«РБ-42»: первая «ласточка»



Среди небольших рейдовых буксиров, ошвартовавшихся на причале Балтийска, «РБ-42» (проекта 90600) виден издалека благодаря своей яркоокрашенной надстройке. А уж вблизи и подавно трудно оторвать взгляд от очередной новостройки, прибывшей на Балтийский флот.



Это судно, детище судостроительного завода «Пелла» (г.Санкт-Петербург), спущено на воду в августе 2011 года и передано вспомогательному флоту. Ведь потребность в таких буксирах очень велика. Под «елочку» 30 декабря 2011 года «РБ-42» был заселен балтийским экипажем. А 25 января 2012 года буксир прибыл в Балтийск. В настоящее время – это единственное новое судно обеспечения, поступившее в Балтийскую военно-морскую базу за последние двадцать лет.

Капитан буксира-новостройки Юрий Борисович Бут о достоинствах вверенного его заботам судна отзывается следующим образом:

- Ничего необычного в нем нет. Но, глядя на наши старые суда вспомогательного флота, он поневоле выделяется на общем фоне. Обычный буксир, предназначенный для выполнения буксировочных и кантовочных операций в пунктах базирования, в пределах рейдов, портов и баз. Мощность двигателей две с небольшим тысячи лошадиных сил, размеры 25 х 8,5 метра. Мореходность – 5 баллов. То есть ему не страшны штормовые условия, трехметровая волна и суровые зимы — лед до 30 сантиметров толщиной. Такие буксиры охотно закупают скандинавские страны, и отзывы о продукции питерских корабелов поступают хорошие.

Экипаж «РБ-42» — чуть больше десятка человек: это судоводители, механики, мотористы, матросы. Основной принцип комплектования экипажа – высокий профессионализм. Ведь работать на новом судне и почетно, и престижно. Это как поощрение за прежний добросовестный труд. Словом, моряки здесь как на подбор: лучшие из лучших. Все из Балтийска. В большинстве своем гражданские специалисты, но среди них есть и военнослужащие, уволенные в запас. Во всяком случае, опыт флотской службы по призыву имеют все без исключения.

Капитан Юрий Борисович Бут тоже проходил срочную службу на Балтийском флоте, на большом десантном корабле комендором малой зенитной артиллерии. Окончил Ломоносовское мореходное училище, которое готовит кадры для вспомогательного флота, потом Калининградский морской колледж. Долгое время ходил на судах под иностранным флагом. Предыдущее место работы – «РБ-255», который теперь стоит по корме у судна-новостройки. Ему 42 года – «старичок». С нынешним — никакого сравнения. Условия труда и бытовые удобства для экипажа на новом буксире созданы отличные: просторный ходовой мостик с хорошим круговым обзором, полная автоматика в управлении и в работе. Всё то, чего не было на старом буксире. Надежные в эксплуатации главные и вспомогательные двигатели, дизель – генераторы, спутниковая навигация.

Есть каюта капитана, жилые помещения для рабочей смены - восемь спальных мест. Удобные деревянные двухъярусные корабельные койки с ограждением, столовая команды и современный камбуз из «металлика», которому позавидует любая хозяйка. Для отопления и вентиляции помещений имеются вспомогательный водогрейный котел и блок подготовки воздуха. Жаль, что на систему кондиционирования кто-то денег пожалел.

В ведении старшего механика «РБ-42» Анатолия Николаевича Ухалова вся энергетическая установка, двигатели, корпус судна, спасательные средства, система внешнего пожаротушения, благодаря которой буксир может эффективно работать как пожарный катер.

Гарантия на двигатели — пять лет. Остается только внимательно контролировать работу вверенного оборудования. Буксир успешно прошел швартовные и ходовые испытания, всё в строю, параметры в норме, замечаний нет.

Основное достоинство «РБ-42» – маневренность. Буксир с азимутальным принципом движения. Его винт может вращаться вокруг своей оси. И это позволяет судну двигаться хоть углом, хоть лагом, хоть кормой…





До прихода на «РБ-42» Анатолий Николаевич четыре года проработал в Светлом, на аналогичном портовом буксире и его устройство знает, как говорится, «от» и «до».

Новой техникой, экипажем и условиями труда и быта доволен. Ему есть с чем сравнивать. Всю жизнь ходил в море. Окончил знаменитое Ленинградское арктическое училище, работал в институте океанологии, на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш», участвовал в приемках новых судов «Академик Вавилов» и «Академик Иоффе». После распада СССР долго ходил под иностранным флагом, работал в Западном морском пароходстве. А когда закончились морские документы международного образца, решил, что пришла пора завязывать с морем, но на вспомогательном флоте Балтики по достоинству оценили его богатый морской опыт. И теперь Анатолий Николаевич с новыми силами и огромным желанием готов, как когда-то в юности, хоть «всю жизнь служить в военном флоте».

Счастлив, что попал на буксир-новостройку и матрос 1-го класса Рустем Гизятов. До этого он работал на «РП-3» – пароме, который курсирует между Балтийском и Балтийской косой. И если сравнивать условия труда и быта там и тут, то, по мнению Рустема, это – небо и земля. Для отдыха есть комфортабельные каюты с новой мебелью, постельными принадлежностями, теплыми одеялами и красивыми пледами. Уютно и комфортно в столовой команды. Рустему нравится, что экипаж буксира имеет специальную экипировку: полный комплект удобной повседневной летней и зимней рабочей одежды со специальными светоотражательными элементами – дань требованиям техники безопасности. В то время как на других судах вспомогательного флота об этом могут только мечтать.

По словам начальника службы вспомогательного флота БФ капитана 1 ранга Анзора Дандамаева, в деле обновления парка судов появились обнадеживающие перспективы. В правительственной программе по строительству новых кораблей буксиры прописаны первой строкой, поскольку они незаменимы при обеспечении швартовок, буксировок, аварийно-спасательных и других работах, связанных с обеспечением боевых кораблей и вспомогательных судов морского класса. В этом году судостроительный завод «Пелла» планирует передать Балтийской военно-морской базе еще два подобных буксира. С вводом их в строй в Балтийске на ближайшие два-три года в основном будут решены проблемы в сфере буксировки и швартовки.

Кроме того, на этот год намечено заключение контракта с судостроительным предприятием «Пелла» на строительство судов комплексного портового обслуживания. Это принципиально новые универсальные суда, способные заменить несколько типов вспомогательных судов. Суда комплексного портового обслуживания позволят на рейде, в море или в порту заправить любой боевой корабль топливом до 800 тонн и водой до 300 тонн одновременно, а при необходимости прямо на рейде передать им продовольствие и принять льяльные воды.

Есть надежда на то, что уже в будущем году первые суда такого класса пополнят корабельный состав Балтийской военно-морской базы.

По другим видам новых вспомогательных судов начата разработка проектной документации. Первые на очереди – плавучий кран и средние морские танкеры. По словам А.Дандамаева, это перспектива – 2013-2015 годов. А что касается транспортов – судостроительный завод «Пелла» готов взяться за разработку транспортов нового типа на основе судна комплексного портового обслуживания. Будут госзаказы – будет и пополнение вспомогательного флота.

Татьяна Смирнова