В аварийно-спасательном отряде БФ осваивают новые катера



В аварийно-спасательном отряде Балтийского флота приступили к освоению новых катеров проекта 23040.
О том, как идёт этот процесс, нам рассказал капитан «РВК-2162» Раков Владимир Николаевич:

В аварийно-спасательном отряде БФ осваивают новые катера


— Экипаж «спасателя» невелик. Всего восемь человек: капитан, старший механик, моторист и пятеро водолазов. В настоящее время все мы проходим курс обучения, сдаём зачёты на допуск к самостоятельному управлению катером, его техническому обслуживанию и к выполнению задач по прямому предназначению. А предназначение нашего катера — это спасение моряков, оказавшихся в воде, оказание помощи надводным кораблям, судам, подводным лодкам, терпящим бедствие, а также обследование и подъём различных затонувших объектов. Имеющаяся на борту катера мощная система пожаротушения позволяет ему выступать и в роли «водолея», бороться с пожарами и всевозможными возгораниями на борту кораблей и судов. То есть наш катер — это универсальный «спасатель». По плану в феврале 2016 года нам предстоит сдать курсовую задачу «К-1», а в апреле выйти в море, чтобы в полном объёме с выполнением всех задач по предназначению сдать курсовую задачу «К-2» и приступить к несению спасательной вахты.

Самому Владимиру Николаевичу осталось ответить экзаменаторам на вопросы правового характера и некоторые технические вопросы. А устройство катера он изучил, пока принимал все четыре новых катера на заводе-изготовителе в Нижнем Новгороде. На каждом успел походить по Волге в качестве сдаточного капитана, отработал в полигонах в соответствии с программой швартовных, заводских, ходовых и государственных испытаний.

По его мнению, достоинств у новых спасательных катеров столько, что о них можно говорить часами: скорость — 14 узлов, 2 машины, подруливающее устройство. Современное навигационное оборудование, благодаря которому можно с высокой точностью определить место нахождения корабля. Есть барокамера для декомпрессии водолазов, современное водолазное вооружение, позволяющее одновременно двум специалистам работать на глубине до 60 метров. Для отдыха экипажа имеется жилой блок, состоящий из четырёх комфортных двухкоечных кают, блок питания с кухней, холодильником, микроволновкой, столовая с телевизором, душевая. На старых «спасателях» о таких условиях для труда и отдыха можно было только мечтать. Владимир Николаевич знает об этом не понаслышке: девять лет был капитаном водолазного катера проекта 1415, которому уже за 35 лет. Признаётся, что душой он всё ёще там, на старом катере, который долгие годы служил флоту верой и правдой, с которым капитан ещё не простился и чувствует, что ему лично придётся одновременно и списывать прежний катер, и обживать новое судно. Для бывалого морехода с 20-летним морским стажем это нелёгкое испытание. Как и для старшего механика Василия Николаевича Сидоркина, который перешёл с ним со старого катера. Правда, в настоящее время стармех уже переключился на освоение «РВК-2162». Ведь пополнение флота — это сплошная автоматика и электроника, и горы эксплуатационных документов, инструкций и наставлений, которые необходимо досконально изучить. Освоить такое современное оборудование довольно непросто, если всю жизнь проработал на «возрастных» катерах. Но при беспокойной натуре стармеха, который, по словам капитана, пока не доведёт начатое до конца, успех в учёбе ему гарантирован.




Из числа таких же ответственных и дотошных в своем деле людей и моторист Александр Прокопьевич Перепелица. Настойчиво и с глубокой заинтересованностью осваивает устройство и механическую часть нового катера, столь непохожую на его прежнее заведование на «РВК-1289».

Водолаз 2-го класса мичман запаса Денис Мингулов свой переход со старого «спасателя» на новый сравнивает с ощущением водителя, пересевшего со старого «Жигуленка» на «Мерседес». Признается, что, увидев современное оборудование водолазного отделения, оснащённое цифровой техникой, мониторами наблюдения за подводной обстановкой, почувствовал себя не просто водолазом, скорее, водолазом-оператором ЭВМ. Выбором своего жизненного призвания Мингулов обязан флоту. В 2001 году за время срочной службы освоил водолазное дело, которое стало его профессией. Работал в МЧС, не раз участвовал в опасных операциях по обезвреживанию боеприпасов времён Великой Отечественной войны, покоящихся на дне моря, по обследованию и подъёму различных затонувших объектов, спасал утопающих.

В военных гаванях Балтийска у водолазов аварийно-спасательного отряда работы хватает: по заявкам моряков постоянно выполняют осмотры военных кораблей и судов, обследуют якоря, причалы и выполняют другие подводно-технические операции, неизбежно связанные с риском. Почему он выбрал такую опасную профессию? Говорит, что с детства боялся воды и решил свой страх побороть таким вот радикальным образом. А с победой над собой пришла любовь к морю и к этой профессии. Флотской закалки и другие водолазы «РВК-2162» — водолаз 1-го класса Валерий Микулич и водолаз 2-го класса Виталий Фолимонов. В настоящее время они завершают изучение аварийно-спасательного оборудования и, как весь экипаж, надеются, что настоящая флотская работа уже не за горами.

Татьяна Смирнова, «Страж Балтики»