«Бдительный». Случай с торпедой



«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА». С легкой руки политиков это словосочетание на многие десятилетия стало символом противостояния двух политических систем — капиталистической во главе с США и коммунистической, возглавляемой СССР. Одной из составляющих этого противостояния стала не дошедшая до открытого военного столкновения конфронтация на суше, море и под водой вооружённых сил НАТО и Организации Варшавского договора.
Однако с 1987 года ситуация начинает резко меняться. В этом году во внешней политике СССР происходит коренной поворот к так называемому «новому политическому мышлению», провозгласившему «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми». Новая внешнеполитическая доктрина была обусловлена развитием политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также зависимостью экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть. Все это привело к тому, что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере. В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». С этого момента идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту. А уже в 1989 году канцлер ФРГ Гельмут Коль предлагает проект поэтапного объединения Германии, на что советское руководство во главе с Горбачёвым так и не смогло выработать чёткого плана своих действий.

В этих нелегких условиях начавшейся эпохи перемен на Балтийском флоте продолжается плановая боевая учеба. В последних числах июня 1989 года из главной базы флота Балтийска в полигоны Лиепайской ВМБ для отработки боевых упражнений вышел отряд кораблей в составе двух БПК — «Адмирал Виноградов», «Славный» и СКР «Бдительный».

«Бдительный». Случай с торпедой

«Бдительный». Случай с торпедой

«Бдительный». Случай с торпедой


Как было принято, в полигоны подтянулись и корабли НАТО, выполняющие задачи разведки. Обычно это были HMS А-201 Orion ВМС Дании, FGS А 50 Alster, А 52 Оste или А 53 Oker ВМС ФРГ. В этот раз дополнительно присутствовали западно-германский минный заградитель A1438 Steigerwald, датские корвет F356 Peter Tordenskiold и патрульный катер P534 Najaden. По сложившейся доброй традиции натовское присутствие дополняли самолеты радио— и радиотехнической разведки морской авиации Германии Atlantic и даже противолодочный P-3B Orion. В общем, над Балтикой царила полная «разрядка напряжённости», которая в этот раз была дополнена особым эксклюзивом.

«Бдительный». Случай с торпедой

«Бдительный». Случай с торпедой

«Бдительный». Случай с торпедой


Отряд боевых кораблей Балтийского флота в дневное время первых суток похода выполнил несколько артиллерийских стрельб по воздушной цели и по морскому буксируемому щиту, после которых к отряду плотно приклеился западно-германский минный заградитель A1438 Steigerwald.

«Бдительный». Случай с торпедой


К вечеру корабли вошли в полигон, назначенный для совместного учения с подводными лодками. Поскольку усилился ветер, корабли приготовили к плаванию в штормовых условиях и начали поиск ПЛ.

Рассказывает контр-адмирал И.Белоглазов, командовавший в то время сторожевым кораблем «Бдительный»: «Как обычно была объявлена учебная тревога в варианте противолодочной обороны, поставили буксируемую ГАС «Вега», открыли гидроакустическую вахту и начали поиск подводных лодок на волновом зигзаге. Каждую реактивную бомбовую установку зарядили двумя практическими РГБ-60. Несколько раз обнаруживали ПЛ и выполняли атаки либо условно ракето-торпедами, либо из РБУ одной бомбой. Периодически обнаруживали сигнальные ракетки от выпущенных ПЛ торпед. К 23 часам учение фактически было завершено, установили боевую готовность №2 и приняли участие в поиске использованных торпед».

«Бдительный». Случай с торпедой


К этому времени часть всплывших торпед была уже поднята. Вспоминает командир ПЛ Б-7 капитан 2 ранга А.Верещагин: «Я отстрелялся по двум целям в разных концах полигона. Сначала — по кораблю охранения одной торпедой, затем — по главной цели тремя торпедами. Обеспечивало поиск и подъём торпед специальное судно — торпедолов ТЛ-1127, на борту которого находился старший от соединения подводных лодок — начальник штаба бригады капитан 1 ранга В.Лисафьев. Он принял решение первыми искать и поднимать торпеды, выпущенные по основной цели. По окончании боевого упражнения я произвёл всплытие и обнаружил помимо наших сил постороннюю цель — минный заградитель A1438 Steigerwald ВМС ФРГ. Через некоторое время увидел, что немецкий корабль производит подъём торпеды. Сразу доложил своему старшему». Но было уже поздно. Пока проворачивалась советская неуклюжая система докладов, немецкий корабль полным ходом рванул из полигона. Только через два часа командир СКР «Бдительный» получил приказ: «Догнать! Установить слежение». А куда он пошел? Соображай, ищи, командир, сам. «Штурман, БИП! Произвести расчёт поиска в назначенном секторе переменными курсами. Командиру БЧ-5! Оба маршевых и оба форсажных двигателя — в действие». Погоня! К 6 часам утра догнали-отыскали у острова Борнхольм и заняли позицию в 20 кабельтовых. Похититель немного посуетился, даже поднял сигнал «Прошу не пересекать мой курс». Но через некоторое время все понял. А после тренировок на боевых постах СКР «Бдительный», в ходе которых вращались артиллерийские башни, иногда замирая в его направлении, и вовсе сник. В 10 часов утра на уже успокоенном ходовом посту нашего корабля прозвучал, можно сказать, удивлённый доклад вахтенного офицера: «Товарищ командир, по пеленгу 211, дистанция 70 кабельтовых линкор ВМС США «Айова»! «Судя по всему, сюда разрядка международной напряженности еще не добралась, — подумал командир, — куда же нас пошлют теперь — за торпедой или за «Айовой»?




 
«Бдительный». Случай с торпедой


Повезло — слежением за летящим в тот момент со скоростью под 30 узлов линкором уже давно вплотную занималась специально созданная группа штаба Балтийского флота. В её состав входил капитан 2 ранга Н.Храпач, в силу занимаемой должности буквально разрывавшийся между двумя созданными натовцами проблемами: «В этот период мне пришлось несколько дней безвылазно провести на командном пункте, в составе большой группы офицеров отслеживая движение американского линкора и координируя действия сил БФ по его сопровождению и перехвату ракетными катерами из Балтийска. Кроме того, пришлось заниматься подготовкой документов по факту хищения торпеды, поскольку проблема её возвращения вышла на дипломатический уровень».

Поэтому экипаж сторожевого корабля продолжил стеречь похитителя социалистической собственности. А в Москве ранним утром 29 июня в Главный штаб ВМФ СССР был вызван военно-морской атташе ФРГ, где в 11.30 он получил официальный решительный протест от нашего государства. И уже в 12.55 от минного заградителя было получено сообщение о готовности передать торпеду обратно. Было также определено место передачи, куда и направились оба корабля. В назначенной точке катер с A1438 Steigerwald доставил к борту СКР «Бдительный» торпеду САЭТ-60М и передал закрепленный на ней конец советским морякам.

На этом можно было бы и завершить повествование, но не так все просто. Поднять почти 8-метровую железяку весом под две тонны даже в несложных волновых условиях на одном троссе невозможно — она раскачивается и может привести к большим неприятностям. Для того чтобы завести на торпеду второй строп, одному из членов экипажа пришлось нырять в хоть и летние, но довольно холодные в тот год воды Балтики. Старшина команды гидроакустиков мичман О.Москаленко вызвался первым и в течение нескольких минут справился с поставленной задачей. После чего с помощью корабельной кран-балки торпеда была поднята на борт корабля. Её первичный осмотр, произведённый специалистами, показал, что изделие не вскрывалось и имеет лишь незначительные механические повреждения. При этом вся торпеда была буквально испещрена различными немецкими рекламными наклейками.

«Бдительный». Случай с торпедой


Дело сделано, можно и домой — в родную базу. Но уже через несколько минут после начала движения к нашему сторожевому кораблю подскочил датский патрульный катер P534 Najaden и сопровождал «Бдительный» почти до Балтийска.

«Бдительный». Случай с торпедой


Такова была «разрядка напряженности», объявленная лидерами ведущих мировых держав в условиях Балтийского моря. И только планируемое в скором времени поглощение Федеративной Республикой Германия своего восточного соседа скорее всего и позволило возвратить похищенное у Балтийского флота имущество. «Холодная война» подходила к своему логическому завершению. Её итоги оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

Валерий Комиссаров