«Александр Пушкин» принял участие в «генеральной уборке» Арктики



Россия возвращается в районы Крайнего Севера, и Военно-Морской Флот играет в этом процессе одну из ключевых ролей.
Балтийцы уже не первый раз участвуют в экспедициях по восстановлению российского присутствия в акваториях полярных морей. Так, моряки Балтфлота занимались аварийно-спасательным обеспечением, доставляли различные грузы к месту постоянной дислокации полярных гарнизонов, вели гидрографические исследования в интересах мореплавания и многое другое. Но в завершившемся походе экипажу КИЛ «Александр Пушкин» предстояло выполнить ещё одну задачу, на этот раз — экологическую.

Дело в том, что, покидая побережье морей Русского Севера, где располагались многочисленные посёлки и метеорологические станции, никто из полярников уже не надеялся, что когда-то им предстоит возвращаться в некогда обжитые места. Поэтому побережье и острова сегодня больше напоминают брошенное жилье, которое в спешке покидали его хозяева. Свалки из металла в виде остовов брошенных машин, бочек для горючего и предметы бытового мусора сильно захламляли побережье и наносили существенный ущерб хрупкой северной природе.

КИЛ «Александр Пушкин» покинул Балтийск 25 июля 2015 года. Маршрут его пролегал в главную базу Северного флота город Североморск. Там формировался отряд кораблей и судов, который должен был совершить поход к знаменитому острову Котельный.

— Погода на всём маршруте похода не баловала моряков спокойствием и лаской, — рассказал капитан судна Вячеслав Пырескин. — Почти всё время дул встречный ветер, а поэтому скорость хода порою не превышала трёх-четырёх узлов. Ходовые вахты у действующих механизмов были особенно напряжёнными. Старшему механику Станиславу Савченко и его морякам в штормовых условиях приходилось не сладко. Но всё-таки на протяжении всего маршрута они надежно обеспечивали судно всеми видами энергии. Общий успех в выполнении поставленной задачи в большей мере — это их заслуга. Впрочем, весь экипаж достоин слов благодарности.

Взять, к примеру, штурмана Александра Васильева. В прошлом североморец и капитан 1 ранга, он накопил столь ценный опыт навигации, что позволило экипажу без особых поблем выполнять задачи в ледовой обстановке полярных широт.

Хотя экипаж судна в своём большинстве состоит из опытных моряков, но каждый дальний поход вносит свой штрих в полировку граней их талантов. Что ни говори, а поход походу рознь. Были в экипаже и моряки, для которых он был первым в жизни. Матросы первого класса Антон Климов и Александр Савченко начали свою флотскую службу на борту судна рулевыми, и плавание в сложных штормовых условиях научило их большему, чем десяток теоретических занятий по специальности.




Командный состав судна проявил свои профессиональные качества и в организации внутреннего порядка, и в организации работ, и в соблюдении мер безопасности. Что касается порядка на судне, то тут неоценима роль старшего помощника капитана Сергея Малькова. Это человек, которого уважают за его справедливость, знания и заботу о каждом, начиная от распределения ходовых вахт до организации питания во время похода. О нём можно сказать, что он моряк от Бога.

— Строг, но справедлив, — так говорят моряки о своем старпоме.

Хотелось подчеркнуть и роль второго помощника капитана Александра Шаврова. Эту должность на борту называют ещё и помощником по грузовым операциям. А за время похода таких операций проводилось достаточно много, начиная с того момента, как судно принимало на борт десантный катер, который должен был участвовать в боевом учении по высадке десанта, и выполнять доставку металлолома с берега на борт килектора. В среднем при стоянке у острова Котельный катер совершал до десяти рейсов между судном и берегом. А от слаженности работы палубной команды зависела скорость разгрузки. В таком случае грех не упомянуть и судового боцмана Максима Перепечина, без участия которого в этом процессе дело спорилось не так чётко и гладко.

Триста тонн чёрного металла было перевезено с берега и погружено на борт судна. Даже этого количества без учёта того, что осталось на берегу, вполне хватило бы, чтобы построить десантный катер, который перевозил металлолом.

Помимо этого экипажу КИЛ «Александр Пушкин» удалось принять участие в праздновании двух знаменательных дат в истории. Это столетие основания поселения на острове Диксоне и семьдесят третья годовщина со дня боя ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с фашистским крейсером «Адмирал Шеер», когда советские моряки ценою собственных жизней сорвали скрытный план действий немецкого крейсера на северных морских коммуникациях.

«Александр Пушкин» принял участие в «генеральной уборке» Арктики


КИЛ «Александр Пушкин», выполнив задание, вернулся в Балтийск через сто четыре дня. Самая главная задача была выполнена: остров стал намного экологически чище. Впрочем, работа на этом направлении будет продолжена и дальше. Ведь необходимо провести огромный комплекс работ по очистке Арктики и восстановлению экологического баланса в этом уникальном регионе.

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»