Водолазов растят на берегу



Водолазная подготовка – это комплексный процесс соединения физических возможностей человека, технической оснащенности и психологической готовности выполнять задания под водой.

Вот почему в водолазном сообществе издавна её называют школой преодоления. В ней не бывает удовлетворительных оценок. Водолазное судно «ВМ-143» часто становилось мастерской, где водолазная подготовка моряков получала исключительно практическую направленность. С одной стороны, судно специально предназначено для производства подводных работ на большом удалении от берега, а с другой – на его борту служат два наиболее опытных флотских водолазных специалиста. Многие из начинающих водолазов и сами стремятся учиться штурмовать морские глубины под их руководством. Это, конечно же, не означает, что на других спасательных судах организация водолазных спусков поставлена хуже. Просто слава Сергея Ивановича Полюги давно перешагнула границы спасательного отряда Балтийского флота. Нынче он носит скромное звание водолаз 1-го класса. Но в былые времена считался одним из мастеров водолазного дела флота. Надо сказать, что и из своего напарника Андрея Пермякова он также сделал первоклассного специалиста, который может в знаниях специальности дать фору иным опытным водолазам.

Но все-таки речь пойдет не о них, а о тех молодых парнях, для которых водолазная подготовка стала не только средством преодоления собственных слабостей, но и возможным направлением дальнейшей жизни. Матросы Марат Мхаян и Антон Миронюк прибыли в спасательный отряд БФ, имея за плечами определенный теоретический задел специальной подготовки. Севастопольский учебный отряд, где их учили водолазному делу, всегда держал марку главной кузницы кадров. Вот почему к морякам сразу же стали относиться как к специалистам. Первые зачеты на допуск к самостоятельному исполнению обязанностей водолаза - спасателя подтвердили правильность этого отношения. Однако Марат и Антон не забывали напутствия своих севастопольских наставников о том, что настоящий водолаз, если он хочет служить и здравствовать, никогда не должен пренебрегать ни новыми знаниями, ни советами старших. Наверное, судьба просто подслушала этот совет и свела друзей с водолазами «ВМ-143». Друзья часто выходили на задание и на других водолазных судах, где как губка впитывали опыт старших. Но их встреча с С. Полюгой и А.Пермяковым навсегда осталась в памяти как самое яркое событие флотской юности.




Под воду друзья ходили, как полагается, в паре. И однажды, когда отрабатывался прием соединения порванной якорной цепи под водой, оба так устали, что, поднявшись на поверхность, едва ноги волочили.
– А под водой, говорят, все предметы теряют в весе, –- пожаловался матрос А.Миронюк.

– Как это теряют? – усмехнулся А. Пермяков. – Закон Архимеда помнишь?

Признаться, что оба друга после этого вопроса слегка приуныли.

– Так вот, – продолжал Андрей. – Запомните! Если тело вперто в воду, не теряет веса с роду. Тело прет из-под воды весом выпертой воды. Все, кто слышал этот разговор, дружно захохотали. Друзья тоже улыбнулись. Усталость как рукой сняло. Даже шутка, сказанная в нужное время, в нужном месте, учит. После этого случая друзья заинтересовались школьной физикой, особенно гидродинамикой.

– Это помогает, – в один голос заявили они в беседе.- Жаль, что в свое время много было упущено.

Все пригодилось позже. Даже отдельные пункты инструкции по безопасности и технологии подводных работ, что ранее казались надуманными, теперь получили физическое обоснование. Так оба моряка достигли того уровня понимания профессии, когда знания превращаются в опыт, а опыт в профессионализм. Это сразу же почувствовал старший водолазный специалист капитан 3 ранга Сергей Репин. Теперь он поручал матросам самостоятельные задания: водолазные осмотры подводной части причалов, осмотры винторулевой группы кораблей, удаление с винтов кораблей и судов намотанных тросов. Оба друга наравне со старшими товарищами участвовали в судоподъемных работах, мыли туннели и протягивали судоподъемные тросы.

Наверное, хорошо, что в послужном списке наших героев нет отметок об участии в ликвидации последствий каких-либо нештатных ситуаций. Но это вовсе не значит, что к возникновению таковых не надо быть готовыми. Совсем недавно спасатели провели учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Входящий в спасательный отряд флота «ВМ-143» находился в заданной точке, держа наготове свое главное оружие – группу водолазов, которые должны вступить в действие, если потребует ситуация.

Юрий Шевченко