Командир электромеханической боевой части МРК «Гейзер» капитан-лейтенант Андрей Евдокимов



Сегодня 2003 год, первый год в своей офицерской карьере, командир электромеханической боевой части малого ракетного корабля «Гейзер» капитан-лейтенант Андрей Евдокимов вспоминает часто. И на это у него есть все основания.
В высшем военно-морском учебном заведении готовился он на «большие» корабли типа: СКР, БПК, а угодил на малые. Да ещё немного не по профилю. Ведь изучал газотурбинные, а не дизельные двигатели. А «Гейзер» — чисто дизельный. Во время учебы такого класса корабли изучали по касательной. Поэтому лейтенанту Евдокимову пришлось срочно переучиваться, одновременно осваивать устройство корабля, готовиться к сдаче зачётов на допуск к самостоятельному управлению электромеханической боевой частью, овладевать командирской наукой, поскольку в подчинении у него было более 10 человек.

Командир электромеханической боевой части МРК «Гейзер» капитан-лейтенант Андрей Евдокимов


На первых порах наставниками лейтенанта стали старшина моторной команды старший мичман Дмитрий Уткин и старшина электротехнической команды мичман Денис Скребко, опытные специалисты, за плечами которых была срочная служба на однотипном МРК. На «Гейзер» оба пришли с солидным багажом знаний, и каждый стремился помочь молодому командиру. Капитан-лейтенант А.Евдокимов вспоминает, что процесс учебы продвигался легко, поскольку на все его вопросы, касающиеся матчасти, он тут же получал исчерпывающие ответы.

С предшественниками лейтенанту А.Евдокимову не повезло: при осмотре выяснилось, что главные двигатели МРК были безнадёжно загублены, по-видимому, были когда-то обводнены, в результате двигатели заклинило, и с тех пор они просто не запускались.

Свои выводы о плачевном состоянии ходовой части доложил командиру корабля капитан-лейтенанту Алексею Карташову и по его реакции понял, что эта проблема для него не секрет:

— Действуй, лейтенант, приступай к своим обязанностям! Чем можем, поможем! — сказал он.

Так, с приходом нового механика для корабля началась новая эра — восстановление технической готовности и возвращение из резерва в состав сил постоянной боевой готовности.

По словам капитан-лейтенанта А.Евдокимова, его первый командир корабля капитан-лейтенант А.Карташов оказался хорошим организатором, способным решать ремонтные проблемы, снабжение ЗИПом и другие вопросы. Считает, что ему досталась нелёгкая доля — выводить корабль из резерва и заниматься обучением экипажа. Ведь в том же году офицерский и командный состав «Гейзера» обновился на 90 процентов.

— Командир корабля внушал нам, что надо работать с полной отдачей и терпеть, стиснув зубы, чтобы вынести все трудности периода восстановления технической готовности, — вспоминает капитан-лейтенант А.Евдокимов. — Причём трудиться нужно так, чтобы поскорее выйти в море. И ещё — вывести свой корабль в лучшие. Лейтенантам, мечтавшим о море, амбициозные планы командира пришлись по душе, несмотря на то, что иной раз кое-кому доставалось от него крепко.




Усилиями всего экипажа новая эпоха возрождения для «Гейзера» наступила точно в назначенный срок. В 2004 году он вошёл в состав сил постоянной боевой готовности. Почти 10 лет «Гейзер» исправно нёс службу в Балтийском море, выполнял артиллерийские стрельбы и ракетные пуски, завоёвывал переходящий кубок главкома ВМФ РФ за выполнение сложного боевого упражнения, участвовал во всех учениях и мероприятиях боевой подготовки флота и Балтийской военно-морской базы, в обеспечении экспортных заказов и как один из лучших кораблей своего соединения представлял Балтийский флот в иностранных портах Европы во время деловых заходов и визитов дружбы — в Германии, Швеции, Дании, Польше.

В эти годы на корабле заметно обновился офицерский состав, сменился ни один командир. После капитан-лейтенанта А.Карташова «Гейзером» командовали капитаны 3 ранга Андрей Линенко и Руслан Деркач. Достойным продолжателем эстафеты боевого мастерства стал нынешний командир МРК капитан 3 ранга Артур Татарко.

А командир БЧ-5 капитан-лейтенант А.Евдокимов по-прежнему на своей первоначальной должности. И не жалеет. За годы флотской службы он получил здесь отличную профессиональную закалку. Его бывшие наставники — старшина моторной команды старший мичман Дмитрий Уткин и старшина электротехнической команды старший мичман Денис Скребко до сих пор служат под его началом. И сегодня сообща участвуют в профессиональном становлении инженера БЧ-5 лейтенанта Дениса Чубарова и старшины команды трюмных старшины 1-й статьи контрактной службы Владимира Свириденко Впрочем, здесь каждый знает свои обязанности и круг личной ответственности. И железное правило, установленное командиром БЧ-5, дело — превыше всего! В случае возникновения неисправности никто не сойдёт на берег, пока поломка не будет устранена.

Месяц назад МРК «Гейзер» прошёл капитальный ремонт и получил запас прочности на ближайшие пять лет. Бремя большого ремонта капитан-лейтенант А.Евдокимов ощутил на себе в полной мере. Ездил на приёмку двигателей после завершения капремонта, проводил стендовые испытания. Пока ремонтировали двигатели, провели доковый ремонт, выполнили корпусные работы и многое другое.

...Теперь ближайшая задача — подготовка корабля к инспекции по безопасности мореплавания и к предстоящим ходовым испытаниям. Планируется, что уже в этом месяце МРК «Гейзер» выйдет в море и войдёт в состав сил постоянной готовности.

Татьяна Смирнова, «Страж Балтики»