Командир БЧ-5 МПК «Калмыкия» лейтенант Вадим Хохлов



Командир БЧ-5 МПК «Калмыкия» лейтенант Вадим Хохлов — выпускник Военно-морского политехнического института (г.Санкт-Петербург) 2015 года. Назначением доволен: самостоятельная должность, и корабль — ходовой, причём по итогам года — один из лучших среди МПК.
Помощник командира МПК «Калмыкия» капитан-лейтенант Сергей Кондауров считает, что с самого начала лейтенант В.Хохлов зарекомендовал себя целеустремлённым офицером. Старательно изучает матчасть, несмотря на всю интенсивность морской службы в нынешнем году. Корабль прошёл около 10 тысяч миль, выполнил порядка семи артиллерийских и 15 торпедных стрельб, участвовал в российско-белорусских учениях «Щит Союза-2015», в обеспечении госиспытаний кораблей-новостроек, несколько раз нёс боевое дежурство. Новый командир БЧ-5 сумел выйти на финишную прямую по сдаче зачётов на допуск к самостоятельному управлению боевой частью.

— Это вполне самостоятельный и ответственный офицер. Ставишь ему задачу и знаешь, что выполнит точно и в срок, — такая похвала помощника командира МПК в адрес лейтенанта дорогого стоит.

Заведование у молодого механика самое большое — практически весь корабль, а в подчинении — самая многочисленная боевая часть — около 20 человек: электрики, мотористы, трюмные, многие из которых по возрасту старше своего 22-летнего командира и служебного опыта имеют больше.

В этот нелёгкий период профессионального становления надёжной опорой для лейтенанта стали старшина команды электриков старший мичман Василий Матвеев, старшина команды трюмных старший мичман Виталий Кравченко, старшина моторной команды мичман Ренат Кинжабаев и техник моторной команды главный старшина контрактной службы Рустам Хабутдинов. О своих подчинённых — наставниках молодой офицер рассказывает с восхищением: служат на корабле давно, всё знают, всё умеют и охотно передают свои богатые знания. Например, старший мичман В.Кравченко 23 года на «Калмыкии». В 90-х годах, когда не хватало офицеров, временно исполнял обязанности командира БЧ-5. Поначалу каждый день давал лейтенанту практические «уроки» на своём заведовании: показывал трубопроводы системы подачи пресной воды, водоосушительной, пожаротушения и терпеливо отвечал на все вопросы офицера. И так день за днём. Если где-то электропитание пропадёт, разбирается вместе со старшиной команды электриков старшим мичманом Василием Матвеевым. Ведь электропроводка, чего греха таить, самое слабое звено в походных условиях:

— Ищем вместе, последовательно идём по цепи, проверяем уровень сопротивления и находим причину неполадки! — улыбается лейтенант В.Хохлов. — Старшина знает, где надо искать. Небольшая проблема решается быстро, а трудных случаев за время моей службы ещё не было...




Старшина моторной команды мичман Ренат Кинжабаев и техник моторной команды главный старшина контрактной службы Рустам Хабутдинов — мастера своего дела, специалисты по двигателям. Делятся с молодым механиком секретами правильной эксплуатации моторов. По звуку работающего двигателя могут определить характер неисправности. Это неудивительно, ведь у обоих опыт огромный. Например, Кинжабаев на «Калмыкии» ещё мотористом проходил срочную, потом остался на контрактную службу, получил звание мичман и должность старшины команды. Профессиональная привычка — постоянно прислушивается к шуму работающего двигателя. А если улавливает посторонний звук, настораживается, немедленно докладывает командиру БЧ-5: непорядок! Вместе с ним начинают «методом исключения» искать неполадку. При такой бдительности сердце корабля — три дизеля и три дизель-генератора — работает как часы. А любая, вовремя обнаруженная неисправность устраняется без особых проблем.

Лейтенант В.Хохлов считает, что со старшинами и другими наставниками в профессии ему повезло: в его БЧ-5, как на подбор, лучшие технари малых противолодочных кораблей балтийской ОВР. Благодаря им все зачёты по эксплуатации двигателей он сдал успешно. На любой вопрос ответит, как говорится, с закрытыми глазами, скоро в новом качестве, уже самостоятельно — в море. А пока командира БЧ-5 опекают опытные инженеры-механики других кораблей — с МПК «Алексин» старший лейтенант Евгений Гуцу и МПК «Кабардино-Балкария» — старший лейтенант Анатолий Степанов. По очереди то один, то другой, то флагманские специалисты выходят на «Калмыкии» в море, чтобы корректировать действия молодого механика. По словам лейтенанта В.Хохлова, с первых дней службы взявшие его под своё крыло во главе с заместителем командира соединения по ЭМЧ капитаном 2 ранга Алексеем Ильиным и его помощником капитан-лейтенантом Маратом Башаевым делают это вполне деликатно, доброжелательно, вспоминая собственные «шишки» на первом году службы. Судя по успехам лейтенанта В.Хохлова, уроки старших коллег, их советы, наставления дают свои результаты. Говорят, что со временем благодаря своей целеустремленности и преданности своей профессии новый командир электромеханической боевой части «Калмыкии» не хуже своих наставников научится прогнозировать, предвидеть и предотвращать любые неполадки. А ещё — сохранять спокойствие при возникновении любой нештатной ситуации, спокойно анализировать ситуацию, без паники и суеты, не теряя времени и присутствия духа. Ведь каждый выход в море — это испытание для возрастного корабля и его молодого механика.

Татьяна Смирнова, «Страж Балтики»