Командир минно-торпедной боевой части МПК «Уренгой» старший лейтенант Дмитрий Гавозда



Малый противолодочный корабль «Уренгой» считается одним из лучших по торпедной подготовке в своём соединении. В этом есть определённая заслуга командира минно-торпедной боевой части старшего лейтенанта Дмитрия Гавозды. Ведь это его торпеды и бомбы в минувшем году первыми в ходе призового поиска поразили подводную лодку условного противника. В итоге кубок главкома ВМФ достался тактической группе МПК, в состав которой входит «Уренгой».
По словам командира корабля капитана 3 ранга А.Соболева, командир БЧ-3 старший лейтенант Д.Гавозда — ответственный, целеустремленный, напористый и весьма перспективный молодой офицер. В минувшем году работы у противолодочников было много. Экипаж корабля успешно выполнил порядка восьми противолодочных стрельб с применением практического торпедного и реактивно–бомбового оружия и трижды выполнил практические минные постановки, участвовал в совместных артиллерийских стрельбах, выполнял и другие не менее ответственные задачи в море. Словом, минувший год выдался насыщенным боевой подготовкой, что позволило всему экипажу «Уренгоя», и в том числе командиру минно-торпедной боевой части, приобрести солидный практический опыт и раскрыться его командирскому и профессиональному таланту. В период пока помощник командира МПК «Уренгой» находился в отпуске, старший лейтенант Гавозда временно исполнял его обязанности. Причём, по мнению командира МПК, отменно.

Весной 2013 года, ещё до окончания Морского корпуса Петра Великого, не иначе, как волею судьбы, свою последнюю курсантскую стажировку он проходил на МПК «Уренгой». Корабль приглянулся ему, как говорится, по всем статьям. Поэтому накануне распределения не стал дожидаться «милости от природы», связался с командованием соединения малых противолодочных кораблей и сообщил о своём желании проходить службу на «Уренгое». В результате неожиданно получил назначение именно туда, куда хотел. Говорит, что МПК «Уренгой» — это «удивлённое» начало его офицерской карьеры. По прибытии на корабль командир МПК капитан 3 ранга А.Супранович действительно удивил лейтенанта суровостью поставленной задачи:

— Всякие церемонии по случаю своего прибытия отставить! Идём на «Запад-2013». Ваша задача — выполнить торпедную стрельбу, поставить мины, бомбовые заграждения — и всё! А главное, обойтись без потерь и аварий.

Лейтенант Д.Гавозда сразу же получил зачётные листы и ринулся в бой, то есть взялся за подготовку к сдаче зачётов на допуск. За первую неделю буквально изучил весь корабль. Гонку за знаниями вёл по всем направлениям, пытаясь объять необъятное вплоть до того, что должен знать вахтенный офицер, которым он вскоре мечтал стать. Через десять дней корабль вышел в море на крупномасштабные манёвры, и вскоре молодому офицеру пришлось демонстрировать свои профессиональные знания и умения.

Это была большая удача для инженера БЧ-3. На фоне учений МПК сдал курсовую задачу, в составе группы совместно с МПК «Казанец» и «Зеленодольск» вёл поиск подводной лодки. Корабли обеспечивали закрытие района учений вместе с малыми десантными кораблями на воздушной подушке, организацию связи в районе высадки морского десанта и осуществляли его воздушное «прикрытие» средствами ПВО, противодиверсионную и противолодочную оборону. В общем, на первых в своей жизни учениях лейтенант Д.Гавозда получил такой заряд адреналина, который помог ему первым из четырёх прибывших на «Уренгой» одновременно с ним молодых лейтенантов полностью «закрыть» свой зачётный лист за три месяца и стать самостоятельным офицером.




Стать специалистом минно-торпедного дела ему помог бывший командир БЧ-3 МПК «Уренгой» старший лейтенант Александр Ватолин, а ныне дивизионный специалист соединения. Знакомый ещё с курсантских лет: был старшиной его роты и три года руководил Дмитрием в институте. Встретились на корабле, и вновь старшина роты стал для него наставником в профессии.

— Обучил меня всему. Сходили вместе на «Запад-2013», словом, подготовил себе замену и вскоре пошёл на повышение. А мне сдал дела. Уже второй год в качестве дивизионного минёра занимается подготовкой минёров. Скоро уходит на повышение квалификации. Наглядный пример того, как «растут» офицеры на МПК, — рассказывает старший лейтенант Д.Гавозда. — Конечно, благодаря фундаментальным знаниям и основательной теоретической базе, полученными в нашем институте. И главным заповедям, усвоенным ещё с курсантских лет: хочешь добиться уважения в коллективе — приумножай свои знания! Ведь командир должен быть на голову выше своих подчинённых. Обязан досконально знать матчасть.

За последние годы многое изменилось в минно-торпедной боевой части МПК «Уренгой». Если раньше в подчинении у корабельного минёра были только матросы по призыву, которые, как известно, часто меняются, теперь у командира БЧ-3 появились квалифицированные помощники. В первую очередь — техник БЧ-3 мичман Александр Лютц. Правда, изначально знаний минно–торпедного дела у него было маловато, поскольку начинал службу в сухопутных войсках, но со временем старшему лейтенанту Д.Гавозде удалось его обучить и сделать из него специалиста, которому можно доверить центральный пост противолодочного оружия — систему управления торпедным аппаратом. Кроме него доволен командир БЧ-3 и старательностью своих военнослужащих контрактной службы. Особенно минёра матроса Станислава Сорокина. За год он стал отличным специалистом. Самостоятельно, без напоминаний занимается обслуживанием техники, регулярно и тщательно выполняя проворачивание механизмов установки. В его заведовании — реактивная бомбомётная установка «РБУ–6000». Обучен на два борта, и когда приходит на корабль молодое пополнение, лучшего наставника для новичков просто не найти: охотно показывает матросам своё заведование, терпеливо объясняет устройство и принцип работы механизмов, отвечает на все вопросы. Как говорится, для себя старается, как минимум полгода в общей связке им нести службу, и от их уровня взаимопонимания и взаимопомощи зависит выполнение любой учебно-боевой задачи.
У старшего лейтенанта Д.Гавозды начало нового учебного года — горячая пора — обучение обновившегося личного состава боевой части. Лично проводит занятия по специальности, контролирует, как новички производят заряжание макетом. В первое время на всё про всё у них уходило полчаса. Аж 30 минут! А не три минуты, как положено по нормативу! Но, как говорится, лиха беда — начало. Командир БЧ-3 спокоен, поскольку знает: пройдёт время, и по сигналу «Учебная тревога! Боевую часть к бою и походу приготовить!» постепенно они научатся всё делать быстро, в соответствии с контрольными нормативами. Не боги горшки обжигают, по себе знает. Улыбается, вспоминая свои собственные ошибки. Кажется, как давно это было. Позади три года корабельной службы. Из них 2015-й в его судьбе навсегда останется самым памятным и успешным, особенно в боевой подготовке.

Татьяна Смирнова, «Страж Балтики»