Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич



Одной из наиболее ярких личностей в целой плеяде офицеров, в разные годы командовавших «Бдительным», безусловно, является Лев Николаевич Шевченко. Мужественный, жизнерадостный человек, грамотный, эрудированный офицер, требовательный и заботливый командир.
Проявляя недюжинное самообладание, он в критических ситуациях не раз спасал корабль и его экипаж. Одинаково умел быть строгим начальником и галантным флотским офицером. Всю свою жизнь Лев Николаевич преданно хранил любовь к своей семье, морю и корабельной службе. Капитан-лейтенант Л.Шевченко был назначен командиром сторожевого корабля «Бдительный» в сентябре 1978 года и командовал им четыре года. Именно на этот период пришлись многие яркие и значимые в истории сторожевого корабля учения и походы в Средиземное и Северное моря, Северную Атлантику и на Кубу. Лев Николаевич был человеком той удивительной эпохи, когда офицерам на флоте оказывалось высокое доверие. Командовать кораблями второго ранга назначали капитан-лейтенантов. Это открывало перед ними широкие перспективы служебного и профессионального роста.

А начиналась дорога Льва Николаевича к командирскому мостику самого современного на конец 70-х годов корабля Балтийского флота вдали от седых волн Балтики.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: Лева с отцом военным врачом старшим лейтенантом Николаем Савельевичем Шевченко.

Родился Лев Шевченко в селе Сергеевка Пограничного района Приморского края. Затем семья переехала в город Шахты Ростовской области. Здесь Лев Николаевич познакомился со своей будущей супругой Марией Дмитриевной. О том, каким морской офицер Шевченко был вне службы, лучше нее, пожалуй, никто и не расскажет.

Вспоминает Мария Дмитриевна Шевченко:

— Познакомились мы с Лёвой в 1966 году. Я училась в десятом классе средней школы, а Лев Николаевич уже работал на заводе. Так получилось, что еще за год до этого он вместе с другом поехал поступать в Каспийское высшее военно-морское училище. Лев Николаевич успешно сдал экзамены и был зачислен на первый курс, а вот его друг не прошел по конкурсу. В знак солидарности Лёва забрал документы и вернулся с товарищем обратно домой. Устроился работать слесарем на машиностроительный завод. Предприятие выпускало детали для двигателей. Так что Лев Николаевич прошел неплохую трудовую школу.

Я была школьной активисткой, заведовала культмассовым сектором. Неудивительно, что у меня было много друзей среди девушек и ребят. Молодых, красивых, интересных. Но Лев Николаевич все же выделялся из них. В нем чувствовались сила и характер. Он был веселым, компанейским человеком, очень любил юмор. Впоследствии у нас дома всегда лежала подшивка свежих номеров советского юмористического журнала «Крокодил». Также он был очень начитанным молодым человеком и любил петь песни. Мне с ним было легко и интересно.

Однако мечта о море ни на минуту не оставляла Льва Шевченко. Неудивительно, что через год он вновь отправился поступать в Каспийское высшее военно-морское училище на штурманский факультет. Когда Лёва поехал в Баку, я отправилась сдавать экзамены на гидротехническое отделение Новочеркасского инженерно-мелиоративного института. Забегая вперед, скажу, что дипломы о высшем образовании мы получали одновременно в 1971 году.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: беззаботная юность в Каспийском высшем военно-морском училище (справа Лев Шевченко).

Пока учились я в институте, а он в училище, переписывались, как старые друзья. Иногда встречались во время каникул в Шахтах. Компания общих знакомых была большой и дружной. Весело проводили время: ходили в кино, театр, на танцы. Ближе к окончанию учебы стали понимать, что уже не можем друг без друга. Когда Лёва поехал по распределению в Балтийск, я также по распределению отправилась в Абакан. Еще целый год нас связывали лишь письма, в которых между строк, рассказывающих об обычных буднях, все более явно звучали слова любви. Так, однажды в переписке мы и договорились о свадьбе.

Через год я приехала в отпуск, и мы поженились. Свадьбу сыграли в городе Шахты. Поскольку Лев Николаевич уже был офицером, то заявление приняли быстро. 27 августа 1972 года он прилетел, а 9 сентября сыграли свадьбу. Через неделю, собрав небольшой багаж, уже вдвоем мы отправились к первому месту службы мужа на Балтийский флот. Так как у Лёвы оставалось пару недель отпуска, то дней на шесть задержались в Калининграде. Решили остановиться во флотской гостинице на улице Богдана Хмельницкого. Ее директором оказалась мама жены Лёвиного друга по училищу — Роза Павловна. Дело в том, что перед тем как поехать на свою свадьбу, Лев Николаевич успел побывать на свадьбе однокашника.

Женщина приняла самое деятельное участие в решении наших проблем. В столицу янтарного края мы приехали в воскресенье. Номеров нет. Позвонили Розе Павловне. Она тут же приехала и дала ключи от своего кабинета, при этом добавив: «Размещайтесь пока здесь, а завтра решим вашу проблему».

За неделю мы близко познакомились с Калининградом. Побывали в театре, посетили зоопарк. К моменту прибытия в Балтийск мичман с Лёвиного корабля подыскал нам комнату в коммунальной квартире. Помню, как только мы приехали на вокзал, я сразу же пошла в хозяйственный магазин и купила все необходимое для налаживания нормального быта. Багаж ожидался только через неделю. Заселились уже под вечер, а рано утром муж ушел на корабль. Я осталась одна в городе, который толком не видела.

Жили мы на улице Подгорной, у кинотеатра «Шторм», в квартире немецкого домика, на первом этаже. Я человек активный, после короткого знакомства сразу обратилась к хозяйке: «Покажите мне город». Она согласилась. Пока шли по улице, раз шест менялась погода: то дождь, то солнце. Я говорю, да что ж у вас за климат такой?

В домашних хлопотах пролетели два дня. О муже ни слуху ни духу. Я решила, что в четырех стенах сидеть, нужно идти искать работу. Начальник местного УНР Марк Константинович Михайлин, узнав, что я дипломированный гидротехник, сказал, что я не совсем по адресу обратилась. И посоветовал поискать работу в морской инженерной службе Балтийской ВМБ. Вроде там требуется специалист. Так оно и получилось. Как дипломированный гидротехник я устроилась в морскую инженерную службу БВМБ. Меня представили инженеру — гидротехнику Марии Лукиничне Колесниковой Она спросила: «Где твой муж?». Я пожала плечами: «Понятия не имею». «А кто командир?» — не унималась Мария Лукинична. «Рузин? Нет проблем, сейчас найдем». И в самом деле нашла. Вызвали мужа к телефону. Он удивился. Жена два дня в Балтийске и уже так освоилась!

Как оказалось, корабль, на котором служил Лев Николаевич, становился в ремонт. Но перед этим он был должен выработать моторесурс, потому трое суток находился в море. Мария Лукинична поговорила с командиром корабля, и моего супруга отпустили на берег.

 
Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: блиц-интервью лейтенанта Л.Шевченко газете «Страж Балтики» (декабрь 1971 года).

Хотя я читала книги, рассказывающие о жизни офицеров, но до конца не представляла, что нас ожидает в реальности. Служба отнимала у супруга практически все время. Зачастую Лев Николаевич приходил домой в 12 ночи, а в 6 утра ему нужно было снова возвращаться на корабль. Выходных практически не было. Жили от отпуска до отпуска. Но когда Лёва приходил домой, я старалась сделать все, чтобы он мог отдохнуть в тепле и уюте родного очага. К появлению мужа частенько готовила его любимый наваристый борщ и блинчики. Даже если не была уверена, что Лёва сегодня придет, знала, к его появлению в доме все должно быть готово. В случае если мужу не удавалось уйти со службы, еду отдавала соседским мальчишкам. Семья у хозяйки квартиры была небогатая, но многодетная.

Позже я устроилась работать в Калининграде. Пять дней в неделю на дизеле, который оправлялся из Балтийска в 6.30 утра, приходилось добираться до областного центра. Вставать нужно было еще раньше. Вспоминаю такой случай. Однажды я все-таки проспала. На часах уже где-то 6 утра. Через полчаса поезд! Здесь на выручку пришел Лев Николаевич. Несмотря на то, что ему самому надо спешить на корабль, Лёва впереди меня побежал на вокзал. Путь по спящему в предрассветной мгле городу он освещал фонариком. И все-таки успел. Задержал на пару минут отправление дизеля, пока я не впрыгнула на подножку, а сам развернулся и пошел на службу.

В 1975 году Льва Николаевича на 10 месяцев послали на учебу в Ленинград на Высшие специальные офицерские классы ВМФ. Я уволилась с работы и поехала с мужем. Свободного времени у него теперь было гораздо больше. В отличие от Балтийска по вечерам он приходил домой. Пребывание в Ленинграде мы посвятили изучению достопримечательностей этого удивительного города, ходили в театры, на выставки, в музеи. Уже по возвращении в Балтийск выяснилось, что в нашей семье ожидается прибавление. Муж был несказанно счастлив.

Хотя мы ждали дочку, но 30 января у нас родился сын Денис. Но как часто случается в семьях военных моряков, в день, когда на свет должен был появиться наш первенец, Лёва находился в море. Он тогда уже командовал малым противолодочным кораблем. К рождению ребенка МПК должен был вернуться в Балтийск. Но что такое Балтика зимой — непрекращающиеся шторма. В общем, зашли в гавань они значительно позже, чем планировалось...

На дворе январь. Я в коммуналке одна. Начались схватки. Телефона нет. До утра дотерпела, а с рассветом отправилась в больницу. Как раз в этот момент корабль мужа ошвартовался в военной гавани Балтийска. Так что, когда сын появился на свет, Лёва находился почти рядом. Когда Льву Николаевичу сообщили о рождении ребенка, он, словно мальчишка, от счастья перед окнами больницы встал на руки головой прямо в сугроб. Лёва был сильным, спортивным человеком — еще в школе занимался гимнастикой и мог свободно ходить на руках. Встречал нас с ребенком тепло и красиво: цветы, поздравления, машина. Но как только привез домой, сразу ушел на корабль. Служба. Я осталась с мамой, которая по такому важному случаю на две недели приехала в Балтийск. Когда Денису исполнилось два месяца, мы получили двухкомнатную квартиру на втором этаже первой военной девятиэтажкки. Как всегда, все случилось неожиданно. Я пришла с ребенком после прогулки, искупала его, лежу комлю. Врывается Лев Николаевич: «Марья, мы переезжаем!» «Как? — спрашиваю. — Время полдесятого. У меня ничего не собрано». Муж даже рассуждать не стал: «Я завтра ухожу в море, разговаривать времени нет. Моряки помогут собраться. Корми ребенка, клади его в коляску и отправляйся пешком на улицу Ленина, 67». Повезло, что ветра не было и стоял легкий бодрящий морозец. Пока я пешком добралась до дома, все имущество моряки уже перевезли на новую квартиру. Все комнаты заставлены коробками, разобранной мебелью. Ужас. К тому же на следующий день заболел ребенок. Вызываю врача. Она, перепрыгивая через нагромождение вещей, с трудом добралась до малыша. Но разве на мужа за это можно обижаться? Служба была важным местом в жизни Льва Николаевича. Не он виноват в том, что не смог навести при переезде порядок. Его ждали экипаж, корабль, море.

Лев Николаевич был очень аккуратным человеком. Еще с училища все знали, если Шевченко идет в увольнение, то брюки у него отглажены идеально, ботинки просто сверкают на солнце. Он считал, что порядок должен быть во всем. Однажды у нас произошел такой случай. Я как-то вышла гулять утром с ребёнком. Проходя мимо дома, заметила свет в окне горит. Странно, вроде выключала? Поднялась в квартиру, а там Лёва, засучив рукава, полы моет. Видно, в штаб вызывали, а на обратном пути заглянул домой, а там нет должного порядка. Меня увидел и давай поучать, как так! Я внимания не обращаю. Мне важно ребенка покормить. Он убрал квартиру, поворчал, хлопнул дверью и отправился на службу, корабль должен был выйти в море. Домой появился только через неделю. О ссоре не осталось и воспоминаний.

Лёва был очень внимательным, заботливым мужем. Всегда дарил цветы. А в советское время их достать было не так уж и просто. В Балтийске цветы и вовсе являлись дефицитом. Особенно в преддверии 8 Марта. Но Лев Николаевич, когда командовал кораблем, со своим заместителем по политической части придумали такой способ порадовать жен членов экипажа корабля. За пару недель до наступления праздника 8 Марта он оправлял моряка — уроженца одной из солнечных южных республик в отпуск. Причем с обязательным условием — привезти цветы. Когда в стране настало время дефицита, уж не знаю, как там все удавалось, но Лев Николаевич отряжал одного из своих мичманов на задание. Где-то там договаривались с частниками, забивали свинью, привозили ее обожжённую и делили мясо между всеми членами экипажа. На мой взгляд, подчиненные любили его как командира. Многие матросы и старшины поле увольнения еще долго присылали ему фотографии, писали письма, рассказывали, как сложилась их дальнейшая судьба.

Когда у Льва Николаевича появлялась редкая возможность бывать дома, он много времени уделял сыну. Вдвоем они часами строили из кубиков крепости, конструировали и запускали детскую железную дорогу. Когда Денис немного подрос, стали ездить на рыбалку. Хотя это случалось раза 3-4 в год.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: Лев Николаевич с сыном Денисом.

Помню, как-то в выходной день на катере всей семьей отправились на Балтийскую косу порыбачить, а заодно и грибов насобирать. Когда подходили к берегу, то намотали на винт браконьерский бредень. Вытащили его, а там в лучах солнца извиваются огромные угри. Мы тогда и сами наловили много рыбы, сварили уху. От души ее поели, морякам на корабль отнесли. Но как это часто случалось, не успели мы с рыбалки вернуться, муж сразу на корабль убыл. Грибы я с вечера высыпала в ванну, залила водой. Думаю, утром разберу. С рассвета заглянула в ванну, а там среди маслят и подберезовиков угорь плавает. Как он туда забрался, непонятно. Звоню мужу: «Лева, выручай!» Он в ответ: «Ты понимаешь, куда звонишь! Я же на службе!» Я категорично: «Ничего знать не хочу и очень боюсь. Выручай!» Супруг прислал мичмана, который выловил угря, завернул его в пакет и отправил в морозилку. Лев Николаевич был очень заботливым мужем. Несмотря на то, что Лёву я видела редко, его забота о семье ощущалась постоянно.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: Лев Николаевич с сыном и детьми сослуживца по соединению Александра Рожко.

Как-то в очередной раз Лёва на полгода ушел в море. Спустя некоторое время я ему сообщение отправила, что ждем его уже втроем. Когда он вернулся, я на шестом месяце беременности была, а в 1981 году у нас родилась доченька Юля. Ее он любил еще больше, чем Дениса. Однако, оставаясь на выходной дома, особенно если на дворе была ненастная погода, муж мог часами рассказывать сыну о становлении Российского флота, деяниях Петра I, дальних океанских походах и великих морских сражениях. Всячески настраивал Дениса на будущую морскую службу.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: дружная семья.

Неудивительно, что сын после 8-го класса поступил в Нахимовское училище. Затем Денис год отучился в Калининградском высшем военно-морском училище, но потом вдруг бросил учебу. Не его стезя. Так и сказал: «Мама, я не отец. У меня должен быть свой выбор».

А еще муж очень любил читать. Его настольной книгой была повесть Валентина Пикуля «Капитальный ремонт». Она и сегодня хранится в доме как семейная реликвия. Лёва, когда уезжал в госпиталь в последний раз, попросил: «Мать, подай мне, пожалуйста, книгу Пикуля «Из тупика». К сожалению, для него самого выхода из жизненного тупика не оказалось...

Многие офицеры дивизии надводных кораблей были знакомы с Львом Николаевичем лично. Некоторые ходили с ним на боевые службы. Видели его в деле. Знали, что Шевченко в трудную минуту не подведет. У старших начальников он всегда вызывал заслуженные самоотверженным ратным трудом доверие и уважение.

Вспоминает адмирал Владимир Егоров:

— Как это не парадоксально прозвучит, но у военных тоже есть сердечная привязанность к людям. И к числу офицеров, с которыми мне было комфортно служить и на кого я всегда мог положиться, относился Лев Николаевич Шевченко. Я знал его еще по должности старшего помощника командира сторожевого корабля «Бдительный». Это был очень перспективой офицер. Рассудительный, тактичный. Он никогда не позволял не то что грубости, но даже и просто пренебрежительного, высокомерного отношения к подчиненным. Человек с легким характером, Лев Николаевич был душой коллектива, что для экипажа корабля, многомесячно выполнявшего задачи вдали от родных берегов, крайне важно. Боевой корабль — это особый организм. И если командир сплачивает вокруг себя людей, то корабль, его экипаж достигают больших успехов...

Будучи командиром бригады ракетных кораблей, Владимир Григорьевич Егоров всегда сам писал аттестации на командиров. У него до сих пор хранится книжка, которую будущий командующий Балтийским флотом начинал вести в 1977 году. В ней он карандашом, чтобы потом можно было подкорректировать, фиксировал данные на всех офицеров и мичманов 128-й бригады. Для каждого из них записывал служебные перспективы. Конечно, как они ему самому виделись. В этой книжке немало известных на флоте, в Калининградской области и за ее пределами фамилий. Среди этого списка есть и капитан 2 ранга Лев Николаевич Шевченко.




— Характеристики, которые я давал командирам кораблей, не подлежат никакой девальвации, — говорит сегодня Владимир Григорьевич. — По прошествии многих лет иногда перечитываю свои записи. Знаете, я бы и сегодня написал то, что сделал несколько десятилетий назад. Это в полной мере относится и к командиру СКР «Бдительный» Льву Шевченко.

Лев Николаевич очень ценил мое доверие. Впрочем, над ним не требовалось никакой опеки. Это был грамотный, самостоятельный командир. Умело руководил экипажем, грамотно управлял маневром корабля. В общей сложности я семь лет командовал бригадой. Конечно, у меня перед глазами прошло много командиров. Лев Николаевич был одной из звездочек, которые должны были зажечься еще ярче. Впоследствии многие командиры кораблей нашей бригады стали адмиралами, командовали соединениями и объединениями на различных флотах. Я был полностью уверен, что Лев Николаевич также станет адмиралом. Параметры его служебной деятельности в сочетании с человеческими чертами давали полное основание полагать, что он входил в пятерку наиболее грамотных командиров кораблей соединения, которые в любой момент могли решить самую сложную задачу.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: аттестация на капитана 3 ранга Л.Н.Шевченко, написанная рукой командира соединения капитана 1 ранга В.Г.Егорова.

Вспоминаю поход отряда кораблей Балтийского флота 1977-1978 гг. Это была моя первая боевая служба в должности командира бригады. Отряд состоял из сторожевых кораблей «Бдительный», «Дружный» и танкера «Лена», выполнял задачи в Средиземном море. А надо сказать, что свой флаг я держал на «Бдительном», поэтому в течение полугода мог ежедневно наблюдать за действиями офицеров этого корабля, оценивать их с профессиональной точки зрения. В первую очередь командира — Николая Николаевича Новожилова, старшего помощника командира Льва Николаевича Шевченко, заместителя по политчасти Александра Ивановича Кутеко.

 
Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: старший помощник командира СКР «Бдительный» капитан-лейтенант Л.Н.Шевченко с командиром корабля капитаном 3 ранга Н.Н.Новожиловым (Куба, 1978 год).

Это была необычная боевая служба. Мы из Средиземного моря, как потом оказалось, в порядке подготовки к походу на Кубу совершили переход в Севастополь. Тогда отряд кораблей Балтийского флота впервые проходил черноморскими проливами. В Севастополе мы пробыли 10 дней.

Затем совершили переход на Кубу. Кстати, на Остров свободы должен был прилететь главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. В походе нам пришлось пережить уникальную и вместе с тем очень непростую ситуацию, когда на СРК «Бдительный» из четырех двигателей лишь один оставался в рабочем состоянии. Для нас это явилось полной неожиданностью. Корабль покидал гостеприимную гавань Севастополя абсолютно исправным, готовым к океанскому переходу. Отряд успешно миновал Средиземное море, прошёл Гибралтар, как вдруг один за другим стали выходить из строя двигатели. Вначале отказал маршевый двигатель, а он обеспечивал ход 14 узлов и экономный расход топлива. Затем встал второй маршевый двигатель. Мы перешли на работу форсажного. Расход топлива, естественно, увеличился. Однако следовавший с нами танкер позволял вовремя пополнять его запасы. Но когда отказал и третий двигатель, пришлось срочно корректировать план похода.

Конечно, мы попытались при помощи инженеров, механиков восстановить силовые установки. Даже пригласили с СКР «Дружный» командира БЧ-5 Самарина. Вместе с командованием «Бдительного», специалистами электромеханической боевой части стали обсуждать дальнейшие действия, искать, в чем причина поломок и как устранить отказ хотя бы одного из двигателей. Оказалось, проблема в шестеренках. Извлекли одну из них. Выточили и установили новую. Двигатель проработал недолго. Буквально через 45 минут новая шестерня была съедена. Сталь оказалась не закаленной.

Я как командир похода взял на себя ответственность и не доложил о неполадках на командный пункт. Ведь это грозило срывом поставленной задачи. В этой сложной обстановке командование СКР «Бдительный» приложило все возможные усилия для сохранения в экипаже нормального морально-психологического климата, уверенности у военнослужащих в том, что поход будет продолжен и корабль обеспечит визит главкома ВМФ на Кубу. И здесь одну из ключевых ролей сыграл Лев Николаевич Шевченко. По характеру внешне мягкий человек в экстремальных ситуациях он всегда действовал решительно, жестко отстаивал свою позицию. При этом заряжал оптимизмом окружающих.

Стали более детально разбираться в ситуации. Капитан 3 ранга Шевченко был твердо уверен в том, что мы должны самостоятельно найти выход из положения. В конечном итоге так все и получилось. Вместе с механиками мы при помощи сварки смогли внести небольшие изменения в конструкцию двигателя, и он заработал. Правда, увеличился расход масла, но его запасов на танкере нам вполне хватало. Затем постепенно ввели в строй и оставшиеся два двигателя. Отряд кораблей Балтийского флота успешно дошел до Кубы и утром ошвартовался в Гаване. Вечером того же дня на Остров свободы прилетел главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков. На следующий день он прибыл на корабль, обошел его и спросил: «Где флаг держишь?» Отвечаю: «На «Бдительном!»

Сергей Георгиевич по секрету сообщил, что пригласил посетить один из наших кораблей главу Кубы Фиделя Кастро. «Какой корабль достоин принять у себя на борту лидера дружественного государства?» — поинтересовался главком. Не задумываясь, я ответил: «Там, где флаг держу!» Сергей Георгиевич сказал хорошо и добавил, что вместе с высоким гостем подъедет к 18 часам. Но попросил об этом никому не сообщать. Как известно, на Фиделя Кастро уже было много покушений и меры безопасности соблюдались строжайшие.

Прибыв на борт «Бдительного», лидер кубинской революции, главком ВМФ с группой адмиралов в течение часа совершили обход корабля. Сторожевик гостям понравился. А как известно, выше оценки главкома на флоте быть не может. И немалую роль в том, что СКР «Бдительный» успешно сдал этот экзамен, сыграл старший помощник командира корабля Лев Николаевич Шевченко. Он отвечал за флотский порядок на борту, идеальный внешний вид моряков, блеск и чистоту корабельного интерьера, оборудования и вооружения. Не зря на флоте есть поговорка: «Корабль отличный — командир хороший, корабль плохой — старпом виноват». Покидая «Бдительный», адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков сообщил, что принял решение еще на месяц задержать корабли на Кубе, чтобы они посетили другие порты Острова свободы.

Могу сказать, что во время боевой службы экипаж сторожевого корабля работал слаженно, как один живой, полный энергии организм. Лев Николаевич являлся отличным организатором. Человек, излучающий оптимизм, уверенность, надежность, он никогда не жаловался на трудности. Я не слышал, чтобы он сказал, что ему или экипажу тяжело. Хотя нагрузки на людей порой были запредельными...

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: офицеры СКР «Бдительный» с женами и детьми после дальнего похода (справа шестой — капитан-лейтенант Л.Шевченко, с ребенком на руках — Мария Дмитриевна Шевченко) 1978 год.

Вспоминает капитан 1 ранга запаса Сергей Ганин:

— На СКР «Бдительный» я прибыл в августе 1979 года в качестве командира стартовой батареи БЧ-3. В подчинении было три мичмана и 12 матросов срочной службы. Основные задачи подразделения: эксплуатация и боевое применение противолодочного оружия комплексами ракетного, торпедного, бомбового оружия, уничтожение плавающих мин, подрыв береговых объектов, выполнение противодиверсионных мероприятий. Кроме того, стартовая батарея в полном составе входила в баковую команду, обеспечивая швартовку и постановку корабля на якорь, заправку топливом в море, а также решала множество других задач по обеспечению повседневной жизни корабля и деятельности экипажа.

Командир сторожевого корабля «Бдительный» капитан 3 ранга Л.Шевченко встретил меня приветливо и посоветовал сразу же приступить к приёму дел и обязанностей и поскорее вливаться в жизнь корабля и экипажа. Лев Николаевич сразу произвёл впечатление требовательного и грамотного офицера. Импонировало его умение разговаривать с подчинёнными как с равными людьми. Командир корабля не гнушался советоваться с ними. Доверял самостоятельно принимать решения, в том числе и младшим офицерам.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: командир СКР «Бдительный» капитан 3 ранга Л.Н.Шевченко беседует с матросом.

Под командованием Л.Шевченко я ходил на две боевые службы в Средиземное и Карибское моря, принимал участие в крупномасштабных учениях «Атлантика-80» и «Запад-81», посещал с официальным дружеским визитом порт Варнемюнде (ГДР), сопровождал ТАКР «Фрунзе» при его переходе на Северный флот. В то время корабли не застаивались у причальной стенки. Морские походы закаляли нас, делали из вчерашних выпускников военных училищ настоящих флотских офицеров. Море часто испытывало на профессионализм и твердость характера и молодежь, и опытных офицеров.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: в кают-компании офицеров (в центре — командир корабля капитан 3 ранга Л.Н.Шевченко).

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: слева — вид авианосца «Саратога» в визирную колонку СКР «Бдительный»; справа — командир СКР «Бдительный» капитан 3 ранга Л. Шевченко на ходовом посту.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: в Гаване (1981 год).

Этот случай произошёл в Средиземном море при совместной заправке на ходу топливом и водой сторожевого корабля «Бдительный» и авианесущего крейсера «Киев». Судно снабжения находилось посредине, а мы шли на скорости 10-12 узлов побортно на расстоянии 80-100 метров от танкера.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: ТАКР «Киев» начал заправку от танкера (1981 год).

Вдруг в самый ответственный момент у нас происходит отказ рулевого управления. Неуправляемый корабль понесло на танкер. Через пару минут мы уже бились о его борт, разрывая топливные и водяные шланги. Находясь под высоким давлением, топливо рекой хлынуло на палубу СКР «Бдительный». Опасность состояла еще и в том, что мы бились о борт танкера торпедными аппаратами, в которых находились заправленные кислородом торпеды. Специалистам оружия и механикам не надо объяснять, что такое смесь кислорода и дизельного топлива. Более того, в этой сцепке с танкером нас неумолимо сваливало на ТАКР «Киев», который в это время перекачивал авиационный керосин. В этот момент я находился на баке, принимал почту с танкера, и вся эта аварийная картина была у меня как на ладони. Шок!!! Наш корабль под напором поливает дизельным топливом, на «Киеве» паника, так как малейшая искра приведёт к катастрофе. Нас упорно продолжает нести на авианосец, неминуемо приближая момент фатального столкновения. Мне с бака хорошо была видна и паника на мостике сторожевого корабля «Бдительный». Так получилось, что Лев Николаевич находился в одном из внутренних помещений корабля, а вахтенный офицер просто остолбенел от происходящего. Весь ужас бездействия продолжался считанные минуты. Как вдруг среди этой суеты и неразберихи послышался голос капитана 3 ранга Шевченко. Команды следовали одна за другой. Предельно короткие, четкие и понятные экипажу: «Аварийная тревога». «Перейти на аварийное управление рулём». «Обе машины полный назад». «Аварийной партии на шкафут»... Обстановка начала выправляться, а главное, экипаж услышал уверенный голос командира – человека, способного предотвратить, казалось бы, неминуемо надвигающуюся беду. Корабль начал отваливаться от танкера, и хотя шланги продолжали рваться, а топливо по-прежнему продолжало хлестать по всему шкафуту — экипаж знал что делать: беспрекословно и быстро выполнять приказы командира. Все верили, что это нас спасёт! Действиям в подобных ситуациях командир постоянно обучал нас во время многочисленных учений и тренировок. Теперь настал час экипажу продемонстрировать, как он усвоил уроки капитана 3 ранга Шевченко. И мы с честью выдержали этот смертельно опасный экзамен. Чётко и слаженно действовали механики, обеспечивая заданные командиром параметры движения, параллельно восстанавливая управление рулём. Аварийная партия быстро развернулась на шкафуте и водяной завесой предотвратила возможность возгорания топлива и взрыва боезапаса. ГКП подпитывал командира данными об обстановке и предложениями по ликвидации аварии. Всё работало слаженно и четко, быстро и максимально эффективно. Во главе спасательной операции был наш Командир. Своей непреклонной волей и внешним спокойствием он вселял уверенность в матросов, старшин, мичманов и офицеров. И мы справились с этой трудной задачей. Всё пролетело, как одно мгновение. И вот уже звучит команда: «Отбой аварийной тревоги», в эфире — разнос со стороны командования «Киева» и танкера. А у нас на борту спокойное удовлетворение от сделанной работы по предотвращению катастрофы. Я опять на баке, руковожу отдачей оборванных концов и вижу, как командир буквально вываливается на сигнальный мостик. Лицо белое, взгляд потухший. Вдруг его начинает выворачивать наизнанку безудержная рвота — реакция организма на запредельно высокое нервное, эмоциональное и физическое напряжение, которое командир пережил, спасая корабль и экипаж. Присутствующие застыли в оцепенении. Только что волевой, мощный, уверенный в своих силах офицер вмиг стал таким беспомощным. Все воочию увидели и поняли, что значит быть командиром и нести ответственность и за экипаж, и за корабль. Буквально через пять минут Лев Николаевич взял ситуацию в свои руки: чётко отдавал команды по ликвидации последствий происшествия. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует роль командира корабля и профессионализм Льва Николаевича Шевченко, его умение мгновенно оценить обстановку, подчинить своей воле экипаж, заставить людей не бояться опасности и ждать последствий, а стремительно действовать, предотвращая беду...

Не случайно в аттестации Льва Николаевича, написанной комбригом Владимиром Егоровым, есть такие строки: «...Подготовлен к принятию грамотных расчетливых решений. Постоянно работает над повышением своих знаний и навыков. Обучает офицеров корабля. В море работает отлично, обстановкой владеет, грамотно организует работу главного командного пункта корабля. Обладает хорошими организаторскими способностями, умеет мобилизовать подчиненных на выполнение самых ответственных задач и добиться их выполнения с самыми высокими результатами. В службе находит удовлетворение, гордится званием морского офицера и должностью командира корабля. За добросовестную службу награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени...»

— А еще он был настоящим оптимистом, — вспоминает адмирал Владимир Егоров. — Какими бы ни были внешние обстоятельства, Лев Николаевич никогда не впадал в уныние, не показывал плохого настроения, не падал духом. Он находил удовлетворение в корабельной службе. Человек с адмиральской статью, сильным характером, энциклопедическими знаниями и богатым опытом морских походов, Лев Николаевич мог в перспективе командовать бригадой, дивизией. К сожалению, жизнь капитана 2 ранга Льва Шевченко оборвалась трагически внезапно, но светлая память о нем навсегда сохранилась в сердцах тех людей, кому в разные годы посчастливилось жить и служить рядов с этим прекрасным и светлым человеком.

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: на память о службе (командир с увольняемыми в запас моряками, 1981 год).

Командир СКР «Бдительный» (1978-1982 годы) Шевченко Лев Николаевич


На фото: текст памятного адреса экипажа СКР «Бдительный» своему командиру капитану 3 ранга Л.Н.Шевченко в связи с уходом на учёбу а академию (1982 год).

В. Дашевский.