Спасательное судно «СС-750»



На 56-м причале спасательное судно «СС-750» среди других выделяется не только своими размерами, но и специфическим оборудованием. Особенно примечательна словно парящая над палубой красно-белая мини-подлодка.



Это спасательный глубоководный аппарат «АС-26», которым командует кавалер ордена Мужества капитан 3 ранга Алексей Подкользин. Офицер получил эту высокую награду в 2006 году за испытания глубоководного аппарата в Атлантическом океане.

Аппарат на борту спасательного судна закреплен так прочно, что никакой шторм ему не страшен. Так что «мини-красотка – подводная лодка» гуляет по морю и успешно несет свою боевую службу с помощью «СС-750» в тесном взаимодействии с экипажем судна-носителя, который, по словам «подводников», мастерски обеспечивает спуски и подъемы спасательного глубоководного аппарата, в том числе его навигационную безопасность, поддерживая с «малюткой» надежную и бесперебойную звукоподводную связь.

Экипаж и командир мини-подлодки специального назначения «АС-26», которая предназначена для спасения личного состава подводных лодок, считают, что с «носителем» им повезло. Ведь работать во взаимодействии с такими профессионалами, как капитан Михаил Барков, старпом Юрий Шаров, заместитель капитана по спасательным работам Петр Платонов, старший механик Андрей Бочаров, штурман Эдуард Киселев, второй помощник капитана Леонид Зарывахин, боцман Алексей Селезнев, одно удовольствие. Это моряки от бога, посвятившие свою жизнь благородной миссии - спасению человеческих жизней. Практически весь командный состав «СС-750» – старшие офицеры запаса, за плечами у которых годы службы на Балтийском флоте. А их нынешняя работа – это продолжение флотской биографии. Ведь военный моряк и морской спасатель – родственные души, искренне преданные своему жизненному призванию. Поэтому и взаимопонимание, и взаимное уважение между экипажами «АС-26» и «СС-750» полное: вместе делят нелегкие морские мили. Только в прошедшем году «спасатель» находился в море почти 80 суток. Из них трое суток глубоководный аппарат провел под водой, в основном занимаясь поисково-спасательным обеспечением подводных лодок, решающих задачи боевой подготовки в море, а также экспортных подлодок, которые проходят на Балтике ходовые испытания. Судно-носитель со спасательным аппаратом на борту – неизменный спутник субмарин, всегда находится где-то рядом, в постоянной готовности в случае возникновения аварийной ситуации прийти на помощь подводникам. Экипаж «малютки», опустившись на глубину, способен в кратчайшие сроки найти терпящую бедствие подлодку, обследовать ее с помощью видеокамер и иллюминаторов. По возможности установить с ней связь и после этого осуществить стыковку с носовой или кормовой площадкой, где находятся спасательные люки, и принять на борт «АС» одновременно до 20 подводников. Если потребуется, может быстро совершить несколько «ходок». К счастью, «АС-26» под командованием капитана 3 ранга А.Подкользина еще ни разу не доводилось экстренно выручать подводников.

Последнюю модернизацию и средний ремонт аппарат прошел в 2012 году. Он может погружаться на глубину до 1000 метров. Главное условие успешного спуска, чтобы волнение моря было не более трех баллов. В штормовую погоду это сделать проблематично. По связи подводники докладывают наверх обо всем, что наблюдают и делают, поэтому от судна-носителя напрямую зависит благополучный исход погружения.





Спасательное судно «СС-750»


Экипаж спасательного глубоководного аппарата невелик – пять военнослужащих: два офицера, командир «АС-26» капитан 3 ранга Алексей Подкользин, его помощник – капитан-лейтенант Олег Шерстнёв и три техника: техник трюмный старший мичман Павел Самушкин, техник-гидроакустик мичман Алексей Вежбитский и техник-электрик мичман Евгений Святов.

Все они – специалисты высокого класса, опытные глукобоководники. Обладатели редкой флотской профессии постоянно повышают квалификацию, проходят специальную подготовку, стажируются на других глубоководных аппаратах, участвуют в зачетных учениях спасательных сил Балтийского флота, которые проходят ежегодно.

В 2013 году экипаж «АС-26» участвовал в обеспечении оперативно-стратегического учения «Запад». Дежурили в полном составе, находясь в часовой готовности на борту «СС-750», в то время как подводная лодка находилась в море, выполняя поставленные задачи.
Рассказывая о планах на нынешний год, командир «АС-26» капитан 3 ранга А.Подкользин охотно поделился сокровенным: – Побол

ьше бы разнообразной практической работы! Спусков, «посадок» на подводные лодки, стыковок. В идеале хотелось бы каждый месяц выходить в море, причем как минимум на неделю, чтобы совершенствовать свои навыки.

Офицер считает, что его аппарат способен на многое. Например, его можно использовать и для обследования нефтяных платформ, проложенных по дну моря кабелей и трубопроводов. «АС-26» способен обследовать, фотографировать, вести видеосъемку подводных объектов. Имеющиеся манипуляторные устройства, две «лапы» благодаря мастерству операторов могут что-то подкрутить, отрезать, захватить на глубине и поднять на поверхность, а также доставить на дно любые объекты. «Малютка» с большей эффективностью, чем необитаемый подводный аппарат, может искать и поднимать на поверхность затонувшие учебные торпеды и покоящиеся в морских глубинах боеприпасы времен Великой Отечественной войны. На борту спасательного глубоководного аппарата для этого имеется все необходимое. А к риску спасателям не привыкать. Главное, чтобы была интересная практическая работа.

Для профессионала притяжение глубины – не пустая фраза. Для него морская бездна обладает магической силой, и при долгом расставании с ней он не находит покоя. Наверное, отчасти давнее увлечение капитана 3 ранга А.Подкользина дайвингом в какой-то мере компенсирует это профессиональное беспокойство, ведь энергия и творческий потенциал спасателя – глубоводника постоянно ищут выход в новом интересном деле.

Татьяна Смирнова