«Бдительный». Опасные маневры



В последние два года мировые средства массовой информации неоднократно указывали на возросшую активность российского флота и авиации в Балтийском море и других регионах. Очень часто бурную реакцию прессы вызывали случаи приближения российских боевых кораблей к границам территориальных вод стран Балтии или близкого контакта кораблей или самолетов России и НАТО.
То шведы или финны якобы обнаруживают российские подводные лодки в своих терводах, то российские истребители подлетают слишком близко к гражданскому авиалайнеру, американскому разведывательному самолету или истребителю ВВС Норвегии, то транспортные самолеты ВС РФ атакуют истребитель НАТО, отстреливая в его направлении ложные тепловые цели (ЛТЦ). При этом доказательной базой они себя явно не обременяют.

В июне западные СМИ изумились тому, что два корвета Балтийского флота почему-то сопровождали канадский фрегат Fredericton (FFH 337), на борту которого премьер-министр Канады Стивен Харпер направлялся в Польшу. Не сильно акцентируя внимание на то, что данный фрегат в этот момент участвует в маневрах сил НАТО «Балтопс-2015». А единственное представленное фото поражает «нахальством» русских — они подошли так близко, что на фото, сделанном из-за спины премьера, их практически не видно.

«Бдительный». Опасные маневры


На фото: фрегат HMCS Fredericton (FFH 337).

«Бдительный». Опасные маневры


На фото: премьер-министр Канады Стивен Харпер наблюдает за российскими корветами.

Хотя чуть позже замкомандующего американскими ВМС в Европе вице-адмирал Джеймс Фогго отметил: «Российские военно-морские силы и авиация действовали профессионально, и я бы не стал рассматривать их в качестве угрозы, когда мы проводили здесь учения, которые мы называем нулевой фазой или учениями в мирное время». Кроме того, вице-адмирал сообщил, что 11 июня в Неаполе он принимал делегацию Военно-Морского Флота России во главе с вице-адмиралом Олегом Бурцевым. В ходе переговоров стороны обсудили меры по предупреждению столкновений на море и в воздухе. «Это была открытая, откровенная и конкретная дискуссия относительно того, как мы можем лучше выполнять свои задачи в одних водах, избегая ошибок и просчетов», — сказал Фогго. О том, какие это ошибки или просчеты, могут рассказать из своей не очень далекой практики многие ветераны Балтийского флота. Например, об одном из таких эпизодов вспоминает контр-адмирал Игорь Белоглазов, командовавший в это время сторожевым кораблем «Бдительный»: «10 октября 1989 года мы возвращались в базу после официального дружеского визита в п. Росток (ГДР), где советские моряки были участниками торжеств, посвященных 40-летию Германской Демократической Республики. На борту СКР «Бдительный» находился командующий Балтийским флотом адмирал В.П. Иванов. Следом шел большой противолодочный корабль «Славный». В 9 часов 09 минут вахтенный офицер старший лейтенант И.Бабаев доложил об обнаружении датского минного заградителя Moen, который через некоторое время установил слежение за нашим ордером».

 
«Бдительный». Опасные маневры


На фото: HDMS Moen ВМС Дании.

Сразу хочется добавить, что ситуация развивается на расстоянии более, чем в 200 километров от побережья Дании, когда советским кораблям до захода в Балтийск оставалось чуть более четырех часов хода.

«Бдительный». Опасные маневры


На фото: КРТР «Орион» ВМС Швеции.

В 10 часов в пределах визуальной видимости появился КРТР «Орион» ВМС Швеции, и словно по его команде датский минзаг резко увеличил скорость хода и начал сближаться с «Бдительным» со стороны его левого борта. Не подняв ни одного сигнала МСС, Moen пересек курс советского корабля, идущего под флагом командующего Балтийским флотом, на дистанции менее 100 метров, не отвечая на протесты, передаваемые на английском и русском языках в 16-м канале радиостанции «Рейд».

«Бдительный». Опасные маневры




На фото: HDMS Moen начинает опасный маневр.

Командир «Бдительного» был вынужден мгновенно сбросить ход, чтобы не допустить столкновения кораблей. А датчанин непринужденно повернул влево и через несколько минут пристроился в кильватере уже на дистанции чуть менее 3 кбт. Затем такую же операцию Moen повторил и с БПК «Славный», а для того, чтобы не расслаблялся экипаж «Бдительного», к нему на полном ходу рванул КРТР «Орион». Шведский разведчик сначала сблизился до 3 кбт, но уже через 5 минут увеличил дистанцию до 6 кбт, заняв позицию по пеленгу 316°. В это время в эфире звучит предупреждение датскому минному заградителю с требованием прекратить нарушения уже на немецком языке. И, о чудо! Этот язык датчанам понятен. Они отвечают и потихоньку уходят за горизонт.

Судя по всему, подобная тактика действий была присуща всем кораблям проекта Falster, начиная с головного. Именно его опасное маневрирование зафиксировал фотоаппарат Алексея Савенкова с борта БПК «Адмирал Виноградов».

12 часов дня. До захода в базу остался час. На горизонте появляется следующая пара любопытствующих: это фрегат УРО Olfert Fischer (F355) ВМС Дании и буксир ВМС ФРГ Fehmarn A1458.

«Бдительный». Опасные маневры

«Бдительный». Опасные маневры


У них времени порезвиться явно уже не оставалось. Поэтому датский фрегат сразу взял курс на сближение вплотную, но успел только занять позицию в трёх кабельтовых в кильватере СКР «Бдительный» и так пройтись почти под флагом командующего БФ в течение нескольких минут. Заходить в порт Балтийск ни один из натовцев почему-то не захотел. Наш корабль в 13.00 уже вошёл в огражденную.

Ни одного сообщения по данным нарушениям в советских СМИ не было. По-видимому, командование флота не восприняло ситуацию с маневрированием кораблей Дании и Швеции как что-то особенное, выходящее за рамки повседневной рутинной деятельности военных кораблей на Балтике и требующее доклада в ГШ ВМФ. Тем более что ни с Данией, ни со Швецией не было (и нет до сих пор) соглашения о предотвращении инцидентов на море. Хотя своими действиями HDMS Moen ВМС Дании явно нарушил Правило 15 Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС-72).

Правило. 15. Ситуация пересечения курсов. Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу.

Сегодня всё по-другому. Так, вечером 1 октября 2015 года СМИ одного из крупнейших городов Швеции Мальме забили тревогу: в непосредственной близости от него прошёл корабль со знаками принадлежности к ВМФ России. Когда паника улеглась, выяснилось, что корабль действительно был. Однако, как сообщили в минобороны Швеции, он имел полное право на прохождение в этом районе: пролив Эресунн, разделяющий Мальме и датский Копенгаген, является международной судоходной зоной. Какие же цели преследует Швеция, распространяя панические настроения и раздувая российскую угрозу? Конечно, Швеции еще далеко до бывших советских республик Прибалтики, где степень алармизма достигла параноидальных масштабов. В частности, латвийские военные утверждают, что за первое полугодие текущего года российская авиация и флот «угрожающе» приближались к их границам более 50 раз. А в 2014 году — более 250! В любом случае все это, равно как и недавние заявления министра обороны Финляндии о необходимости покрыть всю страну военными гарнизонами ради укрепления патриотизма или норвежский сериал про оккупацию страны Россией ради нефтяных месторождений, ложится в единую канву американского усиления близ границ РФ. И пока шведские общественники занимаются клоунадой, опуская на дно светящийся буй с «гей-пропагандой» для отпугивания российских моряков, США разворачивают в Прибалтике тяжелые вооружения якобы для ее защиты от «оккупации Россией» и активизируют в регионе военные учения НАТО. В которых участвует и не входящая в Североатлантический альянс Швеция.