Командир вертолета Ка-27 ПЛ капитан Александр Чурсин: летать хочется больше



В конце прошлого года на Балтийском флоте была образована смешанная авиационная база второго разряда, в которую вошли не только вертолеты разных типов от Ка-27 ПС до Ми-24, но и самолеты транспортной авиации, а также истребители и штурмовики Су-27 и Су-24.



Свое место в штатной структуре занял и командир вертолета Ка-27 ПЛ капитан Александр Чурсин, которому, несмотря на молодость, есть что рассказать и что вспомнить. Особенно если это касается дальнего похода в Средиземное море.

– Мы были там 7 месяцев, – говорит офицер. – Убыли на СКР «Ярослав Мудрый» зимой, вернулись летом. За время похода было проведено много совместных с Черноморским флотом учений. В них участвовали как корабли, так и экипажи морских авиаторов. Проводились они несколько дней, задачи учения были отработаны на отлично, все участники маневров были награждены грамотами и ценными подарками. Летали много. Выполняли не только тренировочные полеты, но и вели наблюдение за надводной обстановкой. Однажды обнаружили американский авианосец и наблюдали, как проходят у них полеты палубной авиации.

Запоминающимся моментом, конечно, были заходы в иностранные порты Греции, на Мальту, Кипр.

– Для меня это был уже второй поход на корабле в Средиземку. До этого мне пришлось побывать там на СКР «Неустрашимый», – отмечает офицер.

Александр Чурсин несколько лет назад окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, после чего попал на Балтику в вертолетную часть, на должность командира вертолета. За эти годы прошел все стадии и этапы подготовки.

Родом Александр из Севастополя. Его отец Александр Иванович Чурсин в свое время тоже летал на вертолетах Ка-25 и Ка-27. Завершил службу в звании подполковник на Черноморском флоте. Ему было присвоено высокое звание «Заслуженный военный летчик РФ».

– Я помню, как мальчишкой летал с отцом на вертолете. Это он привил мне любовь к небу. После этого полета я нарисовал вертолет в своем школьном альбоме. Вообще любовь к авиации мне от отца досталась! И сейчас я продолжаю дело, начатое им. Но не всегда так, как бы хотел. Вот ушел в декабре 2012 года в Средиземку, семь месяцев там пробыл в качестве руководителя полетами. А итог – малое количество часов налета. Обидно, – сетует капитан Чурсин.

Летчик совершенствуется всю службу. Нет такого – достиг какого-то уровня и все. Так заведено – сначала тренировочные полеты, после чего летчик должен поднимать свою винтокрылую машину как днем, так и ночью, в сложных метеоусловиях. Далее он становится летчиком-инструктором, получает классные квалификации. Самый высокий уровень – это летчик-снайпер.





– Вертолет – это машина, которая выполняет уникальные задачи, с ними не справится ни один другой летательный аппарат. Основным рабочим режимом вертолета является режим зависания в воздухе, – отмечает командир вертолета. – Он позволяет выполнять спасательные операции, заниматься тушением пожаров, искать подводные лодки… Практически каждую летную смену мы выполняем задачи по поиску лодок в заданных районах. По плану учебно-боевой подготовки мы осуществляем сканирование акватории на предмет нахождения иностранных субмарин.

Балтику бороздят дизельные подводные лодки ВМС ФРГ, Польши, Дании. После доклада о нахождении лодки в каком-то районе на командном пункте проводится аналитическая работа, результатом которой становятся весьма точные данные и о принадлежности, и о классификации ПЛ. Даже в подводном положении она не остается незамеченной. И тут без вертолета не обойтись.

– Из вооружения у нас есть бомбы, торпеды, противолодочные ракеты. На полигонах имитируем тактический сброс с открытием створок бомбового отсека. По всем табло проходят команды, производится нажатие кнопок на сброс торпед или запуск ракет. Есть их имитаторы. А специальное устройство, которое мы называем «желтушник», записывает все параметры. На основании данных этого устройства делаются выводы о работе экипажа.

Все это – детали. А конкретика в том, что Александр Чурсин за прошлый год имеет всего-то 35 часов налета.

– Летать хочется больше. А у меня еще и ответственность перед отцом. Он, конечно, интересуется, переживает.

Впрочем, Александр оптимистически смотрит в будущее. Отмечает, что сейчас из ремонтного завода прибыло три вертолета, на днях «облетывали» еще один вертолет. Ожидается и еще техника. Говорит, что программа перевооружения армии и флота предусматривает поступление новых образцов летательных аппаратов. Значит, и полетов будет больше. А умение ждать и надеяться – традиционные черты русского характера.

Дай бог, чтобы надежды Александра и его сослуживцев обязательно сбылись как в небе, так и на земле. Они этого, право же, заслужили.

Юрий Дмитриев