ПЛ «Липецк»: рабочая глубина подводников



На главном военно-морском параде страны, который прошел летом в самом западном городе России Балтийске, подводную составляющую морской мощи государства представляла подводная лодка североморцев, носящая имя «Липецк».



Межфлотский переход североморцы осуществили еще зимой. Оставив за кормой более десяти тысяч миль, подводники включились в боевую подготовку Балтийского флота, в которой им было уготовлена роль главного объекта в отработке сил противолодочной обороны.

– Задачи, которые были поставлены подводной лодке, – пояснил её командир капитан 2 ранга Андрей Ковалев, – многоцелевые, но вполне соответствуют предназначению. Тут и отработка экипажа в условиях межфлотского перехода, и освоение новых районов плавания, где совершенно иная, чем на севере, гидрология, и обеспечение государственных испытаний новых кораблей и подводных лодок. Но самое главное – это продолжение совершенствования боевого мастерства всего экипажа. Лучшего способа, чем дальний морской поход, еще никто не придумал.

Надо отметить, что командир субмарины – выпускник тихоокеанской кузницы кадров офицеров флота. Вот уже семь лет, как он командует подводной лодкой и среди своих коллег прослыл талантливым командиром, способным мыслить тактически нестандартно, что для командира очень важно. Да и экипаж лодки по праву считается одним из наиболее подготовленных и сплоченных. Это и стало главной причиной того, что «Липецк» оказался на Балтике в год, когда флот готовился к совместному стратегическому учению «Запад-2013».

ПЛ «Липецк»: рабочая глубина подводников


Впрочем, подводная лодка за свои двадцать три года флотской службы имеет весьма необычную историю. Начнем с того, что именно на ее борту в далеком 1991 году разворачивались события, что позже легли в сценарий известного фильма «72 метра». На ней выходил в море известный российский композитор и бард Александр Розенбаум. Дважды она завоевывала звание лучшей подводной лодки Северного флота. Достаточно взглянуть на две звезды, которые украшают ее рубку, чтобы понять, экипаж дважды выигрывал состязания на приз главнокомандующего Военно- Морским Флотам России по торпедной стрельбе.

В 2000 году подводная лодка обрела имя. В городе Липецке, что далек от всех морей, нашлось немало людей с морской душой. И первый из таковых – глава его администрации Михаил Владимирович Гулевский. Шефские связи города с экипажем лодки – это не просто дань моде. Народ и армия продолжают оставаться едиными, несмотря на все испытания временем. А по словам старшего боцмана старшего мичмана Юрия Суханова, который отдал подплаву значительную часть службы, в экипаже всегда чувствуется шефская, почти отеческая, забота о моряках, словно между подводной лодкой и жителями Липецка протянулась связь духовного единства.





Балтийский поход североморцев продолжается. Лодку редко можно увидеть скучающей у причала. А если и увидишь, то это означает, что подводники вернулись для пополнения запасов и планового осмотра материальной части. Как всегда, главную нагрузку в период учебных выходов несет электромеханическая боевая часть. Даже несмотря на то, что «железное сердце» подлодки ритмично стучит уже двадцать три года, оно не может обойтись без умелых и добрых человеческих рук. В экипаже трудно выделить лучших. Поскольку профессионал – это высшая категория мастерства. И все-таки нам удалось увидеть тех, кто по праву пользуется в экипаже заслуженным авторитетом.

В их числе, например, главный старшина Михаил Кузнецов и старшина 2-й статьи Николай Романенков. Оба механики. Причем не просто те, кто волею случая попал служить в БЧ-5. Это мастера по призванию. Михаил – старший моторист, а Николай – старший машинист трюмный. И тот, и другой находятся на тех боевых постах, которые обеспечивают и выполнение боевого задания, и живучесть подводного корабля. Наверное, потому их служба не терпит никаких условностей, а слово «старший» для каждого означает первый среди равных. Особенно это касается тех моментов, когда от старшего требуются знания, умения и личный пример.

Более двух десятков выходов в море совершил экипаж лодки за последнее время.

– Каждый выход в море, – подчеркнул старший помощник командира капитан 3 ранга Александр Гуляев, – это повод для очередной проверки боевой дееспособности экипажа. Повод для развития тактического мышления офицера в совершенствовании приемов уклонения от кораблей условного противника, для поиска новых приемов прорыва противолодочных рубежей. Другими словами: новые идеи рождаются только на глубине.

С таким мнением трудно не согласиться, особенно если учесть, что эту же мысль в той или иной форме высказывали все члены экипажа, с которыми нам пришлось общаться. Ну что же, правота подводника заключается в его опыте. Ведь новые мысли, возносящие человека к вершинам славы, часто приходят тогда, когда он погружается в их глубину.

Юрий Шевченко