«МПК-227»: тренировка – модель боя



Осмотр и проверка оружия и технических средств на борту малого противолодочного корабля «МПК-227» завершились сигналом учебной тревоги. Экипаж приступил к тренировкам на боевых постах, отрабатывая навыки приведения оружия в боевую готовность.



На этот раз внимание командира корабля капитан-лейтенанта Тимофея Матюнина было обращено на минно-торпедную боевую часть, а в ней – на отделение электриков ПЛО. Впрочем, это не случайно. Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Александр Фальченко находился в служебной командировке, а подготовка моряков к предстоящей первой курсовой задаче внушала некоторое опасение. Электрики противолодочной обороны – едва ли не самое важное звено в решении свойственных кораблю задач. А значит, действия их должны быть безукоризненными. Даже, несмотря на то, что, убывая в командировку, А. Фальченко заверил, что вполне доверяет опыту старшего электрика старшего матроса контрактной службы Павла Воробья, капитан-лейтенант Тимофей Матюнин решил лично убедиться, такой уж ли способный этот старший электрик, как о нем отзывается его командир. Тут следует заметить, что и сам Т. Матюнин вступил в должность командира корабля совсем недавно. А опыт его службы помощником командира базового тральщика требовал личной убежденности.

Во время тревоги Павел исполнял обязанности дежурного по кораблю, но на свой боевой пост успел как раз вовремя. Визит командира корабля совпал с тем моментом, когда он принимал доклады с боевых постов от подчиненных. Уже сама четкость докладов для любого командира говорила о многом. Во всяком случае, организация того, как электрики ПЛО занимали свои места по тревоге, говорила об отработанности этого элемента боевой подготовки. Впрочем, Т.Матюнин не привык доверять первому впечатлению. Главное – необходимо было выявить фактический уровень готовности электриков к выполнению своих функциональных обязанностей.

Старший матрос контрактной службы П. Воробей служит на корабле уже пятый год. И прежде чем стать специалистом противолодочного оружия, был гидроакустиком и даже коком. В минно-торпедную боевую часть его забрал капитан-лейтенант А. Фальченко. Он сумел разглядеть в моряке настоящего мастера-оружейника. Командир сам и обучил моряка всем премудростям отношения с боевой техникой. Наверное потому он и был уверен в нем, отправляясь в командировку. Ну а сам Павел наконец обрел прочную военную специальность, в которой нашел свое призвание. Обучившись специальности, он получил право обучать других. И не только обучать, но и требовать результата. Нынче у него в подчинении двое моряков, о которых он говорит как о подготовленных специалистах. Еще бы! Ведь они в данный момент были производными от его личного командирского мастерства и технического таланта.





Матросы Герман Гольдин и Алексей Серов за службу успели освоить технику управления противолодочным оружием. Весь текущий год боевой подготовки малый противолодочный корабль провел в море. А когда чуть ли не каждую декаду экипаж выполнял боевые упражнения по поиску подводной лодки, торпедные стрельбы и учебное бомбометание, то поневоле появятся знания, которые перерастают в навыки. О мастерстве, конечно же, говорить пока рано. Даже сам П. Воробей не считает себя мастером. Для этого требуются годы, а пока учебные задачи и определяют степень готовности электриков противолодочного оружия выполнять свои функции.

Тренировка началась в обоих постах наводки реактивных бомбовых установок. По плану отрабатывался вариант их ручной наводки на цель. Это запасной вариант, нештатная ситуация, когда исходные данные бомбометания вводятся вручную.

Первым свои умения демонстрировал матрос контрактной службы А. Серов. Развернул реактивную бомбовую установку по пеленгу на цель и придал ей определенный угол возвышения, соответствующий траектории полету бомбы к подводной цели. Тут требовались и сила, и умение, и определенные навыки. Да и время на проведение этих операций было тоже ограниченно. Не успел выполнить одно, как П. Воробей давал другие параметры, заранее заготовленные для таких тренировок. Через двадцать минут в таком же духе демонстрировать свою подготовку пришлось и матросу Г. Гольдину. На каждого пришлось по шесть вводных. Но если А. Серов служит по контракту и такие упражнения для него являются несложными, то матрос Г. Гольдин через несколько дней должен уволиться в запас, однако его результат тренировки не уступал результату товарища. Тут уж явно просматривалась определенная состязательность в освоении флотской специальности. Ни один, ни другой не хотел быть вторым. Так и у них установилось боевое равенство. Думается, что и сам командир, наблюдавший за работой электриков, остался доволен. Оказывается, что подобные занятия проводятся в подразделении постоянно.

Командир минно-торпедной боевой части не ошибся, когда сделал П. Воробья старшим электриком. Тот действительно наше себя в этой должности. Более того, Павел на основании своего опыта создал свое методическое пособие, по которому можно самостоятельно изучить все приборы, которые вырабатывают данные для атаки подводной лодки. Наверное, как методист Павел пока еще не состоялся. Опыта пока маловато. Зато энергии и желания – хоть отбавляй.

Юрий Шевченко