БДК «Александр Шабалин»: 13 месяцев вдали от родных берегов



Недавно главная военно-морская база Балтийского флота торжественно встретила возвратившийся из дальнего морского похода большой десантный корабль «Александр Шабалин», который находился вдали от родных берегов 13 месяцев, пройдя за время похода около 49 тысяч морских миль.



Все это время БДК «Александр Шабалин», находясь в составе Средиземноморской межфлотской группировки ВМФ России, достойно представлял Балтийский флот в дальней морской зоне.

Завершившийся поход стал серьезным испытанием для балтийцев и первым столь продолжительным плаванием в дальней морской зоне за последние годы. В том числе для молодого командира БДК капитана 2 ранга Максима Жеребненко. Ведь на эту должность он вступил 15 декабря 2012 года, а через два дня корабль взял курс в Средиземное море.

До этого похода капитан 2 ранга М.Жеребненко проходил службу в соединении ракетных катеров: был командиром ракетного катера, начальником штаба гвардейского дивизиона ракетных катеров, два года исполнял обязанности начальника штаба бригады, а потом его перевели в соединение больших десантных кораблей, на нынешнюю должность. Естественно, опыта командования большим десантным кораблем у него тогда не было. Только-только начал знакомиться с устройством БДК и экипажем, и сразу – в дальний морской поход! Но, как говорят на флоте, самая лучшая учеба – это практика. Поэтому становление в новой должности капитана 2 ранга М.Жеребненко проходило в море. За короткое время он досконально изучил устройство БДК. Говорит, что «наука» далась ему легко. Ведь экипаж старался помочь ему в учебе.

– Самое главное – не бояться уронить свой авторитет, побольше спрашивать, – признается он. – Например, у мичманов, прослуживших на нашем корабле не один десяток лет, хотя некоторые офицеры считают ниже своего достоинства что-то спросить у подчиненного и напрасно: главное – разобраться в проблеме детально. А детали может знать лучше всех только узкий специалист. И неважно, в каком он звании.

О своем экипаже командир высокого мнения. Говорит, что на данный момент – это самый сплоченный, сплаванный и профессионально подготовленный коллектив, начиная с офицеров и до матросов по призыву. Ему по плечу любая задача! И всё это благодаря отличной морской закалке, полученной в долгом и нелегком походе.

Конечно, к трудностям нашим морякам не привыкать, но южные моря встретили россиян негостеприимно. По словам командира корабля, Средиземное и Эгейское моря постоянно штормило, мощные ветры и сильное волнение моря – практически круглый год. Думали, что летом море будет поспокойнее, но ошиблись. Хорошо, что в экипаже БДК подобрались крепкие ребята – никто не укачивался, но, когда по трое суток море раскачивало корабль, как маятник, даже самые сильные уставали физически. Изнуряющие, затяжные качки изматывали: длинные и высокие волны вздымали корабль день и ночь, и волнение моря даже в два балла здесь оказалось куда более ощутимее, чем на Балтике.

Летом, когда средиземноморская жара достигала 45 градусов, особенно трудно приходилось личному составу электромеханической боевой части во главе с командиром БЧ-5 капитан-лейтенантом Алексеем Фадеевым: в машинном отделении, где матросы несли вахту, температура воздуха поднималась до 70 градусов. Чтобы облегчить их участь, на юте провели специальную трубу, насверлили в ней кучу дырок. Получился импровизированный душ, и через каждые 15 минут вахтенные матросы выходили на ют остудиться забортной водой и снова – в «машину». В результате все благополучно пережили это сезонное испытание.





– Да что тут скажешь? Все молодцы: всё выдержали, всё преодолели! – улыбается старшина моторной команды старший мичман Сергей Васильев. – Например, перед самым походом прибыли из учебного отряда матросы Юшков и Ярмухамедов, быстро сдали все зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию заведования и приступили к самостоятельному несению вахты. За поход поощрены присвоением очередного воинского звания старший матрос. Сам старший мичман Васильев за поход награжден медалью «За воинскую доблесть» II степени. На БДК «Александр Шабалин» он служит уже 12 лет. Пришел сюда с БДК «Донецкий шахтер» не новичком в своем деле: прошел и срочную, и сверхсрочную, получил звание мичман. А на флоте он с 1994 года. Уже двадцать лет! Таких специалистов, как он, на десантных кораблях берегут, как «золотой запас». Он мастер на все руки: с ходу определит причину любой неисправности, своих подчиненных «видит насквозь, и лучше него, пожалуй, никто не справится с обучением молодого пополнения. И конечно, знает, кто первым из мотористов поддержал витавшую в воздухе матросскую инициативу – назло непогоде, загнавшей корабль в район укрытия у берегов Франции, и однообразию походной жизни устроить в столовой команды зажигательное новогоднее шоу. Всё честь по чести: с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой. Каждая боевая часть выставила свои «таланты». Кто-то сочинял стихи и песни, кто-то готовил юмористические сценки из жизни корабля и веселые конкурсы, «обеспеченные» сладкими призами – пирогами, испеченными корабельными коками. 31 декабря замечательные костюмы и творческое перевоплощение «артистов» было встречено бурными овациями. А открыл новогодний вечер-2013 чтением своих походных стихотворений ныне признанный в экипаже поэт и бард, радиотелеграфист старший матрос контрактной службы Антон Перелыгин. Кстати, контракт с Министерством обороны он заключил на боевой службе. Твердо решив, что корабль и море – это его судьба и вдохновение. Ведь именно флоту он обязан своими лучшими строками.

Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Для экипажа корабля эта примета вполне оправдалась: новый 2014 год корабль встретил тоже в походных условиях, находясь у берегов Марокко. Похоже, что и в этом году его ждет дальняя дорога в море, а стоянка в базе, как зимний сон, – короткая передышка на долгом пути, небольшой навигационный ремонт – не более.

Татьяна Смирнова