«Бдительный» в воспоминаниях Юрия Владимировича Петрика



В офицерской судьбе капитана 1 ранга в отставке Юрия Петрика БПК «Бдительный» был не первым кораблем. Но именно служба на «Бдительном» стала для Юрия Владимировича настоящим флотским университетом.
На Балтийский флот лейтенант Юрий Петрик прибыл по окончании ракетного факультета Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С.Нахимова в августе 1967 года. Молодого офицера назначили командиром кормовой группы управления БЧ-2 на БПК «Образцовый». Почти сразу после прихода на корабль лейтенант Юрий Петрик ушел на боевую службу в Средиземное море.

— Мне повезло, — вспоминает Юрий Михайлович, — в моем подчинении был очень грамотный и опытный старшина команды группы управления мичман Сергей Николаевич Татищев. Дело в том, что в училище я изучал ударное ракетное вооружение, а здесь стал командиром группы управления зенитно-ракетного комплекса «Волна». В течение четырех месяцев похода мичман Татищев помогал мне освоить этот комплекс. Я старался впитывать все, что мне говорил и советовал Сергей Николаевич. В походе случалось всякое — техника из строя выходила. Нам приходилось ее ремонтировать и настраивать. Так что практику я прошел основательную.

Впоследствии эта наука мичмана С.Татищева очень пригодилась офицеру.

БПК «Образцовый» вернулся в Балтийск 29 декабря 1967 года. Все новогодние праздники лейтенант Ю.Петрик продежурил на корабле, а когда наступили будни, командование сообщило: «Вы назначены командиром группы управления на БПК «Славный». На «Славном» Юрий Михайлович прослужил до 1969 года. Затем был назначен командиром БЧ-2 на БПК «Бдительный». Экипаж формировался на базе 26-й бригады противолодочных кораблей в Балтийске.

— На «Бдительный» я пришел, когда он находился в доке Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь», — вспоминает Юрий Михайлович. — Корабль от кормы до носа был опутан проводами. Ни вооружения, ни антенн ничего нет. Неокрашенный, весь в пыли. Еще запомнился устойчивый запах окалины. На корабле велись сварочные работы. Словом, первое внешнее знакомство с «Бдительным» не очень впечатлило.

Я принял первый состав боевой части 2. В каждой из батарей — двух зенитно-ракетных и одной артиллерийской было по пять человек. В конце июля 1969 года в боевую часть пришли два командира зенитных ракетных батарей лейтенанты Юрий Жирнов и Владимир Говоров. Вскоре нас вместе с матросами и старшинами отправили в командировку на Черноморский флот на опытовое судно ОС-24 – бывший крейсер «Ворошилов». На нем, одним из первых кораблей ВМФ, был установлен комплекс «Оса». Нам предстояло в сжатые сроки изучить новое вооружение.

«Бдительный» в воспоминаниях Юрия Владимировича Петрика


На фото: опытовое судно ОС-24 в Севастополе.

Жили мы на корабле, который стоял у стенки Севастопольского судоремонтного завода им. Серго Орджоникидзе. Нам обеспечили доступ к технической литературе и документации комплекса «Оса». Мы, офицеры, сами учились, читали лекции матросам. График занятий был очень интенсивным. Стажировались больше месяца. Затем мы вернулись на Балтику.

Весь монтаж оборудования и вооружения БПК «Бдительный» проходил на моих глазах. Мы старались не сильно мешать заводчанам. Тем более разобраться, что к чему, пока ведется монтаж, сложно. Хотя мы интересовались, что здесь, да зачем? Как правило, рабочие и инженеры охотно и подробно отвечали на наши вопросы, но иногда, из-за дефицита времени, ограничивались краткими комментариями.

По завершении монтажных работ зимой 1970 года наступил период настройки оборудования ЗРК. Там уже «Осы» вовсю жужжали. У них было воздушное охлаждение, что на практике обернулось одним из существенных недостатков данного комплекса. Он проявился в Средиземном море. Там была очень большая влажность, и соленость морской воды оказалась высокой. В результате на входе системы вентиляции оседал толстый слой соли. Резко снижалось сопротивление изоляции, выходили из строя магнетроны РЛС. Общение со специалистами завода помогло спустя полгода существенно улучшить систему вентиляции, сделав её двухконтурной, тем самым защитив антенные посты от попадания влажного воздуха. Надёжность ЗРК существенно увеличилась.

Конечно, месяц учебы на опытовом судне ОС-24 не прошел даром. Но когда на новом корабле приступаешь к эксплуатации боевой техники, все будто начинается сначала. Тем более что существовали определенные отличия в расположении систем и блоков ЗРК.

Мы знакомились с устройством пусковых установок ЗИФ – 122, которые входили в состав корабельных зенитно-ракетных комплексов «Оса». Круглые крышки раздвигались, и ракеты словно выплывали вверх. Для нас это было в диковинку. Такого оборудования, еще не встречали. Но было очень интересно. Включаться по-настоящему нам разрешили лишь после сдачи зачетов, на приемке которых присутствовали представители Саратовского приборного завода. Затем наступила привычная для каждого военного моряка боевая учеба...

В 1970 году БПК «Бдительный» срочно отправили в поход на Черное море, вокруг Европы, через Средиземное море в Севастополь и Феодосию. В то время практиковалась встреча глав государств Варшавского договора в Крыму. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев в очередной раз пригласил руководителей дружественных стран. Экипажу БПК «Бдительный» была поставлена задача — продемонстрировать высоким гостям мощь и совершенство кораблей Военно-Морского Флота СССР.




— Начальником перехода был назначен командир дивизии контр-адмирал Лапенков — рассказывает Юрий Владимирович. — Во время перехода он все время репетировал демонстрацию подъема и наведения ЗИФ-122 при сопровождении имитированной цели. Пусковая установка имеет сложную кинематику автоматической перезарядки. В одну из таких тренировок, из-за залипания одного из многочисленных концевых выключателей, произошел сбой работы механизма пусковой установки первой батареи, которая располагалась на баке. В результате оказались поврежденными крыльевые блоки сразу четырех ракет. В условиях моря определить, а уж тем более устранить неисправность не представлялось возможным. Мы выслали соответствующую телеграмму. Уже в Севастополе «Бдительный» встречала команда представителей пятнадцати заводов-изготовителей...

Во время поиска причины и обсуждения неполадки кают-компания корабля гудела, как улей. Все решали, почему так случилось, выдвигали различные версии. Мы с лейтенантом Владимиром Говоровым по ночам закрывались в моей каюте, в более спокойной обстановке раскладывали электрические схемы и часами пытались сами разобраться, в чем причина отказа. И, наконец, докопались до истины. Оказалось, что причина крылась в залипании из-за загустевшей специальной смазки герметичных концевых выключателей. Из-за этого не сработал штатно концевой выключатель механизма поворота барабана ПУ. А ведь все производители пытались списать поломку на неподготовленность личного состава боевой части. Мы претензии аргументировано отвергли и показали на макете и на реальной технике, что там на самом деле произошло. Заводчане признали конструктивную ошибку. После этого сделали доработку, и подобные поломки больше не повторялись. Что касается высоких гостей, то им продемонстрировали подъем пусковой установки комплекса, что очень впечатлило руководителей дружественных стран.

«Бдительный» в воспоминаниях Юрия Владимировича Петрика


На фото: БПК «Бдительный» в Севастополе (1971 год).

«Бдительный» в воспоминаниях Юрия Владимировича Петрика


Конечно, запомнились и первые стрельбы ЗРК «Оса».

Это было в 1971 году. Пуски осуществлялись по воздушной мишени М-6, которую с самолета сбрасывали на парашюте. На корабль привезли и погрузили ракеты, которые на Балтику по воздуху доставили из Песчаной Балки, что на Черноморском флоте. Это были одни из первых образцов этих изделий. Все только учились, как грамотно эксплуатировать боеприпас. Даже не было подробной документации по проведению его предстартовой подготовки. В итоге вот что получилось: мы вышли в район морского полигона, обнаружили воздушную цель, осуществили наведение и ее захват. Я дал команду: «Пуск». Командир батареи нажимает кнопку — ракета не уходит к цели. Командир корабля 2 ранга Геннадий Генералов спрашивает, в чем проблема? Отвечаю, сейчас время выждем, проверим, что случилось, послушаем не работают ли гироскопы. Гляжу, ракета застыла, вверх смотрит... Прислушался, не шумит ли? Тишина. Значит, двигатели выключены. Потом оказалось, что в конструкции ракеты была реализована так называемая «поправка на дурака» — боевая заглушка. Она предотвращала несанкционированное срабатывание боеприпаса. Перед стрельбами заглушку необходимо было снять. Но никаких инструкций у нас на этот счет не было. Мы по интуиции нашли, где расположена заглушка, сняли транспортную и установили боевую. Доложили командиру корабля. На все про все ушло около часа. Спустя некоторое время, после согласования с командным пунктом было принято решение повторить стрельбу. После взлёта самолёта сыграли боевую тревогу. Нам сбросили еще одну мишень, и мы ее успешно уничтожили с первого же пуска.

«Бдительный» в воспоминаниях Юрия Владимировича Петрика


На фото: личный состав БЧ-2 с командованием корабля (крайний справа во втором ряду командир БЧ-2 капитан-лейтенант Ю.Петрик).

Так что новые зенитно-ракетные комплексы, установленные на головном корабле проекта 1135 БПК «Бдительный» мы осваивали на практике в море. Вообще многое на этом корабле было реализовано впервые, а потому опыта использования его систем, в том числе и вооружений на флоте, еще не существовало. Методом проб и ошибок экипаж головного корабля учился понимать его особенности и грамотно применять передовое на тот момент вооружение.

«Бдительный» в воспоминаниях Юрия Владимировича Петрика


На фото: справа Юрий Владимирович Петрик на торжественных мероприятиях, посвященных 45-летию «Бдительного» (11 июля 2015 года).

Владимир Дашевский