«Бдительный». «Балтопс-93»



«В НАТО считают неуместным присутствие военного корабля России на международных учениях «Балтопс-2014», которые пройдут в июне в Балтийском море под эгидой альянса», — сообщил директор информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель. Так завершилась недолгая совместная деятельность российских ВМФ и ВМС НАТО на Балтике. 19 раз корабли ВМФ России участвовали в манёврах «Балтопс», которые, начиная с 1993 года, организовывались в рамках программы «Партнёрство ради мира» с американским финансированием.
Эти учения еще называют американо-балтийской операцией, замыслом которой, в частности, предусмотрено проведение «миротворческой операции в одной из стран региона, охваченной вооруженным конфликтом». Судя по всему, вместо партнёрства вновь началось противоборство. А может, настоящего партнёрства-то и не было? Просто была попытка вписать Россию в строй американских вассалов, по стойке «смирно» воспринимающих все указания доминирующей сверхдержавы и готовых демократично затопить в крови любой народ, любое государство, пытающиеся сохранить свою независимость.

В конце ХХ века в мире произошли глобальные политические перемены, кардинально изменившие сложившуюся расстановку сил. Радикальные преобразования в Центральной и Восточной Европе, распад Советского Союза положили конец биполярной системе. В результате окончания «холодной войны» Россия осталась без прежних союзников по Организации Варшавского договора (ОВД), а Организация Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США сохранила и укрепила свой потенциал.

В 90-х гг. прошедшего столетия в политических кругах России не существовало единого мнения по вопросу о месте и роли России на международной арене, о взаимоотношениях с Североатлантическим альянсом. Но в целом, несмотря на разнообразие мнений, в 1991-1993 гг. доминировало прозападное направление. Его поддерживали так называемые «атлантисты» во главе с министром иностранных дел РФ А. Козыревым. Первоначально к их точке зрения склонялся и Президент России Б.Н. Ельцин. Сторонники данной концепции считали, что западные страны, НАТО являлись возможными партнерами и потенциальными союзниками новой демократической России. По их мнению, России следовало бы вступить в Североатлантический альянс как можно раньше.

Между тем один из сторонников расширения НАТО в администрации Д. Буша и Б. Клинтона Д. Росс с самого начала предложил нейтрализовать позицию России. Этот советник администрации США добивался втягивания нашей страны в формальное обсуждение вопроса о трансформации блока, формулируя его таким образом, чтобы России казалось, будто она и сама может считаться кандидатом на вступление в альянс. В действительности процесс расширения НАТО неизбежно приобретал антироссийскую направленность, ослабляя политические позиции сторонников справедливого и равноправного партнерства и какой-либо военной интеграции с Россией. Весьма показательна реакция одного из сторонников расширения альянса заместителя госсекретаря США Р. Холбрука на вопрос российского посла в Вашингтоне Ю. Воронцова: «А почему бы не пригласить в НАТО Россию?». «Кто угодно, только не Россия!» — ответил политик.

Первоначально Россия не трактовала расширение НАТО как реальную угрозу своей безопасности. Руководство НАТО, в свою очередь, уверяло об отсутствии планов приема новых членов. Ситуация стала меняться с февраля 1993 года, когда восточноевропейские страны, при активной поддержке Запада, начали добиваться приема в ряды альянса. В порядке первой «пробы пера» Польша и Литва были допущены в качестве участников учений НАТО «Балтопс-1993», которые проводились в июне. А для прикрытия начала процесса буквально в последнюю минуту пригласили поучаствовать и Россию.

О том, что корабль Балтийского флота будет участником натовских учений, сообщил 28 мая на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов командующий БФ адмирал В.Г. Егоров.

«Бдительный». «Балтопс-93»


Экономические трудности, которые испытывала в эти годы страна, естественно, сказывались и на жизнедеятельности флота. До предела были обострены проблемы в снабжении кораблей и частей всеми видами довольствия. Срывы поставок горючего стали нормой жизни. Например, в апреле 1993 года Балтийский флот получил от плановых поставок дизельного топлива только 17%, авиакеросина — 15%, бензина — 50%, мазута — 36%. Такая же картина наблюдалась в поставках всех видов масел. На покраску корабля требовалось разрешение чуть ли не командующего флотом. И, тем не менее, флот продолжал выполнять поставленные задачи. В этот период на боевую службу в Средиземное море вышел сторожевой корабль «Дружный», танкер «Шексна» в составе отряда кораблей ВМФ России готовился к официальному визиту в Нью-Йорк, в ходе проверки сил флота адмиралом И. Касатоновым корабли Балтийской эскадры выполнили целый комплекс боевых упражнений с успешными ракетными пусками и артиллерийскими стрельбами. Не успел рассеяться над морскими полигонами пороховой дым, как более трёх десятков кораблей и судов БФ под командованием вице-адмирала В. Кравченко вновь вышли в море для отработки огневых упражнений. Кораблём управления, над которым реял брейд-вымпел первого заместителя командующего флотом, стал СКР «Бдительный». А основная нагрузка в поражении целей крылатыми ракетами легла на экипажи эсминца «Настойчивый» и ракетных катеров. После этого корабельная противолодочная ударная группа отработала задачи поиска и уничтожения подводных лодок. Так, несмотря на все трудности, на Балтийском флоте финишировал зимний период боевой подготовки. А его завершающим аккордом должно было стать участие эскадренного миноносца «Настойчивый» в мероприятиях Кильской недели. И в этот момент возникает вопрос, какой корабль сможет достойно представить Россию на учениях НАТО? Ведь времени для какой-то дополнительной подготовки уже нет. Корабль должен быть полностью исправным, сдавшим все курсовые задачи, покрашенным, имевшим отработанный экипаж.

«Бдительный». «Балтопс-93»


Таким кораблем и был СКР «Бдительный», так, кстати, проверенный в море офицерами штаба флота в ходе сбор-похода.

7 июня в 17 часов 20 минут на борт корабля прибыл командующий БФ адмирал В.Г. Егоров, который лично поставил задачи экипажу корабля на период учений «Балтопс-1993». Выход — на следующий день в 18.00. Но надо знать ритм службы в ведущем соединении флота, здесь не бывает одной задачи, их всегда множество, и все они очень разнообразны. Поэтому 8 июня до обеда экипаж провел на боевых постах по сигналу «Учебная тревога» с целью показа корабля слушателям Академии Генерального штаба. В 15.10 начали приготовление к бою и походу, а в 17.50 уже вышли из огражденной и взяли курс в район встречи с кораблями НАТО. Наверное, чтобы российский корабль не заблудился, к нему сразу же приклеился немецкий разведчик FGS А 50 Alster.

«Бдительный». «Балтопс-93»


Конечно же, по всем произведённым докладам сторожевой корабль «Бдительный» был полностью исправен. Но кораблю к этому моменту было более 22 лет, а после ремонта на заводе «Янтарь» уже прошло почти 8 лет. Поэтому техника периодически давала сбои, а проще говоря, ломалась. Особая нагрузка в походах всегда ложилась на личный состав электромеханической боевой части. Так было и в этот раз. Уже через четыре часа после выхода на ходовой пост поступил доклад командира БЧ-5 капитан-лейтенанта Игоря Шеина об аварийной остановке правого маршевого двигателя. Оказалось, забились топливные фильтры. Перешли на левый маршевый. Поскольку он имел ограничения по моторесурсу, весь свободный от вахт личный состав турбомоторной группы под руководством старшего лейтенанта Владимира Пащенко был срочно брошен на промывку фильтров. Через полтора часа неисправность вроде бы устранили и снова перешли на правый маршевый. Однако этот двигатель в течение всего дальнейшего похода постоянно третировал как механиков, так и командира корабля.

К 8 часам утра 9 июня СКР «Бдительный» прибыл в точку встречи с кораблями, участвующими в учениях в районе острова Борнхольм. Первыми были обнаружены два ракетных катера проекта 143 ВМС ФРГ, судя по всему изображавших охранение основных сил. После произведенных докладов на командный пункт своего соединения, Балтийской ВМБ и КП БФ, связались с руководителем учений и по его команде заняли указанную седьмую позицию в ордере. В строю находились американские эсминец DD-989 USS Deyo и фрегат УРО FFG-39 USS Doyle, фрегаты F360 KDM «Hvidbjornen» ВМС Дании и F212 FGS Karlsruhe ВМС ФРГ, литовский МПК F12 Aukstaitis и западно-германская плавбаза A516 FGS Donau. По корме «Бдительного» шли шведские минный заградитель M02 HMS Alvsborg и корабль береговой охраны, а также финский минзаг FNS Pohjanmaa. В это трудно было поверить: до недавнего времени потенциальные противники шли в одном кильватерном строю и по команде с американского эсминца выполняли общие маневры. На ходовом посту нашего корабля зазвучала такая непривычная для российских моряков английская речь. Руководил действиями отряда командир 26-й эскадры эсминцев ВМС США кэптэн Скотт Слокам (Capt. W. Scott Slocum).

Поскольку вопрос об участии нашего корабля в манёврах «Балтопс-1993» решался фактически спонтанно, план учений российской стороне был неизвестен. Его доставили на борт СКР «Бдительный» только после занятия позиции в ордере. Подошёл катер, офицер НАТО передал пакет — получите, распишитесь. Основной задачей нашего корабля в этот день была отработка взаимодействия по связи и удержание заданной позиции: дистанции, курса и скорости.

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: Вид носовой части правого борта фрегата BDITELNY ВМФ России во время тренировки BALTOPS 93. За BDITELNY находится немецкий фрегат FGS Karlsruhe (F-212), далее шведский минный заградитель HMS Alvsborg (М02). Впервые в 22-летней истории BALTOPS для участия в невоенных этапах были приглашены Эстония, Латвия, Литва, Польша и Россия. Автор фото и подписи коммандер Натан Джонс (CDR Nathan Jones).

Время от времени строй боевых кораблей обходили четыре немецких ракетных катера, проносились истребители с опознавательными знаками стран НАТО, кружили датские и шведские вертолёты.

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: ракетные катера ВМС ФРГ проекта 143 во время тренировки BALTOPS '93. Ближайший — Орлан (P6118). Автор фото и подписи коммандер Натан Джонс (CDR Nathan Jones).

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: Во время тренировки BALTOPS '93. На переднем плане шведский минный заградитель ALVSBORG (М-02), в центре — германский фрегат FGS Карлсруэ (F-212), справа эсминец USS Deyo (ДД-989) и слева русский Krivak -1 фрегат BDITELNY. Автор фото и подписи коммандер Натан Джонс (CDR Nathan Jones).

Ещё одной задачей, отрабатываемой на учениях, стала передача личного состава с помощью плавсредств и вертолетов. В первый же день на катере, спущенном с борта DD-989 USS Deyo, на американский эсминец убыли старший похода — начальник штаба 128-й бригады надводных кораблей капитан 1 ранга О. Демьянченко, командир СКР «Бдительный» капитан 3 ранга А. Егоров и несколько офицеров походного штаба. «В этот день мне впервые довелось побывать на борту американского корабля, — рассказывает сегодня капитан 1 ранга запаса Алексей Владимирович Егоров. — Кое-что в сравнении с нашим укладом службы понравилось, что-то — нет. Многое из увиденного хотелось бы привнести в российский флот, поскольку эсминец Deyo в то время был носителем многих передовых технологий как в кораблестроении, так и в оружейном и техническом оснащении. Начиная от негорючего и непачкающегося покрытия палубы в коридорах (где у нас был обычный линолеум) и заканчивая мощнейшими компьютерными системами, установленными на главном командном пункте, и позволявшими отслеживать и наглядно показывать обстановку в Мировом океане в режиме реального времени».

Нашу делегацию на борту USS Deyo встречал командир американского корабля коммандер Джон Лэйн Вильсон (CDR John Lane Willson). Российские офицеры мгновенно были разделены на две группы, для которых были предусмотрены разные программы пребывания. Офицерам походного штаба — попроще, командованию — особая. «Сначала мне и капитану 1 ранга О. Демьянченко организовали экскурсию по кораблю. Показали практически всё — от «святая святых» — ГКП, ходового поста, ракетных и артиллерийских погребов до бытовых условий жизни — кают, камбуза, столовой и кают-компании. Затем мы были приглашены на обед в салон флагмана с участием командира 26-й эскадры эсминцев ВМС США кэптэна Скотта Слокама (Capt. W. Scott Slocum). Общались через прибывшего с нами переводчика. Разговор шел непринужденный, в основном на темы, не связанные с политикой, — семья, дети и тому подобное. Командир американского эсминца заявил, что для российских гостей он сам лично сварил свой фирменный суп — сырно-бобовый. Конечно, все хвалили — искусству дипломатии обучают всюду. Стол ломился от разнообразных закусок, а из спиртного — только красное вино, которое разливал, опускаясь при этом на одно колено, немолодой уже стюарт. Видимо, у американцев была такая интересная традиция».

А в это время к «Бдительному» прибыл катер минного заградителя Alvsborg, с которого на борт нашего корабля поднялись 5 шведских офицеров, а такое же количество офицеров российского корабля убыло на этом же плавсредстве к шведам. На родные корабли делегации вернулись к 18 часам. После ужина отряд кораблей продолжил движение по запланированному маршруту, отрабатывая маневрирование в строю. При этом оказалось, что и германские корабли порою портят экологию Балтики — в 18.25 вахтенный офицер «Бдительного» старший лейтенант Андрей Голяков обнаружил нефтяное пятно размерами 20 х 50 м за новейшей плавбазой ВМС ФРГ A516 FGS Donau.




«Бдительный». «Балтопс-93»

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: ночное маневрирование на учениях «Балтопс-1993». В кадре эсминец USS Doyle и сторожевой корабль «Бдительный».

На следующий день к участникам учений присоединились польское спасательное судно Lech, еще один литовский МПК F11 Zemaitis и западно-германский танкер Rhon A 1443.

«Бдительный». «Балтопс-93»

«Бдительный». «Балтопс-93»

«Бдительный». «Балтопс-93»


В 08.42 10 июня СКР «Бдительный» занял позицию №8 в правом ордере с пеленгом 90-100 на уравнителя и дистанцией 3-6 кабельтовых. После недолгого маневрирования корабли застопорили ход и продолжили обмен делегациями. В этот день экипажу российского корабля пришлось нелегко. С очень небольшими промежутками времени на борт «Бдительного» начали прибывать группы офицеров, старшин, матросов с кораблей-участников учений. Первыми прибыли 10 шведских офицеров и журналистов, затем — 10 человек с немецкого фрегата, следом — 14 американских моряков. Немного погодя над российским кораблем завис датский корабельный вертолет, с которого по шторм-трапу спустились три датских офицера. И каждую делегацию необходимо было встретить, организовать экскурсию по кораблю, обеспечить встречу-общение с представителями нашего экипажа, чай-кофе, а некоторым и рюмку-стакан. При этом исключить возможность увидеть что-либо негативное или секретное, а обеспечить показ всего наилучшего и передового. Задачка не из простых! Одновременно на корабли НАТО убывали равнозначные группы российских моряков.

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: встреча моряков НАТО на борту СКР «Бдительный». Первый слева — командир корабля капитан 3 ранга А. Егоров.

Всё это порою осложнялось менталитетом прибывающих. Например, делегацию дисциплинированных немцев по прибытии построил на юте старший группы, скомандовал «Равняйсь, смирно!» и произвел непонятный, но четкий доклад встречавшему офицеру. Зер гут! С ними сразу начали работать назначенные члены экипажа. А следом появляются американцы. Взойдя по трапу на борт «Бдительного», 14 моряков мгновенно разбежались по кораблю, воспользовавшись всеми дверями и люками, имеемыми на юте. Собирали их силами специальных летучих групп, а последнего нашел в своей каюте замполит — сержант, сидя на коечке, бренчал на гитаре и улыбчиво предлагал: «Чейнч!» К этому моменту у замполита настроение позволило отыскать только одно слово из английского лексикона: «Get up!», остальные слова были русскими.

А в это же время экипаж польского вспомогательного судна Lech во взаимодействии с базовыми вертолетами Ми-14 показал действия по спасению упавшего за борт человека, а аварийная группа минного заградителя Alvsborg — учения по борьбе за живучесть корабля. Вот как об этом рассказывал на страницах газеты «Страж Балтики» корреспондент газеты «Красная звезда» капитан 2 ранга Валерий Громак: «...Американским и российским военным морякам, наблюдавшим за действиями шведской аварийной партии, переводчик не требовался: все было понятно без слов. «Моряки понимают друг друга по тому, как они действуют»,— скажет мне чуть позже командир шведского корабля. Надо отдать должное шведским матросам из аварийной партии. Во время учения возникла незапланированная ситуация: при вырубке аварийного люка (его имитировала металлическая бочка) был пробит пожарный гидрант, и нам под ноги хлынула вода вперемежку с мазутом. Шведы действовали хладнокровно: быстро заменили шланг и продолжили учения. Нам же в дальнейшем по палубе пришлось передвигаться как по льду». Рассказывая о других посещениях российскими моряками кораблей НАТО, военный журналист отмечает: «К примеру, капитан 3 ранга Евгений Терентьев осмотрел заведование электромеханической боевой части американского эсминца «Дейо», старший помощник командира СКР «Бдительный» капитан-лейтенант Владимир Крикун ознакомился с организацией службы на немецком фрегате «Карлсруэ», корабельный доктор старший лейтенант Александр Белый на шведском корабле встретил доктора американского эсминца, а затем на борту «Бдительного принимал немецкого коллегу».

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото слева: на ходовом посту СКР «Бдительный» в ходе учений «Балтопс-1993».

На фото справа: экскурсию по кораблю проводит старший лейтенант Олег Дроздов.

В 14.10 на сторожевой корабль «Бдительный» прибыли командир 26-й эскадры эсминцев ВМС США кэптен Скотт Слокам (Capt. W. Scott Slocum), начальник штаба этой эскадры коммандер Джон Сарао и командир эсминца Deyo коммандер Джон Вильсон (CDR John Lane Willson). В гостях они провели более полутора часов. За обедом в кают-компании офицеров дипломатически подкованные американцы выражали радость от взаимодействия с новыми друзьями, восхищение доброжелательностью, энтузиазмом и высоким профессионализмом российских моряков, надежды на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Так как на российских надводных кораблях вино не выдается — употребляли русскую водку. Гости раскрепостились неслабо. И на послеобеденном кофе-перекуре один из американцев попросил дать попробовать сигарету «Прима», о крепости которой был наслышан. С удовольствием угостили. Закурил, закашлялся — крепка! Поэтому при завершении встречи всем вручили памятные сувениры, к которым было добавлено по пачке «моршанской» «Примы» (кто курил — оценит). Затем — фотографированием на юте корабля.

«Бдительный». «Балтопс-93»

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: командир 26-й эскадры эсминцев ВМС США кэптен Скотт Слокам (четвертый слева) на палубе российского корабля.

«...Тёплая солнечная погода, отличное море и армада боевых кораблей под различными флагами — картина, достойная кисти художника-баталиста. Совместное плавание строями, маневрирование в строях и ордерах, учение по связи, заправка от танкера на ходу... Во время заправки от танкера Rhon эсминца Deyo и фрегата Karlsruhe группа российских офицеров находилась на борту немецкого фрегата и могла вблизи наблюдать за действиями экипажей. Для специалистов сообщу: от времени подачи с танкера проводника до момента начала заправки прошло 17 минут. А вся операция заправки заняла 45 минут»,— так описал свои впечатления корреспондент газеты «Красная звезда» капитан 2 ранга Валерий Громак.

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: эсминец DD-989 USS Deyo на ходу заправляется топливом от германского танкера Rhon A 1443. Автор фото и подписи коммандер Натан Джонс (CDR Nathan Jones).

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: в посту энергетики и живучести (control room) F212 FGS Karlsruhe ВМС ФРГ.

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: российские и американские офицеры наблюдают за действиями F212 FGS Karlsruhe ВМС ФРГ с сигнального мостика СКР «Бдительный».

Неполные трое суток на учениях «Балтопс-93» для экипажа сторожевого корабля «Бдительный» пролетели быстро. Впечатлений хватило всем, удалось и на других посмотреть и себя показать. Но в завершении фазы участия российского корабля в маневрах НАТО американцы сумели преподнести россиянам сюрприз, а может быть, и наглядный урок того, как надо любить своё государство и как надо относиться к государственным символам.

В 23.00 начался парад кораблей, участвовавших в учениях. В течение получаса каждый корабль с построенным вдоль борта экипажем торжественно проходил вдоль кильватерного строя кораблей-участников, сопровождаемый бравурными маршами, транслируемыми по верхней палубе. Последним шел эсминец DD-989 USS Deyo. Развевавшийся над ним американский флаг был огромных размеров, создавалось впечатление, что он больше некоторых кораблей, находящихся в строю. Ощущения невероятные.

После парада СКР «Бдительный» вышел из отряда кораблей и до утра 11 июля находился в свободном плавании, направляясь в следующую точку рандеву с участниками учений. К 08.00 были в указанной точке, а уже в 09.00 было получено разрешение от руководителя «Балтопс-93» окончить совместные маневры и следовать в базу. На всякий случай на корабле была сыграна учебная тревога и в очередной раз отработаны действия в ходе корабельного боевого учения «Атака подводной лодки с комбинированным применением противолодочного оружия». После чего взяли курс в базу и в 16.50 ошвартовались к 65-му причалу военной гавани. Первичный доклад по результатам похода принял на борту корабля командир Балтийской эскадры вице-адмирал В.И. Литвинов. Так завершилось первое участие российского корабля в учениях Североатлантического альянса.

А силы НАТО продолжили уже военную фазу учений, включающую ракетные и артиллерийские стрельбы, оказание огневой поддержки высадке десанта и тому подобное. По окончании манёвров все корабли — участники «Балтопс» зашли в Германию для участия в праздновании Кильской недели. Одна Россия была представлена не участвовавшим в учениях эскадренным миноносцем «Настойчивый», который с 19 по 26 июня нанёс визит в немецкий город Киль. Экипаж эсминца принял участие в выставке военно-морской техники и оружия, смог познакомиться с жизнью и службой германских, американских, бельгийских и голландских моряков.

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: старший похода ЭМ «Настойчивый» контр-адмирал В. П. Комоедов на борту эсминца DD-989 USS Deyo. Крайний слева — командир 26-й эскадры эсминцев ВМС США кэптен Скотт Слокам (Capt. W. Scott Slocum). Автор фото коммандер Натан Джонс (CDR Nathan Jones).

«Бдительный». «Балтопс-93»


На фото: командир 26-й эскадры эсминцев ВМС США кэптен Скотт Слокам (Capt. W. Scott Slocum) общается с русским офицером на борту эсминца DD-989 USS Deyo. Мичман 2-го класса Кристофер Акинс (в центре) выступает в качестве переводчика. Автор фото и текста коммандер Натан Джонс (CDR Nathan Jones).

С той поры прошло уже более двадцати двух лет. 19 раз корабли ВМФ России участвовали в манёврах «Балтопс». Сегодня анализ проведенных учений, подтекста их замыслов побуждает к размышлениям о том, в каком мире мы живем, кто нас окружает и какова цена заверений США и НАТО о партнерстве с Россией.

После окончания «холодной войны» в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. В 2009 г. в состав НАТО вошли Хорватия и Албания.

В целом, анализируя состав участников и целевую направленность учений «Балтопс», проведенных в последние годы, можно предположить, что руководство США и НАТО при обострении военно-политической обстановки рассматривает Балтийскую морскую зону районом формирования мощной ударной группировки сил для действий в восточном направлении. А в настоящее время идет отработка действий по этому сценарию как на море, так и на берегу. Так, в ходе учений «Балтопс-2013» и «Сейбр страйк-2013» под благовидным предлогом подготовки к миротворческой операции были отработаны элементы операции на Европейском ТВД с переброской войск США и НАТО на территорию стран Балтии и их развертыванием в назначенных районах в непосредственной близости от российских границ. Зачастую эти учения сопровождались нагнетанием в СМИ стран Балтии и Польши атмосферы страха среди населения в связи с «угрозой с востока», то есть от Российской Федерации. Эти учения войск (сил) НАТО у российских границ объективно снижают безопасность России на ее западных рубежах и требуют к себе пристального внимания.