций на скорости до 10 узлов, борьбы с пожарами на плавучих и береговых объектах, поисково-спасательных работ, хождения в разряженном льду толщиной до 0,6 м на скорости до 6-8 узлов. Водоизмещение буксира составляет 945 тонн.

Морской буксир «МБ-97» проекта 02790 прибыл в Балтийск к месту постоянной приписки


На просторном ходовом мостике с круговым обзором начальник судовой радиостанции Александр Юрьевич Голубев как в огромном аквариуме. Осваивается на новом рабочем месте. Здесь у этого специалиста — пост связи. Аппаратура компактная, современная, офисная мебель, удобное кресло ещё в целлофановой упаковке, и вокруг — сплошное «новьё»: четыре УКВ-станции, одна КВ-станция, комплекс космической связи и спутниковый телефон, а рядом — новейшая аппаратура для получения «текущей» информации о навигационной обстановке, современное штурманское оборудование: спутниковый компас, современный локатор, эхолот и многое другое.

На морском буксире Александр Юрьевич — единственный специалист по связи, причём высочайшей квалификации, обладающий богатым практическим опытом. А ещё он редкий по нынешним временам знаток азбуки Морзе. Раньше с освоения этого простейшего, можно сказать, раритетного способа передачи данных начинали все связисты, но теперь радистов, владеющих этой системой, на флоте — единицы. Ведь современная спутниковая связь не так уж неуязвима, как кажется. Особенно в военное время, в боевой обстановке. В любой момент может потребоваться дополнительный канал связи, и тогда на помощь придёт старая добрая морзянка, а лучшего инструктора по азбуке Морзе, чем начальник судовой радиостанции «МБ-97», пожалуй, не найти. Александр Юрьевич считает, что для её освоения достаточно три месяца интенсивной тренировки. Конечно, при наличии у учащихся хотя бы небольшого «музыкального слуха».




У капитана морского буксира «МБ-97» Александра Георгиевича Никитина богатая флотская биография. В 1981 году после окончания ВВМУ имени М.В.Фрун-зе по распределению прибыл в бригаду ракетных катеров. Начинал штурманом на ракетном катере. Со временем «дорос» до старпома. После десяти лет корабельной службы перешёл на берег, дослужился до должности начальника тыла БВМБ. Имеет 30 лет флотской выслуги, капитан 1 ранга запаса. До недавнего времени был заместителем начальника отряда судов обеспечения Балтийской военно-морской базы. А назначение на должность капитана морского буксира для него, как вторая молодость и продолжение морской биографии.

Освоение матчасти на буксире идёт полным ходом. Экипаж во главе с капитаном обживает ходовой мостик, осваивает автоматику нового поколения — класса А-1. Душу штурмана греют электронная картография и космическая аппаратура определения места и скорости судна. Но особенно восхищает Александра Георгиевича то, что капитан, находясь на мостике, практически в одиночку может самостоятельно управлять и буксиром, и всем процессом буксировки: от момента запуска двигателей до завершения всей операции, надо только отдать швартовы! В отличие от «возрастных» морских буксиров это большое преимущество «МБ-97». Из-за такой современной техники меняется весь стиль управления судном. Для сравнения: на старом буксире капитан командует рулевому, подаёт команды в машину — увеличить или уменьшить скорость и так далее. А здесь он всё сделает сам. Сам себе «режиссёр»! Практически без помощников.

Татьяна Смирнова, «Страж Балтики»