Сегодня — День штурмана ВМФ



25 января отмечают свой профессиональный праздник штурманы ВМФ. Недаром необходимость таких специалистов была признана ещё в петровские времена. Это действительно специальность, которой можно гордиться, это ответственная и творческая работа каждый день — и в море, и на берегу.
Сегодня — День штурмана ВМФ


Главный штурман БФ капитан 1 ранга Герман Забродин отметил, что кораблями и судами Балтийского флота в 2015 году пройдено более 200 тысяч морских миль. К примеру, только одно ОИС  «Адмирал Владимирский» во время своего кругосветного плавания прошло в 2014 году более 31 тысячи морских миль.

К сожалению, в прошлом году меньше стало заходов кораблей и судов в иностранные порты. На этот показатель повлияла общественно-политическая обстановка в мире. Были осуществлены заходы в иностранные порты БДК «Александр Шабалин», УК «Смольный», танкерами. Причём учебное судно преодолело путь из Кронштадта в Севастополь и обратно, совершив заходы в порты Лас-Пальмас и Сеута (Испания), Луанда (Ангола), Малабо (Экваториальная Гвинея). Плавание длилось 55 суток, за кормой корабля осталось более 14 тыс. морских миль. Так что работы у штурманов в этом походе хватало.

Кроме того, танкер «Лена» побывал в городах Тартус (Сирия), Ла-Валлетта и Лимасол (Кипр). Судно «СБ-921» заходило в порт Александрия (Египет).

Походы были разные по длительности и сложности. Например, КИЛ «Александр Пушкин» совершил плавание Северным морским путём к Новосибирским островам. В этом оду он вновь планирует отправиться в аналогичный поход. Слов благодарности заслуживает третий помощник капитана Александр Васильев. Он капитан 1 ранга в отставке. Когда-то был лучшим штурманом в ВМФ. На «Пушкине» в своей должности 4 года, выполняет задачи навигационного обеспечения, а также другие задачи похода. Является лучшим штурманом в аварийно-спасательном отряде.

Капитан 1 ранга Г.Забродин подчёркивает, что в настоящее время флотские навигаторы также выполняют задачи в море на таких кораблях, как БДК «Минск», судно связи «Василий Татищев», танкер «Ельня», «СБ-921», ОИС «Адмирал Владимирский».

Нынешний поход ОИС «Адмирал Владимирский» ничуть не проще его кругосветки в 2014 году. Как известно, тогда судно прошло Северным морским путем. Там условия были близки к экстремальным как в навигационном отношении, так и в плане выполнения специальных гидрографических работ. Развитие Северного морского пути достаточно перспективно для России. Поэтому в тех районах проводятся промерные работы, изучается рельеф дна, восстанавливается вся инфраструктура системы навигационного обеспечения, отмечает главный штурман Балтийского флота.

Стоит напомнить, что «Адмирал Владимирский» отправился в район Антарктиды в ноябре 2015 года. Маршрут судна: Балтийское и Северное моря, Атлантический океан, Гибралтар, Средиземное море, Суэцкий канал, Индийский океан. Далее, минуя берега Сейшельских островов и Мадагаскара, судно обогнёт южную оконечность африканского материка и войдёт в окраинные моря Антарктиды. Там океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» ошвартуется вблизи российской станции «Прогресс», где запланирован обмен с сотрудниками станции научными данными о наблюдении за ледовой обстановкой, таянием арктических льдов, метеоусловиями над самым южным материком планеты. За время похода судно пройдёт более 34 тысяч морских миль.




Среди основных задач штурманской службы, как и прежде, остаются повышение уровня боевой готовности, эффективная работа по предупреждению навигационной аварийности, освоение новых средств навигации.

— В 2015 году было поставлено 60 видов МСН, — отмечает главный штурман флота. — Среди них — навигационные системы «Аляска». Они установлены на МПК «Алексин», «Калмыкия», КИЛ «Пушкин», «СС-750» и т.д. Система «КАМАНС» установлена на БДК «Минск», РКА «Кузнецк». Появились также новые гирокурсоуказатели, лаги, эхолоты и многое другое. На 2016 год планируется поставка 20 новых комплектов средств навигации на крупные корабли и более 30 комплектов на малые корабли и суда.

На самом деле для штурманов поставка нового оборудования — важная и нужная работа. Не секрет, что Балтийский флот в 2016 году будет подвергнут инспекции Министерства обороны, поэтому вполне естественно и закономерно, что штурманы хотят показать всё самое лучшее, что у них есть.

— В прошедшем году 15 штурманов прошли дополнительную профессиональную подготовку, около 30 человек прошли подготовку по вопросам эксплуатации глобальной системы по спасанию и эксплуатации электронных картографических навигационных систем, — говорит главный штурман Балтийского флота.

Большую работу проводят штурманы и во время государственных испытаний новых кораблей. К слову, в 2015 году на Балтике проходили государственные испытания три новейших десантных катера «Денис Давыдов», «Мичман Лермонтов», «Лейтенант Римский-Корсаков», а также СКР «Адмирал Григорович». В этом году эта работа будет продолжена.

Кроме того, было выполнено более 120 курсовых задач, 450 ракетных, зенитно-ракетных, артиллерийских, торпедных стрельб и минных постановок, сотни тренировок и учений. Специфика флотской службы состоит в том, что боевые задачи выполняются в море днём и ночью, в любое время года. Вахты в море формируют уровень классности.

Лучшие традиции школы штурманского искусства сегодня поддерживаются, сохраняются и развиваются. Молодые представители этой почётной военной специальности достойно несут штурманскую вахту на просторах Мирового океана, внося огромный вклад в повышение боевой готовности кораблей.

Среди лучших — флагманские штурманы Балтийской ВМБ капитан 2 ранга Владимир Логинов, ЛенВМБ капитан 2 ранга Денис Ковалёв. Это маяки штурманской службы. Постоянно в море находятся штурманы бригады надводных кораблей, решая задачи в дальней морской зоне. Качественно готовят корабли к походам флагманский штурман соединения надводных кораблей капитан 2 ранга Игорь Ципаногин, а также флагманский штурман бригады ракетных кораблей и катеров капитан 3 ранга Степан Петрунько.

В канун профессионального праздника штурманов нельзя не вспомнить и ветеранов. Среди них главные штурманы флота, занимавшие эту должность в разные годы, Б.В.Беляков, А.Э.Железняков, Н.С.Торопов, а также старшие офицеры А.А.Петухов и А.А.Бобрусь.

— Хочется также сказать, что наступивший год для штурманской службы флота будет непростым, — отметил капитан 1 ранга Г.Забродин. — Предстоит решать с высочайшим качеством ответственные задачи океанского плавания, различных учений и боевой учёбы. Необходимо уделить максимум внимания сдаче курсовых задач, отработке повседневной и боевой организации штурманских боевых частей, подготовке кораблей и судов к плаванию. Но уверен, что штурманам поставленные задачи по плечу.

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»