«Адмирал Эссен» приступил к испытаниям артиллерийской составляющей своей ударной мощи



Новый сторожевой корабль «Адмирал Эссен» вышел в море на очередной этап испытаний. На этот раз экзамен держала артиллерийская составляющая его ударной мощи.
Сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Эссен» был заложен на ПСЗ «Янтарь» в 2011 году, спущен на воду в ноябре прошлого года. Это достаточно маневренный и подвижный корабль, способный развивать скорость  до 30 узлов при длине судна в 124 метра. Дальность действия — почти 5 тысяч миль.

«Адмирал Эссен» приступил к испытаниям артиллерийской составляющей своей ударной мощи


Корабль оснащён различным вооружением, в том числе корабельным ракетным комплексом «Калибр-НК». Полное водоизмещение корабля составляет около 4000 тонн. Экипаж около 180 человек.

Не секрет, что прежде чем боевой корабль пополнит ряды ВМФ, он должен пройти самую тщательную проверку всего технического оснащения, узлов и агрегатов, вооружения, предназначенного для решения свойственных ему задач. Каждый механизм, каждый узел и деталь должны получить своеобразный аттестат соответствия своему назначению, прочности и функциональности. Это, пожалуй, самый сложный тест, когда судостроители предъявляют заказчику качество своей работы.

Очередной выход в море предусматривал проверку артиллерийского вооружения и сопряжённых с ним радиоэлектронных средств управления огнём. Ключевым моментом испытаний было тестирование корабельной артиллерийской установки «А-190». Это вооружение не новинка в современном корабельном оружии, но положительно зарекомендовала себя как система главного калибра, позволяющего одинаково успешно вести огонь по морской, воздушной и береговой целям.

— Испытания артустановки, — пояснил ответственный сдатчик сторожевого корабля «Адмирал Эссен» Виктор Башашин, — это прежде всего проверка ее функционирования в различных режимах боевого использования. Вооружение тестируется комплексно, целиком в условиях динамических нагрузок, начиная от механизмов подачи снарядов из артпогребов до производства выстрела. Особое внимание уделялось согласованности приборов наведения на цель с целеуказаниями стрельбовых радиолокационных станций.

Вторым вопросом тестирования была проверка качества функционирования артиллерийских систем малокалиберной зенитной артиллерии. И хотя корабельная автоматическая артустановка «АК-630», давно проявила себя как эффективное средство противовоздушной обороны, проверка её работы требовала не меньшего к себе внимания.

Выход в море состоялся по плану. И уже сама организация приготовления к бою-походу на борту «Адмирала Эссена» наглядно свидетельствовала о том, что экипаж подготовлен, и в успешности испытаний нет места сомнению. Хотя по сосредоточенным выражениям лица у многих участников этого экзамена создавалось впечатление, что опасения всё-таки были.

— А как иначе? — в ответ на наше любопытство пояснил командир БЧ-2 капитан-лейтенант Владимир Петров. — Испытания на то и нужны, чтобы развеять все колебания практическим путем. А заодно и приобрести определённый опыт эксплуатации вооружения.

Это неудивительно, если учесть, что корабль укомплектован профессионалами, действия которых отработаны практически до автоматизма.




— С таким экипажем можно выполнять любые поставленные задачи, — отметил командир корабля капитан 2 ранга Сергей Томашков. — Офицеры молодые, энергичные, хорошо знают и выполняют свои обязанности.

Действительно, такой слаженности работы главного командного поста, как на «Адмирале Эссене», редко где удастся увидеть. И штурман капитан-лейтенант Мурад Рамазанов, и вахтенный офицер капитан-лейтенант В. Петров, и даже вахтенный рулевой главный старшина Сергей Дмитриев действовали со знанием дела, что, наверное, даже предвзятый взгляд любого проверяющего вряд ли смог бы отыскать в их работе какие-либо неточности.

Манёвр выхода корабля из ограждённой зоны порта и дальнейшее его движение в сторону полигона проходили в районе оживлённого мореплавания. Но новейшие технические средства кораблевождения и другие приборы освещения окружающей обстановки позволяли легко расходиться с надводными целями на безопасном расстоянии. И опять-таки в этом процессе ведущую роль играла профессиональная подготовка штурманов капитан-лейтенанта М.Рамазанова и командира электронавигационной группы старшего лейтенанта Вячеслава Чернихова. Вот уж верно сказано, что когда у штурманов состоялся творческий тандем, то за навигационную безопасность бояться не приходится.

Испытательные стрельбы начались около полудня. До этого в артустановке можно было наблюдать активную работу инженера 1-го класса сдаточной команды ПСЗ «Янтарь» Дмитрия Краева. Прежде чем начать испытание, он лично проверил все оборудования «А-190», чтобы на сто процентов исключить всякие неожиданности.

Прошедшая стрельба велась имитационным способом. Наравне с технической готовностью артустановки выверялись фактические параметры её работы: дистанция стрельбы и точность падения снарядов. Имитаторы выдавали элементы движения сначала морской, а потом и воздушной цели. А условия стрельбы были как при состязаниях на приз главкома ВМФ. Три снаряда пристрелочных и двадцать шесть на поражение. Средства объективного контроля фиксировали точность заданных параметров и введение поправок.

В тот день команда «Исполнить шквал!» звучала дважды. И падение выпущенных по имитированной цели снарядов не выходило за рамки среднеквадратической ошибки расчётного места нахождения цели. Это не могло не радовать командира артиллерийской батареи старшего лейтенанта Алексея Суманеева и всех, кто готовил установку к испытаниям. Результат был положительным. Механика успешно выдержала шквалистую нагрузку стрельбы, а заведующий артустановкой личный состав показал высокую морскую выучку.

С таким же успехом прошло испытание и зенитных огневых средств корабля. По наведению новой стрельбовой станции артиллерийская установка «АК-630» показала повышенную эффективность поражения быстролетящей цели.

Было заметно, что после завершения испытаний на ходовом мостике улыбающихся лиц стало намного больше. Но, думается, что больше всех радовался успеху никто иной, как сам ответственный сдатчик В.Башашин. Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» — это уже двенадцатый боевой корабль, который он подготовил к морской службе. Этим он заслужил право первым поздравить и своих коллег, и военных моряков с очередным успехом.

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»