«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба



После окончания Второй мировой войны наши соотечественники участвовали в десятках локальных военных конфликтах. Военные советники за рубежом обучали солдат и офицеров национальных армий грамотному владению современным советским оружием и организации боевых действий. Саперы, рискуя собственной жизнью, разминировали дороги и водные фарватеры, летчики перевозили военные и гражданские грузы, а военные моряки охраняли коммуникации и торговые суда. А если требовалось, в критических ситуациях наши военнослужащие садились и за штурвалы боевых самолетов, пульты управления огнем зенитно-ракетных комплексов, рычаги танков, брали в руки автоматы и пулеметы.
Самыми крупными из региональных конфликтов, в которых участвовали советские военнослужащие, были войны в Корее, Вьетнаме, на Ближнем востоке (Египет, Сирия, Ирак, Ливия, Северный и Южный Йемен). Были еще Алжир, Куба, Мозамбик, Индия, Никарагуа, Лаос, Камбоджа, Сомали, Эфиопия, Зимбабве, Бангладеш, Перу, Руанда и Чад. В Афганистане воевала регулярная армия.

Ангола в этом списке занимает особое место.

Для советских военнослужащих война в Анголе была иной, нежели, например, в Афганистане. В эту страну никогда не посылались регулярные советские войска, кроме личного состава периодически заходивших в порты Анголы боевых кораблей, в том числе и с морскими пехотинцами на борту. Там с 1975 года выполняли свою миссию наши советники, переводчики, медики, экипажи военно-транспортных самолетов и некоторые другие категории военнослужащих, а также гражданских специалистов.

У берегов Анголы советские военные моряки привлекались для выполнения боевых задач по охране и обороне советских торговых и рыболовецких судов, подвергавшихся постоянной диверсионной опасности. В период с 1975 по 1991 год морскими диверсантами здесь было подорвано более 15 гражданских судов, принадлежащих различным странам и компаниям. Среди них судно ГДР Arendsee, ангольский корабль Luandge, кубинский пароход «Гавана», советские сухогрузы «Капитан Чирков», «Капитан Вислобоков», доставившие в 1986 году в Анголу около 20 тыс. тонн оружия и боеприпасов для ангольской армии, и партизан СВАПО и АНК.

В 80-е годы задачи боевой службы в районе Западной Африки с заходами в порт Луанда от Балтийского флота выполняли большой противолодочный корабль «Образцовый», сторожевые корабли «Бодрый», «Неукротимый». На больших десантных кораблях БФ и СФ ежегодно по шесть месяцев здесь несли боевую службу отдельные десантно-штурмовые батальоны соединения морской пехоты БФ. Все они входили в этот период в состав 30-й оперативной эскадры (позже бригады) Северного флота.

А на сухопутных фронтах война в этой далекой африканской стране почти за 17 лет официального военно-политического сотрудничества Советского Союза с Анголой не прекращалась ни на один день. Наибольшее число погибших и раненых наших соотечественников в этой, до сих пор для многих неизвестной, войне приходится на вторую половину 80-х годов XX века. Сегодня мало кто представляет масштабы вовлечения наших военных советников в процесс строительства ангольских национальных вооруженных сил. Ни одна мало-мальски значимая операция ФАПЛА не проходила без участия советских военных, ни одно сколь-либо значительное решение, касающееся укрепления обороноспособности государства или усиления боеспособности вооруженных сил, не принималось ангольской стороной без консультаций с советским советническим аппаратом. Советские советники работали практически во всех органах военного управления, начиная с центрального аппарата министерства обороны, штабов видов вооруженных сил, командований военных округов и фронтов до пехотных бригад, батальонов, эскадрилий и даже отдельных подразделений.

Советские военные миссии были разбросаны по всей Анголе. Они представляли собой, как правило, один или несколько 1-2 этажных коттеджа, расположенных обычно в наиболее безопасных местах города, с хорошо простреливаемыми подходами, окруженные несколькими рядами колючей проволоки или металлической сеткой. Миссии имели автономное энерго— и водоснабжение, оборудованную русскую баню. Причем обустраивали миссии обычно собственными силами, не особо полагаясь на ангольцев. На территории в боевой готовности стояло 1-2 БТРа или БРДМ, в зависимости от ее численного состава, располагались служебные и личные помещения. Миссии оборудовались радиостанцией для связи с Луандой, киноустановкой, столовой, бомбоубежищем (обычно в красной сыпучей ангольской земле для этих целей вырывалась глубокая яма — «щель»). Охрану советских «военных поселений» несли солдаты ФАПЛА или кубинцы. В самых опасных районах подступы к советским военным миссиям охраняли танки и БТРы правительственной армии. В некоторых воюющих округах жены наших советников даже не имели возможности выйти за ворота миссий, знали только одну дорогу: из аэропорта и обратно.

В Луанде и некоторых других городах, где условия были более безопасными, советники и специалисты жили по всему городу. В столице насчитывалось 17 мест «компактного проживания» советских военнослужащих. Наиболее крупные из них носили даже своеобразные «кодовые названия». Например, на центральной площади города «Кинашише» располагалось здание «Кука» (по огромной, когда-то по ночам святящейся надписи «Cuca» на крыше, рекламирующей один из сортов популярного луандского пива).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


Другое крупное поселение наших «совзагранспециалистов» — «Арарат» находилось недалеко от военно-политического училища имени команданте Жика. В этом же здании располагались культурный центр нашего торгпредства, кинотеатр, выставочный зал. Только что прибывшие из СССР советники и специалисты, или те, кто не успел или не смог по каким-то причинам вызвать жен, размещались на территории советской военной миссии в Луанде рядом с министерством обороны и в специальных общежитиях.

В 1987–1988 годах в ожесточенное поле битвы между анголо-кубинскими и южноафриканскими войсками с применением сотен танков и БТР, десятков боевых самолетов и вертолетов превратились окрестности Куито-Куанавале. О том, что там же сражались, получали ранения и гибли советские военнослужащие, в СССР никогда не писали и не говорили. Более того, в 1989 году официальная Москва устами Министерства иностранных дел заявила, что «советские военные советники в боевых действиях за рубежом не участвуют».

Когда в феврале 1990 года ангольскими правительственными войсками при участии наших советников была проведена операция по разгрому группировки УНИТА и взят ее укрепленный форпост — Мавинга, в Луанду прилетела с проверкой комиссия ООН. За день до этого все наши советники и военные переводчики, находившиеся в Куиту-Куанавале, срочно самолетом Главного военного советника в Анголе генерала П. Гусева были эвакуированы в Менонге, а наша военная миссия опечатана. Когда же комиссия закончила свою работу, убедившись, что никого из советских в районе боевых действий нет, все советские военные по приказу Главного военного советника вернулись назад туда, где... их официально быть не могло.

Именно туда 15 января 1990 года и направился сторожевой корабль «Бдительный», начав выполнение задач очередной боевой службы.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


И хотя в этот поход на борту корабля не было корреспондентов газеты «Страж Балтики», на страницах флотского издания регулярно выходили статьи об экипаже корабля. Иногда допускались некоторые неточности, были и откровенные «ляпы». Тем не менее, 24 января 1990 года газеты так начала серию своих публикаций о походе:

На румбах Атлантики

Курс — океан

Последние рукопожатия, объятия, поцелуи, пожелания счастливого плавания, семь футов под килем. Но вот прозвучал сигнал тревоги, и экипаж сторожевого корабля «Бдительный» занял свои места на боевых постах. Моряки швартовой команды принимают с берега концы. Корабль медленно отваливает от пирса. С сигнального мостика из ходовой рубки — последние прощальные взмахи бескозырками и фуражками: «Прощай, любимый город».

Это было почти десять дней назад. А сейчас экипаж «Бдительного» несет вахты в штормовой Атлантике. В длительном плавании военные моряки держат экзамен на выучку и боевое мастерство.

А мне вспоминаются встречи с противолодочниками накануне похода. Представители экипажа делились мыслями, чувствами, с какими они уходили в океанское плавание.

Командир корабля капитан 3 ранга И. Белоглазов:

— «Бдительный» имеет богатый «послужной список» дальних походов. Правда, из ветеранов-бдительновцев сегодня уже почти никого не осталось, экипаж частично обновился. Но лучшие традиции корабля живы. И мы их намерены продолжать и приумножать. У нас есть карта прошлых дальних походов «Бдительного». Сравнивая ее с предстоящим курсами, мы видим: где-то фарватеры наши будут пересекаться. А значит, мы успешно должны выполнить поставленные задачи, как наши предшественники.

Сразу могу сказать, что материальная часть, вся техника находятся в хорошем состоянии. Главное — насколько грамотно и надежно будут ее обслуживать люди. И в этом отношении командование корабля возлагает большие надежды на весь личный состав — от матросов-первогодков до опытных, бывалых мичманов и старшин.

Беспокоит одно: в хлопотах и заботах предпоходовой подготовки мы не смогли организовать полноценный отдых личного состава. Это общая беда. Заботясь о том, чтобы пополнить ЗИП до самого последнего винтика и болтика, ломая голову, куда грузить продовольствие и другие запасы, об отдыхе людей непростительно забываем. Как быть? Думается, этот своеобразный барьер преодолеем на ходу, проведя восстановительные мероприятия.

Старший лейтенант Э.Турлай, командир стартовой батареи:

— Настрой на предстоящий дальний поход боевой. Хочется проверить себя в настоящем деле, в трудностях, организовать свои взаимоотношения с подчиненными, с другими членами экипажа. Ведь взаимодействие, взаимовыручка, помощь и поддержка имеют огромное значение на боевой службе, где длительное время нам придется нести вахту бок о бок. За время плавания решил повысить уровень профессиональной подготовки, отработать взаимодействие в расчете, добиться сплочения людей.

Беспокоит, конечно, домашние дела: жена ожидает ребенка, требует улучшения жилищного вопрос. Но надеюсь, нашим семьям окажут помощь командование части, члены женсовета.

Мичман А.Беляков, старшина команды электриков и ПЛО:

— Я иду на боевую службу во второй раз, так что определенный опыт есть. Стараюсь передать его своим подчиненным, особенно молодым матросам, настраиваю их на деловую работу. В море ухожу с хорошим настроением, волнует только одно: проблема с жильем. Пожелание редакции флотской газеты: побольше показывайте заботу о быте, об отдыхе военных моряков. А нагрузку вахт, учений, занятий и тренировок мы постараемся нести исправно.

Старшина 2-й статьи И.Самойлов, командир отделений гидракустиков:

— В дальний поход иду впервые. Конечно, волнуюсь. Хотя и уверен в своих силах, в знаниях специальности. Готов к любым испытаниям. Даже интересно почувствовать: как там, на передовой? И таков настрой большинства наших старшин и матросов. За время плавания намерен повысить классную квалификацию, помочь подготовиться к экзаменам на 1-й класс матросу С.Шестакову.

В разговоре участвовали и другие офицеры, мичманы, старшины и матросы СКР «Бдительный». Все сошлись в одном: задание командования будет выполнено, для этого бдительновцы приложат все свои силы.

Первые дни плавания показывают, что экипаж настроен по-боевому. Несмотря на сильный шторм, противолодочники уверенно выполняют задачи дальнего похода, бдительно несут вахты, совершенствуют боевое мастерство.

Капитан 2 ранга запаса А.Дмитриков.

На снимках: лейтенант И.Киреев, мичман 2-й статьи Р.Акжигитов, старшина 1-й статьи А.Бахмач на боевом посту; гидроакустики старшина 2-й статьи И.Самойлов и матрос С.Шестаков в рубке.

Фото Е.Павлова.

Настоящий дальний поход у балтийцев начинается с прохождения проливной зоны. В этот период экипаж находится по тревоге на боевых постах. На верхней палубе — только вахта из нескольких офицеров и мичманов, вооруженная личным стрелковым оружием и пожарной линией на юте для особо рьяных «гринписовцев». В этот раз борцы за экологию по какой-то причине не решились атаковать советский корабль. Натовцы ограничились обычными облетами корабля самолетами и вертолетами да приближением патрульного катера, вооруженного огромным фотоаппаратом.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: «Орион» и «Атлантик» — порою единственные развлечения в походе.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: сейчас выйдет фотограф.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: мост через Большой Бельт — достопримечательность проливной зоны.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: паром в проливе Большой Бельт всегда требовал повышенного внимания БИПа.

Первые две недели после выхода из базы на любом корабле идут отработка и слаживание боевых смен, привыкание экипажа к новому ритму службы. Так было и на «Бдительном», с маленькой поправкой на неустанную кипучую энергию командира капитана 3 ранга И. Белоглазова, требующую выхода, а иногда и выброса сродни извержения вулкана. Наконец слаживание состоялось, и экипаж смог вздохнуть полной грудью и даже иногда в меру расслабиться. Полностью расслабиться не позволила стихия. Пройдя Балтийское и Северное моря, экипаж в заливе Сены попал в жестокий шторм. По прошествии многих лет он остается в памяти каждого участника процесса. А командир вспоминает его так:

«Шторм был сильнейший!.. Я сам родом из Севастополя. Море видел с детства. Но такое!

Мы слушали новости. По радио сообщали, что первый подобный шторм был в 1912 году. Вот мы угодили во второй такой шторм. Тогда пропало или погибло несколько гражданских судов. Вот представьте себе, мы на фоне волны — просто маленький кораблик, хотя извините, «Бдительный» — 127 метров в длину. Я тогда вспомнил все, чему нас учили в училище, чему учили на офицерских классах. Не дай бог встать на волну так, чтобы корабль просто разломило на две части. Я все время шел галсами...

А началось ни с чего... Мы сидим в каюте с комбригом Анатолием Федоровичем Ильиным, который был старшим на походе, разговариваем, чай пьем. Корабль на якоре. (В заливе Сены мы должны был дозаправиться и потом уже идти дальше). И вдруг «Бдительный» начинает дергаться. Один рывок, второй. Я говорю:

— Товарищ комбриг, пойду схожу наверх, посмотрю, что происходит....

К нам подошел танкер, начал подавать воду, экипаж пошел мыться, стирать. Все в расслабленном состоянии. И вдруг — дерг, дерг... Представляете, махина почти 4 тысячи тонн водоизмещением. Через полчаса после этих рывков налетело такое! Это просто кошмар.

Мы едва могли поднять якорь. У меня работали 4 двигателя на 56 тысяч лошадиных сил, и мы не могли выгрести против волны. И вот где-то в 12 часов в районе столовой команды сверху начала поступать вода. Откуда она там взялась? Я ума не проложу. У меня внутри черте-что делается! Но хожу, улыбаюсь. Кто-то потом спрашивал, что это я все время улыбался. Отвечаю, слушай старик, я — командир, на меня все смотрят! Я не должен поддаваться панике! ...Пережить нам в тот момент пришлось многое. У меня — две аварийных партии. Одна — в корме, другая — в носу. А корма полностью обесточена. Вода начинает поступать в столовую команды. Ну откуда вода в центре?.. В таких ситуациях каждая минута на вес золота. Сумели разобраться, что к чему. Устранить неполадки. Когда все закончилось, оставалось только перекреститься!

...Мы вышли из Балтийска выкрашенные, красивые. А после этого шторма выглядели не очень-то и привлекательно. Волнами срезало часть леерного ограждения, БОКА-ДУ (буксируемый охранитель корабля акустический с дистанционным управлением). Их используют, когда против корабля применяются торпеды, чтобы изобразить шум винтов корабля в стороне. Торпеда наводится на эти устройства, а не на корабль. Так вот, штормом их смыло... Но экипаж с честью выдержал это испытание. Все, кто работали на верхней палубе, были привязаны тросами, чтобы их волной не смыло в море. Многих в одно мгновение накрывало волной. Это был страх ужасный. Всем по сей день благодарен, особенно старпому старшему лейтенанту Владимиру Борисовичу Крикуну и замполиту капитан-лейтенанту Валерию Николаевичу Богатырю. Я-то большее время на ходовом посту, а они работали с экипажем внутри корабля и на верхней палубе».

 
«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: волны залива Сены, запечатленные командиром ГАГ старшим лейтенантом Сергеем Абмайкиным (1990 год).

Далее «Бдительный» прошел Бискайский залив, постепенно становилось теплее. 2 февраля прибыли в район Западной Сахары. Основной задачей экипажа была охрана советских рыбаков, ведущих рыбный промысел в Юго-Восточной Атлантике. Здесь постоянно находилось около 300 рыболовецких судов. Это было огромный флот, и его надо было защищать. Эти функции выполняли корабли ВМФ СССР, поочередно сменяя друг друга. Так и в этот раз балтийцы сменяли северян. Процедура отработанная — один командир прибывает на катере к другому, принимают-передают дела и символический ключ от Атлантики. В этот день волнение моря было приличным, и волны будто спрашивали моряков: «А ну, покажите, на что вы способны?» Беглый взгляд на палубу «Доблестного» сбил бы пыл с любого: их катер напоминал скорее вскрытую консервную банку, чем штатное плавсредство. Но капитан 3 ранга И. Белоглазов не стал ожидать милостей у погоды или помощи соседа. По трансляции прозвучало привычное: «Команде катера — в катер! Катер — к спуску!» Первый катерный поход состоялся вполне благополучно. Если, конечно, не считать придавленный палец старшего матроса Сергея Ухарева, осмотрев который, корабельный врач старший лейтенант медслужбы Михаил Рак изрек сакраментальное: «До свадьбы заживет!» С тех пор всю боевую службу маленький катер курсировал в океане, доставляя на борт необходимое. С каждым рейсом все более набирались опыта его командир мичман Сергей Лобанов и моторист старший матрос Иван Васильев, которых уже не пугали ни громадные волны, ни десяток-другой 200-килограммовых бочек, погруженных на катер.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: СКР «Доблестный» перед возвращением домой (февраль 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: сторожевой корабль «Бдительный» в РРП (съемка с катера, 1990 год).

З февраля на первой полосе газеты Балтийского флота «Страж Балтики» вышла очередная публикация о походе бдительновцев.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


Фоторепортаж

Борт СКР «Бдительный» — «Страж Балтики»

На румбах Атлантики

За кормой сторожевого корабля «Бдительный» уже много пройденных штормовых миль в океане. Каждый день плавания — это серьезный и ответственный экзамен для экипажа на боевую выучку и мастерство, испытание на стойкость и выдержку, силу духа и крепость характера. И надо сразу подчеркнуть, что, по поступающим с борта корабля сообщениям, матросы и старшины, мичманы и офицеры успешно преодолевают трудности походной жизни. А это, в свою очередь, способствует еще большему сплочению личного состава, мобилизации его на качественное решение задач несения боевой службы.

Естественно, что легче переносить все тяготы и невзгоды походной жизни таким бывалым морякам, как старший мичман А.Павлов. Техник электровычислительнной аппаратуры, мастер военного дела в шестнадцатый раз встречается лицом к лицу с океаном. И ему, кажется, нипочем злые штормы и ураганы. Держится он стойко и уверенно. И эти спокойствие и уверенность Анатолия Васильевича передаются тем морякам, с которыми он постоянно общается.

Коммунист А.Павлов и по долгу службы, и по негласной партийной обязанности, и по чисто своим человеческим качествам постоянно стремится быть среди моряков. Если требуется — окажет поддержку новичкам, поможет младшим командирам установить надежный контакт с подчиненными. А уж в обслуживании сложной корабельной техники опыт и знания старшего мичмана А.Павлова просто неоценимы.

Еще перед походом обратился к опытному специалисту за советом командир отделения гидроакустиков старшина 2-й статьи Андрей Новиков. Вместе они долго тогда настраивали аппаратуру, согласовывали действия различных узлов, устранили все мельчайшие замечания. Зато сейчас заведование гидроакустиков находится в постоянном рабочем состоянии. Командир отделения доволен содержанием техники и систематически проводит на боевом посту учебу молодых специалистов.

Гидроакустики старший матрос Андрей Юшкин и матрос Сергей Аристархов впервые участвуют в дальнем походе. Накануне плавания оба досрочно сдали зачеты на самостоятельное несение ходовой вахты. Но, доверяя подчиненным работу на станции, командир отделения всегда находится рядом, чтобы в любую минуту помочь и подсказать, как правильно действовать в той или иной ситуации. И такая непосредственная учеба в море во время выполнения конкретных задач дает высокую эффективность. Не приходится сомневаться, что за время плавания молодые гидроакустики достигнут намеченного рубежа — станут специалистами 2-го класса. А сейчас матрос С.Аристархов и старший матрос А.Юшкин усиленно занимаются совершенствованием практических навыков под руководством командира отделения старшины 2-й статьи А.Новикова (на снимке внизу).

...Походная жизнь идет своим чередом. В ее напряженных, насыщенных буднях все проходит строго по плану. Ежедневно на корабле подводятся итоги социалистического соревнования за прошедшие сутки плавания. Объявляются победители, отмечаются лучшие специалисты, боевые посты, расчеты, отделения, команды, походные смены. В соревновании участвует весь личный состав корабля, и каждый старается показать как можно лучшие результаты.

При подведении итогов соревнования учитываются многие показатели: бдительность несения ходовых вахт, образцовое содержание оружия и боевой техники, строгость соблюдения требований инструкций и наставлений, действия личного состава на учениях и тренировках. Ход соревнования, итоги выполнения принятых на поход обязательств — все это своевременно и оперативно доводится до всего экипажа.

Среди победителей соревнования не раз уже отмечалось отделение мотористов, которым командует старшина 2-й статьи Игорь Аврамец. Он и до этого похода образцово нес службу, не раз поощрялся командованием корабля за успехи в боевой учебе, побывал в краткосрочном отпуске в родном Запорожье, где до службы окончил морскую школу ДОСААФ и получил специальность моториста.

И вот теперь в дальнем океанском плавании старшина 2-й статьи И.Аврамец вместе со своими подчиненными держит серьезный и ответственный экзамен на боевую зрелость. Техника, все системы и механизмы боевого поста, где несут вахту старшина 2-й статьи И.Аврамец и старший матрос И.Васильев (на снимке в центре), работают бесперебойно, содержатся всегда в образцовом состоянии. Поэтому по праву и отмечают их среди лидеров соревнования.

Поход сторожевого корабля «Бдительный» продолжается. Боевая учеба противолодочников набирает полный размах. Готовятся держать испытания ракетчики и комендоры, торпедисты и минеры — экипажу предстоит выполнить целый ряд учебно-боевых задач и практических огневых упражнений. А сейчас на боевых постах проходят напряженные тренировки, противолодочники готовятся продемонстрировать свое мастерство и выучку, слаженность и взаимодействие.

Е.Павлов.

Фото автора.

В районе рыбного промысла начали эпопею борьбы с грызунами. Дератизацию решили провести после получения еще в заливе Сены специального французского средства, заставляющего почему-то крысу перед гибелью выходить на открытое пространство. Использовавшиеся ранее наши советские средства приводили к ужасным запахам на корабле, так как грызуны гибли в самых труднодоступных местах и со временем воздух не озонировали. После обнаружения двухсотого поверженного врага начальник медицинской службы лейтенант М. Рак стал национальным героем в масштабах экипажа.

Произведя патрулирование района, 8 февраля «Бдительный» направился далее по маршруту боевой службы.

На экваторе произвели долгожданную заправку и пополнение запасов от танкера «Айнажи» и устроили праздник Нептуна. Экипаж смог вволю повеселиться, отдохнуть.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: экваториальная страничка штурманской записной книжки командира БЧ-1 старшего лейтенанта Геннадия Тарасенко от 14 февраля 1990 года.

 
«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: на празднике Нептуна командир с ключом от экватора (14 февраля 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: погружение в купель (14 февраля 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: прошедшие экватор (14 февраля 1990 года).

17 февраля на страницах флотской газеты — новый репортаж об экипаже корабля:

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


17 февраля 1990 года

ИСПЫТАНИЯ ОКЕАНСКОЙ ВОЛНОЙ

Осталось много штормовых миль за кормой. Экипаж сторожевого корабля «Бдительный» продолжительное время выполняет в океане задачи несения боевой службы. В редакцию «Стража Балтики» регулярно поступают радиограммы о делах коллектива, буднях дальнего похода.

На корабле постоянно поддерживается высокая бдительность и боевая готовность, моряки проявляют выдержку и стойкость в преодолении трудностей походной жизни. Многонациональный коллектив сторожевого корабля живет единой и дружной боевой семьей, где все сообща: и трудности, и радости.

Как братья родные

По итогам соревнования первых дней плавания не раз в лучшую сторону отмечали отделение трюмных машинистов, которое возглавляет старшина 2-й статьи Е.Пушков. Об этом сообщалось в радиограммах, поступающих с борта корабля. Сам Евгений работает в море за троих и такой же самоотдачи требует от своих подчиненных. Да их и подталкивать не надо, ребята сами стараются, равняясь во всем на своего старшину. Первоклассный специалист старшина 2-й статьи Е.Пушков решил за время похода выполнить нормативы мастера военного дела. И он уверенно идет к этой цели.

Посланец комсомола Алтая, Евгений Пушков активно участвует в жизни комсомольской организации корабля. Одна из главных забот активиста — межнациональные взаимоотношения в коллективе. Он с особым вниманием работает с моряками из Азербайджана и Армении. Парень с Алтая крепко подружился со своим одногодком старшим матросом Таиром Халыговым из Баку. Евгений заглядывает к нему и на боевой пост во время вахты, и в свободное время они всегда вместе бывают в библиотеке, играют в теннис.

— Подружились, как братья родные, — говорят о них на корабле, — водой не разольешь.

Отцовский наказ

Живо представляю себе штурмана корабля лейтенанта Олега Дроздова, склонившегося над картой: надо еще раз уточнить прокладку курса корабля. Молодой офицер впервые участвует в дальнем походе. Поэтому, естественно, волнуется на вахте. Как бы не допустить никакой ошибки или неточности, не оплошать перед подчиненными, среди которых почти все специалисты высокого класса. Как, например, командир отделения рулевых сигнальщиков старшина 2-й статьи В.Бондаренко. До службы на корабле Владимир окончил школу ДОСААФ, имеет опыт плавания на судах гражданского флота. Да и на корабле уже получил 2-й класс. Так что с таким подчиненным и посоветоваться, и обсудить то или иное решение всегда можно.

Правда, Олег Дроздов, еще будучи курсантом Калининградского высшего военно-морского училища, совершил два дальних похода. Но то курсант, а сейчас первые самостоятельные штурманские вахты в океане. Ответственность здесь особая.

Как молодой коммунист лейтенант Олег Дроздов активно работает в комсомольской организации корабля, в комитете ВЛКСМ отвечает за пропаганду революционных, боевых традиций флота. Сейчас в ходе подготовки ко Дню Советской армии и Военно-Морского Флота и 45-летия Великой Победы эта работа на корабле приобретает все более действенный характер. Готовясь к походу, комсомольские активисты лейтенант О.Дроздов, старшина 2-й статьи В.Суховей, старшина 1-й статьи А.Бахмач, старший матрос С.Белозеров подобрали в базовой библиотеке художественную литературу о подвигах комсомольцев в годы войны, оформили наглядную агитацию. Так что активисты располагают и записями на магнитофонной ленте наказов героев-балтийцев, письмами родителей-фронтовиков.

Одно из таких писем пришло на корабль из далекого алтайского села Усть-Козлуха. Прислал его отец старшины 2-й статьи В.Суховея. Владимир Ильич напутствует сына на честную, добросовестную службу, чтобы «не чурался никакой работы, держался за своих товарищей, чтил и уважал командиров, не гнулся перед трудностями, проявлял свой характер и до конца выполнил долг перед Родиной».

Это письмо было зачитано на комсомольском тематическом вечере, который уже состоялся в дальнем походе и назывался «Наказы отцов — в делах сыновей». Выступили на этом вечере многие. Но особенно запомнились рассказы Олега Дроздова, Сергея Белозерова, Владимира Суховея. Их семейные родословные оказались довольно интересными и поучительными.

Например, у лейтенанта О.Дроздова дед был полковником морской авиации, сражался на Балтике, штурмовал Кенигсберг и Пиллау, а отец — капитан 2 ранга, служил на кораблях Балтийского флота. Так что Олег — потомственный моряк. А вот у старшего матроса Сергея Белозерова отец служил в морской авиации Тихоокеанского флота, участвовал в боях с Японией. В семье старшины 2 статьи В.Суховея — все потомственные алтайские чабаны.




Вот такие крепкие и надежные семейные корни у большинства членов экипажа сторожевого корабля «Бдительный».

Мы — с Алтая

В радиосообщениях из похода часто упоминается о земляках-алтайцах Владимире Суховее и Сергее Белозерове. Служат они рядом в отделении радиотелеграфистов.

Оба прибыли на флот по путевкам алтайского комсомола, гордятся, что попали служить на именной подшефный корабль СКР «Бдительный», экипаж которого поддерживает тесные шефские связи с молодежью края. На праздновании Дня Военно-Морского Флота на корабле побывала делегация алтайцев, возглавляемая поэтом, бывшим балтийцем капитаном 3 ранга запаса И.Пантюховым. Тогда Владимир Суховей и Сергей Белозеров держали своеобразный служебный отчет перед земляками. Что ж, им было о чем доложить своим старшим товарищам. Оба моряка являются отличниками учебы, радиотелеграфистами высокого класса, активно участвуют в делах комсомольской организации. За успехи в службе поощрены краткосрочным отпуском. Но все эти заслуги земляков в прошлом, а сейчас в дальней океанском плавании они нарабатывают новый трудовой капитал. И вклад их в общую копилку добрых дел экипажа довольно весом.

Думы о доме

Психология людей в море, в дальнем походе так же изменчива, как и погода. И зависит от многих факторов. Влиять на настроение моряков — прямая обязанность политработника, партийных и комсомольских активистов.

Взять спортивно-массовую работу. Спортом на корабле увлекаются практически все. Среди противолодочников есть футболисты, гимнасты и боксеры. Правда, в штормовом океане не организуешь футбольный матч или первенство по волейболу. И тогда спортактивисты старшины 2-й статьи В.Суховей, А.Набиков, старший матрос А.Юшкин и другие находят виды спорта, позволяющие заниматься физической подготовкой в условиях плавания.

Четко реагирует на морально-психологическое состояние моряков и корабельный врач лейтенант медицинской службы М.Раду. И если требуется — оказывает необходимую медицинскую помощь. За время похода М.Раду вместе с подполковником медслужбы М.Сориным уже провел две операции по удалению аппендицита. Их подопечные матросы А.Иванов и И.Кононов, пройдя реабилитационный период, чувствуют себя хорошо и уже наравне со всеми несут походные вахты.

(Следует отметить, что в этом абзаце творчество журналиста газеты перешло многие границы. Во-первых, начальником медслужбы корабля был лейтенант медицинской службы М.Рак, во-вторых подполковник медслужбы М.Сорин в этот поход с экипажем корабля не пошел, в-третьих, операцию по удалению аппендицита перенес только один бдительновец, вторым больным был гражданский матрос с плавбазы).

Под особым вниманием и контролем медиков питание моряков в походе. Правда, за этот участок беспокоиться особенно не приходится. Корабельные коки трудятся в полном смысле слова в поте лица. Особенно старается матрос Евгений Фролов, и всегда он горазд на выдумку и творческую фантазию. Его мысли заняты одним: как вкуснее приготовить пищу, сделать ее более разнообразной. Знания, полученные в учебном подразделении, Евгений постоянно пополняет — читает специальную литературу, журналы, выспрашивает у товарищей рецепты их национальных блюд. Много советов ему прислала из дому мама, которая считается отменной хозяйкой в семье.

Находясь вдали от родных берегов, неся дозорную океанскую боевую службу, моряки, конечно же, вспоминают о доме, о родных и близких, ждут долгожданной почты. И у каждого свои думы, мысли, переживания. Лейтенант Олег Дроздов ждет в своей семье прибавления, жена Рита Яновна находится сейчас в декретном отпуске, да вот проблема с жильем осталась нерешенной на берегу. Надежда молодого офицера — на помощь командования части, женсовета, которые не должны оставить наедине с трудностями молодую жену офицера. И нам вместе с Олегом Дроздовым хочется верить и надеяться на лучшее.

Капитан 2 ранга А.Андреев.

На снимках: командир отделения трюмных машинистов старшина 2-й статьи Е.Пушков и электрик старший матрос Т.Халыгов на посту; отлично несет радиовахту старший матрос С.Белозеров.

Фото Е.Павлова.

Через некоторое время (19 февраля) корабль прибыл в Луанду, где располагалась военно-морская база Народной Республики Ангола.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: флаг Анголы, поднятый на сигнальном мостике СКР «Бдительный» при заходе в порт Луанда (19 февраля 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


 
«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: страничка штурманской записной книжки командира БЧ-1 старшего лейтенанта Геннадия Тарасенко от 19 февраля 1990 года.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: ангольский флот в Луанде.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: вид на причальный фронт в порту Луанда с борта СКР «Бдительный» (1990 год).

Температура воздуха на юго-западе Африки в это время года никак не меньше 35-40 градусов. Но бывали еще более жаркие дни. В отдельные часы было настоящее пекло. Но моряки стойко переносили жару. Она не сильно сказалась на состоянии здоровья военнослужащих. Экипаж находился в Луанде четыре месяца. Каждый день выполняли мероприятия по плану боевой подготовки: различные занятия, тренировки, учения.

Круглосуточно посменно несли вахту противодиверсионных сил и средств (ПДСС). По скользящему графику за борт летели гранаты, и первое время ночью многие просыпались от их гулких разрывов недалеко от борта корабля. Один из офицеров в качестве отчетных документов собирал кольца от гранат и вешал их как цепочки у своей койки. В конце похода у него сформировались полноценные шторы-жалюзи.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


Вдали от родных берегов тоненькую ниточку, связывающую с Родиной, поддерживали связисты. Помимо передачи ежедневных донесений, приема телеграмм с дополнительными указаниями, принимали информацию о том, что происходит в мире и стране, в том числе и факсимильные газеты. А в стране в это время все резко менялось.

Из воспоминаний командира корабля: «...Это был переломные 1989-1990 годы. Не самое простое время для нашей страны. Это был парад суверенитетов. Прибалтийские республики одна за другой объявляли о выходе из СССР. Я помню, как в Луанде ко мне пришли ребята, которые были призваны из Эстонии, и говорят, мол, они сейчас уже представляют другое государство, но служат на российском корабле. Что им делать? Я отвечаю: Вот, пожалуйста, обращайтесь в посольство Эстонии. Но ведь его в Анголе нет!... Задача командира не только в том, что бы привести корабль из точки «А», в точку «Б», и затем вернуть его обратно. Не просто привести, но и сохранить жизнь и здоровье людей.

Зарисовка об одном из связистов «Бдительного» 29 марта была опубликована в газеты «Страж Балтики»:

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


Связист с «Бдительного»

Старшина 2-й статьи Владимир Суховей — один их тех, на кого в экипаже корабля смотрят с неподдельным уважением. Да что там скрывать, с определенной завистью. А все потому, что Владимир входит в число тех военных моряков, кто каждый день и по нескольку раз «разговаривает» с родным берегом.

Сторожевой корабль «Бдительный» уже длительное время выполняет задачи дальнего похода. Поэтому в экипаже так внимательно прислушиваются к каждому слову, к каждой весточке, что приходят по связи на корабль. Вместе со страной переживают моряки ее трудности, волнуются в связи с событиями в Литве. Ждут они каждый день новой информации от радиотелеграфистов. И от них действительно зависит многое.

И прежде всего от командира отделения радиотелеграфистов старшины 2-й статьи В.Суховея. А трудиться ему приходится в сложных условиях, ведь порой треплет корабль шторм, одолевает жара, а то где-нибудь за тысячи километров разразится гроза, влияющая на качество связи.

Но первоклассный специалист справляется со своими обязанностями образцово. Ведь за время, что служит он на корабле, сумел досконально изучить непростую специальность, надежно и грамотно обслуживает сложную технику. И все в экипаже знают, что старшина 2-й статьи Владимир Суховей в любых условиях будет держать связь надежно.

Капитан-лейтенант О.Васильев.

Фото Е.Павлова.

Из воспоминаний старшего помощника командира корабля старшего лейтенанта Владимира Крикуна: «Питание было организовано неплохо. Еще по пути в Анголу, из Испании танкерами доставляли картошку, соки, молоко, даже ананасы и немного клубники. Мясопродукты, консервы, макароны и крупы, муку и так далее — это все везли с собой из Балтийска. На корабле пекли свой корабельный хлеб. Пекарь паренек из Украины справлялся со своими обязанностями на отлично. К дням рождения он пек вкуснейший пирог с повидлом. Так что дни рождения не оставались незамеченными. Это была хорошая добрая традиция.

Организовывались занятия спортом и увольнения. Матросы ходили группами и всегда — в сопровождении автоматчиков. Даже на пляж покупаться прибывали с охраной, которая имела при себе АКМ со снаряженными боевыми патронами магазинами. В Анголе шла война».

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: гавань порта Луанда, справа — пляжи на берегу океана.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: офицеры корабля на пляже Луанды (1990 год).

 
«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: купание завершено, возвращение на корабль под охраной (п. Луанда, 1990 год).

«Если в увольнение ходили под охраной, конечно, чувствовалась определенная напряженность, — продолжает свой рассказ Владимир Борисович, — то в военно-морской базе было спокойно. Проводились спортивные мероприятия. Моряки ходили на шлюпке, под парусом, играли в футбол, волейбол, каждое утро выходили на утреннюю физзарядку».

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: на шлюпке по гавани Луанды (1990 год).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: футбольный матч на спортплощадке в военной гавани Луанды (1990 год).

Говорят, смех продлевает жизнь. Все прекрасно знают эту истину. Вот только не очень-то стремятся воспользоваться, этим самым простым способом достичь долголетия. Экипаж «Бдительного», видимо, решил прожить долгую жизнь. И использовал для этого КВН. Три проведенные игры охватили всех. И каждая из них — это два часа смеха. Все было по-настоящему — и костюмы, и конкурсы, и спонсор. В этой роли выступил помощник командира по снабжению лейтенант Владимир Захаров. И вопрос с призами сразу отпал. Апельсины, ананасы, бананы и даже виноград стали приличным стимулом состязаний, а победителя ждал отпуск (правда, после возвращения в базу). Главным организатором КВН стал секретарь комитета ВЛКСМ лейтенант Юрий Соколов.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: команда КВН БЧ-2.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: команда КВН РТБЧ.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: команда КВН БЧ-4.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: команда КВН БЧ-5.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: судейская коллегия слева направо: старший мичман А. Беляков, капитан-лейтенант В. Богатырь, капитан 3 ранга И. Белоглазов, старшина 2-й статьи О. Безродний.

В выходные дни или в свободное от занятий время экипаж с удовольствием увлекался рыбной ловлей — и занятие интересное и прибавка к обеденному столу. Особенно радовала поимка коранца, любил экипаж и лангустов, пойманных ныряльщиками.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: слева — старшина 2 статьи В. Полукаров с удочкой; справа — командир с трофеем.

Конечно, каждому хотелось привезти из Анголы хоть какой-нибудь подарок на Родину. Денег для этого не выделялось. И моряки устраивали дружественный взаимовыгодный «ченч». Обменивали одеколон, хозяйственное мыло на «колониальные товары» — в первую очередь на «фаплу» (камуфлированную форму FAPLA — ангольской армии), магнитофонные или видеокассеты, женские парфюмерные наборы и многое другое, чем изобиловал местный рынок. Некоторые запаслись для этого электроприборами советского производства — утюгами, электроплитками. В этом случае можно было выручить немалую сумму в местной валюте — «милях» (миллион местных тугриков), а затем самостоятельно или через посредников (наших военных советников или гражданских служащих посольства, торгпредства) что-либо приобрести на рынке. Вообще, советские средства гигиены были очень популярны у местного населения. Они были гораздо лучше тех, что продавались в ангольских магазинах. А при такой жаре средства гигиены очень важны.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: рынок Луанды.

После прохождения медкомиссии в медицинских заключениях военнослужащих и гражданских специалистов, уезжающих в Анголу, обязательно писали: «Годен для прохождения службы в стране с жарким и влажным климатом». Ангола не прощала ошибок при вынесении этих заключений, сам ангольский климат их не прощал. Большинство из тех, кто скрыл свои заболевания на комиссиях, через полгода командировки срочно отправлялись обратно в Союз — от греха подальше. В африканском влажном и жарком климате все болячки моментально обострялись и вылезали наружу. Но экипажи советских военных кораблей, в отличие от этих слабаков, и так должны были быть готовы ко всему. «Бдительный» в этом не был исключением.

За несколько дней до ухода на боевую экипаж построили и объявили, что сейчас в амбулатории всем будут делать прививки от малярии, тропической лихорадки и еще от какой-то мути всего пять штук. Все это вызвало взрывы хохота и каких-то шуточек: «Какая там... малярия! Такого не бывает, ха-ха!!!!»

Уже перед заходом в Луанду начальник медицинской службы старший лейтенант м/с Михаил Рак с врачами прикомандированной медгруппы провел с офицерами, мичманами и моряками-срочниками несколько занятий, ярко живописуя ужасы несоблюдения в климатических условиях Африки основных гигиенических требований как-то руки мыть с мылом, сырой воды не пить, чистить зубы кипяченой водой. От комаров рекомендуется спасаться бегством и методом отмахивания, также использовать сеточные и марлевые заграждения. Так как всякие паразиты кровососущие опасны, а уж шистосомоз в тех условиях практически неизлечим. Основным барьером для борьбы со всеми видами инфекций была назначена хлорка. Перед трапом корабля были установлены емкости с ее раствором, в которые каждый заходящий со стенки должен был наступить подошвами. Наверное, спасало.

В месте нашей стоянки в военно-морской базе Луанды санитарная обстановка была относительно нормальная, если не считать некоторых досадных мелочей, как, например, хроническая нехватка пресной воды. Ну а все остальное — просто следствие этого обстоятельства. В период пребывания в Анголе у вспотевшего личного состава обмываться, как в родной базе, возможности не было. Из-за этого у некоторых возникали покраснение, вздутие и опухание кожи на руках, предплечьях, шеях, спинах и т.д. Правильных медицинских названий всех этих неприятностей моряки не знали, приходя в амбулаторию они говорили: «Что-то с кожей». Были и грибковые высыпания в основном на ногах. Периодически медики раздавали всем кругленькие желтенькие витаминки. Кто-то их не брал, а кто-то целой пригоршней отправлял в рот, вместо конфет. Во время общих построений приносили емкость с раствором хлора — дезинфекция рук. В Анголе была очень распространена «амебная» дизентерии. Вот ею-то, наверное, болели все, кто был в Анголе, как не пытались предохраняться. Амеба попадала в организм с водой, которую иногда все же пили не кипяченой. На корабле этого удалось избежать. Чего не удалось избежать, так это травм. Правда, большинство из них связаны не с Анголой, а с океанской волной. Два перелома голеностопа получили моряки БЧ-5 после неудачного выскакивания из ПЭЖа, десяток вывихов и растяжений от бега по трапам в качку. Капитан медслужбы А.Чугунов разбирался с зубными проблемами. Результаты скромные, но с десяток зубов были удалены за период похода.

Не обошлось без проведения операции по удалению аппендицита.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: медгруппа в составе майора м/с В.Тихоненко, капитана м/с А.Чугунова, лейтенанта м/с М.Рака готовится к операции по удалению аппендицита (Атлантический океан, 1990 год).

В начале апреля экипаж начал подготовку к подтверждению курсовой задачи К-2. Главное отличие от службы в родной Балтийской базе — никто не мешает. Не надо встречать по несколько проверочных комиссий в неделю, выделять часть экипажа на разгрузку квадратного, а другую — на погрузку круглого, организовывать уборку территории одновременно с показом корабля высоким гостям. Составили суточный план — выполнили, перед командиром отчитались. 11 апреля в 8 часов 55 минут сторожевой корабль «Бдительный» вышел из порта Луанда. В течение суток отработали несколько учений, основным из которых была борьба за живучесть корабля в море. Затем выполнили артиллерийскую стрельбу по имитатору — мишеней здесь выставлять было некому, а реальных целей, слава богу, не нашлось. И с победой на следующий день в 10 часов 35 минут возвратились к стенке военно-морской базы в Луанде.

9 мая традиционно на корабле торжественно отпраздновали День Победы. На борт прибыли представитель посольства СССР в Анголе, главный военно-морской советник. Был произведен ритуал торжественного подъема Военно-морского флага СССР и флагов расцвечивания, зачитаны праздничные приказы о поощрении личного состава, вручены грамоты командования, присвоены очередные воинские звания матросам и старшинам. Корабельный вокально-инструментальный ансамбль был приглашен на торжества на территории военной миссии, где выступил с концертом перед советскими военными советниками и их семьями.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: построение экипажа на подъем флага (9 мая 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: дежурный по кораблю лейтенант Владимир Захаров командует: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания — поднять!» (9 мая 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: справа командир 30-й оперативной бригады кораблей капитан 1 ранга В. Ушаков (9 мая 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: перед личным составом выступает представитель посольства СССР в Анголе (9 мая 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: перед читкой праздничного приказа (9 мая 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: репетиция корабельного вокально-инструментального ансамбля, концерты которого всегда вызывали живейший интерес зрителей.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: в этот момент ансамбль исполняет что-то грустноватое (1990 год).

14 мая завершили пребывание в порту Луанда. Провожали корабль с оркестром. Представители посольства и военно-морской миссии построились на стенке. Многие с женами, все в белом, с цветами. Полный парад.

Как не хотел командир корабля выходить в понедельник! Видать что-то чувствовал.

Сначала сгорел правый шпиль и процесс выбирания якорь-цепи был прерван, когда корабль оттянулся всего на несколько десятков метров от стенки. Следом вышел из строя дизель-генератор, фактически из пяти остался действующим один. Затем боцман не смог произвести доклад: «Якорь чист», так как на лапе якоря был обнаружен поднятый со дна металлический кабель. Пока принимали решение, пока рубили этот кабель — на стенке играл оркестр, и махали руками провожающие. Наконец они утомились, а «Бдительный» так еще и не ушел. И только через два часа начали выход из гавани, так и не узнав, что за кабель обрубил боцман. Расстроенный командир на последнем участке гавани дал средний ход, и часть лодок, катерков и прочих «джонок», пришвартованных к хлипким деревянным причалам у берега, были выброшены на эти причалы волной от развившего ход корабля. Знай наших!

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: за спиной осталась Луанда; справа налево старший лейтенант И. Курохтин, капитан-лейтенант Н. Бабешко, лейтенант В. Захаров (1990 год).

За несколько суток, пока пересекали Гвинейский залив, механики сумели ввести в строй три дизель-генератора. Морально стало полегче. На одном ходить страшновато — за эти дни в пределах видимости РЛС не было ни одного корабля или судна. 19 мая произвели пополнение запасов от танкера «Айнажи» и продолжили движение в район рыбного промысла, куда прибыли 25 мая.

В районе рыбного промысла дождались БМРТ, который доставил для «Бдительного» дизель-генератор, взамен вышедшего из строя. Доставил. А дальше что? Командир ставит задачу механику — продумывай все до мелочей! А ведь океан никогда не бывает спокойным, всегда накат волны, всегда минимум 3 балла. С борта на борт перегрузили, закрепили. Пришвартовались к плавбазе «Нарвский залив». Разобрали фальштрубу. А дальше моряки работали как ювелиры. Вытащить из машинного отделения дизель-генератор весом 1700 кг и поставить на его место новый, да еще при постоянной болтанке — задача сложнейшая. Отклонение на 1-2 градуса — и подвешенная махина может разворотить все вокруг. Трудилась все БЧ-5 во главе с командиром капитан-лейтенантом Николаем Бабешко. Не было в те времена для советского моряка невыполнимых задач!

РРП патрулировали до 4 июля, периодически пополняя запасы от танкера «Ауце». Здесь же моряки, увольняемые в запас осенью, втихаря отметили запрещенный праздник «100 дней до приказа», а слегка утомленные боевой службой офицеры не заметили этого.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: ДМБ не за горами (Атлантический океан, 1990 год).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: в РРП моряки с удовольствием занимались физподготовкой под неусыпным наблюдением начмеда лейтенанта м/с М. Рака и дежурного по кораблю лейтенанта В. Захарова (Атлантический океан, 1990 год).

4 июля начали переход в родную базу. После прохождения проливной зоны начали приводить в порядок внешний вид корабля — подкрашиваться. Завершили процедуру после выполнения в одном из полигонов у Балтийска зенитной ракетной стрельбы.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: «Оса» в полете.

Батарея лейтенанта Виктора Гавриша успешно выполнила боевое упражнение и 14 июля корабль уже был на рейде главной военно-морской базы Балтийского флота, пройдя за 181 сутки 12997,2 мили.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


Газета «Страж Балтики» так рассказала о завершающем этапе боевой службы «Бдительного»:

Пожелайте нам удачи...

В этот день сторожевой корабль «Бдительный» возвращавшийся с боевой службы, миновав воды Северного моря, втягивался в балтийские проливы. Судоходство здесь, как известно, отличается особой интенсивностью, и потому рулевой, сигнальщики, радиометристы, вахтенный офицер — все те, от кого зависит безопасность плавания, в эти часы были особенно внимательны. Оператор радиолокационной станции засек появление светлой точки на самом краешке индикатора: «Малоразмерная надводная цель, дальность — близкая к предельной...» — отметил про себя матрос. Он не ошибся, однако не мог подумать, что эта мерцающая точка — суть подводная лодка Балтийского флота, которая шла в район предстоящей боевой службы.

Что ж, зачастую именно так и встречаются и расходятся в море боевые корабли: перемигнувшись семафором, появившись на мгновение в окулярах биноклей сигнальщиков призрачным силуэтом. Флот постоянно в трудном, дальнем походе.

Если говорить о «Бдительном», то для моряков этого экипажа все волнения, связанные с несением боевой службы в Атлантическом океане, остались позади. Многие из моряков в эти месяцы продемонстрировали не только высокое профессиональное мастерство, но и выдержку, стойкость к тяготам и лишениям походной жизни. Один из них — командир зенитно-ракетной батареи лейтенант Виктор Гавриш (на снимке внизу слева). Для него эта боевая служба была первой в офицерской должности, и одним из отвественных испытаний стало участие в ракетной стрельбе по воздушной цели. Молодой офицер со своими подчиненными справился с задачей уверенно. Ну а для подводников основные трудности еще впереди.

Успехов вам, друзья! Мы будем ждать вашего удачного возвращения в базу.

В.Нилов.

Фото Е.Павлова и Д.Богдана.

Родина дождалась своих героев, но пускать домой не поспешила. Восемь часов простояли на рейде. Высадилась группа проверяющих. Заслушали, проверили. На следующее утро сторожевой корабль «Бдительный» зашел в базу, где его встречали торжественным построением соединения, оркестром, жареным поросенком и цветами. Забыли только сразу подвести продукты и дать пресную воду. Но экипаж и это воспринял стоически — и не такое проходили.

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: встреча после боевой, вид с корабля (15 июля 1990 года).

Командир корабля произвел доклад первому заместителю командующего Балтийским флотом вице-адмиралу В. Егорову о выполненной задаче. Получил следующую — через несколько дней корабль должен быть готов участвовать в параде в честь Дня ВМФ. Причем будет выставлен в парадной линии в морском канале Балтийска флагманским кораблем. С борта «Бдительного» будет выступать командующий флотом. В общем — отдыхайте и ни в чем себе не отказывайте.

 
«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: катер командующего БФ у борта сторожевого корабля «Бдительный» на параде в честь Дня ВМФ (29 июля 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


На фото: командующий БФ адмирал В.Иванов на борту СКР «Бдительный» (29 июля 1990 года).

«Бдительный». Ангола. 1990 год. Боевая служба


Как писала в эти дни газета «Страж Балтики»: «Боевая служба — это всегда суровые испытания, проверка на крепость духа, мастерства, взаимовыручки. Она, как ничто другое, раскрывает воочию, кто ты есть на самом деле. Экипаж сторожевого корабля «Бдительный» с честью выдержал эту проверку».