«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)



Электромеханическая боевая часть (БЧ-5) — организационное подразделение экипажа корабля, в ведении которого сосредоточены технические средства главной энергетической установки, электроэнергетической системы, вспомогательных механизмов, а также средств борьбы за живучесть корабля. Это самая большая по численности боевая часть, которая сначала состояла из 2-х групп — турбо-моторной (ТМГ) и электротехнической (ЭТГ). В первые годы эксплуатации корабля была выявлена необходимость включения в штат третьей группы, которая получила название трюмно-котельной (ТКГ).

Начало 70-х. Личный состав БЧ-5 с командованием корабля.

На снимке сидят во втором ряду: первый — инженер старший лейтенант Багмет В.М., четвертый — инженер капитан 3 ранга Крукле В.К., предпоследний — инженер капитан-лейтенант Быстров В.

Вообще БЧ-5 — это движение и маневры корабля на любых режимах, его боевая устойчивость и живучесть, непотопляемость, взрывопожаробезопасность, бесперебойная подача электроэнергии и сжатого воздуха, охлаждения и обогрева, пресной и забортной воды всем потребителям, а также функционирование всех корабельных систем жизнеобеспечения, работа бытовых систем и устройств, восстановление боевых и аварийных повреждений, повседневные и походные ремонтные работы, проведение всех видов заводских ремонтов и докований корабля, водолазные работы, использование корабельных плавучих средств и многое другое.

Главная энергетическая установка корабля (ГЭУ)

ГЭУ газотурбинная, двухвальная, реверсивная (ГГТЗА типа М-7). На каждый вал работала одна основная (форсажная) турбина мощностью 18000 л.с. и одна маршевая (для экономических скоростей) мощностью 6000 л.с. Форсажные двигатели подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Оригинальным техническим решением в системе энергоустановки корабля было наличие маршевой редукторной приставки. Она кинематически связывала редукторы маршевых двигателей и позволяла работать одной любой маршевой турбиной на оба гребных вала. Такой режим обеспечивал повышение экономичности ГЭУ на 25%. Общая мощность ГЭУ 48000 л.с. Основные и маршевые двигатели были реверсивными. Обратное вращение гребного винта обеспечивалось реверсивной силовой (свободной) турбиной винта ГТД.

Управление ГЭУ осуществлялось пневмоэлектроприводами системы «Бора-Буря». Однако на «Бдительном», как головном корабле проекта имелось и ручное — тросиковое управление.

Время пуска турбин из холодного состояния — не более трех минут. Полный запас топлива — 450 т, но возможен его сверхнормативный прием в перегруз (550 т).

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Гребные винты — четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала — 320 об/мин. В 80-х годах на балтийских кораблях установили новые пятилопастные винты, но улучшения характеристик это не дало. В конце концов, вернули прежние, четырехлопастные.

Электроэнергетическая система корабля включала пять дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, и вырабатывала переменный трехфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Две автономные электростанции с ПДУ «Ангара» обеспечивали ее надежную подачу потребителям через систему ЩРО, ЩО и ЩВ.

Главные механизмы и электростанции размещались в трех смежных отсеках средней части корпуса корабля, при этом главные двигатели — в двух (НМО и КМО) смежных отсеках, а их газоходы выходили в одну дымовую трубу.

При проектировании «Буревестника» особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Исследования в этом направлении выполнялись совместно Северным ПКБ и ЦНИИ имени А.Н.Крылова. По их результатам на «Бдительном» и остальных кораблях проекта применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака «Пелена». В результате «одиннадцать-тридцать пятые» имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Вспомогательное оборудование и системы

На корабле имелись три хладомашины МХМ-180. Рулевое устройство включало один полубалансирный руль. Новинка тех лет — убирающиеся автоматические успокоители качки типа УКА-1135 — обеспечивали уменьшение бортовой качки в 3,5 — 4 раза (до амплитуды 8 — 10°). Противопожарные средства включали обычную водяную систему, химическую систему ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения.

Главной особенностью БЧ-5 в отличие от других боевых частей и служб является то, что весь ее личный состав и материальная часть беспрерывно находятся в «рабочем режиме» — и на ходу, и на якоре, и при стоянке в базе, у стенки, и даже во время ремонта. Поэтому пройти долгий и сложный путь корабельной электромеханической службы от командира группы до командира боевой части трудно и почетно. А стать командиром БЧ-5 крупного современного корабля особенно престижно, и дано далеко не каждому из офицеров электромеханической боевой части.

Командир БЧ-5 — главная фигура среди всех специалистов на корабле. Он должен знать и уметь очень многое. Ему доверяют все — от командира корабля до последнего матроса. Его авторитет во всех корабельных делах непререкаем. Очень важна роль командира БЧ-5 в управлении борьбой за живучесть. Командир корабля и командир БЧ-5 не должны одновременно оставлять корабль. Более того, все решения по борьбе за живучесть при боевых или аварийных повреждениях, вплоть до самых критических, связанных с эвакуацией личного состава с гибнущего корабля, командир принимает, основываясь на докладах и предложениях командира электромеханической боевой части. И поэтому не случайно, что почти всегда командир корабля и командир электромеханической боевой части до последнего остаются на аварийном корабле, руководя спасением корабля и его экипажа. Это еще раз подчеркивает, что только прочный служебный контакт, глубокое уважение и доверие друг к другу командира корабля и командира БЧ-5 могут обеспечить успешное решение экипажем корабля всех повседневных и боевых задач в любых условиях.

КОМАНДИРЫ БЧ-5 «БДИТЕЛЬНОГО»:

1969-1975 годы — инженер-капитан-лейтенант Крукле Валентин Константинович;

1975-1979 годы — капитан-лейтенант Коновалов Юрий А.;

1979-1982 годы — старший лейтенант Морозов Юрий Иванович;

1983-1985 годы — капитан-лейтенант Безгин Федор Георгиевич;

1986-1987 годы — старший лейтенант Головачев Михаил Анатольевич;

1988-1989 годы — старший лейтенант Савельев Петр Иванович;

1989-1991 годы — старший лейтенант Бабешко Николай Борисович;

1991-1992 годы — старший лейтенант Лепилкин Юрий Михайлович;

1992-1995 годы — капитан-лейтенант Шеин Игорь Ростиславович;

1996 — капитан-лейтенант Дурнев Алексей Н.

О НАС ПИСАЛА ГАЗЕТА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА «СТРАЖ БАЛТИКИ»

8 апреля 1987 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)

Коммунист старший лейтенант М.Головачев — мастер военного дела. Возглавляемое им подразделение является одним из лидеров социалистического соревнования.

На снимке: старший лейтенант М.Головачев, старшина 2 статьи А.Щербаков и старший матрос А.Савон на вахте.


19 декабря 1987 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


НАДЕЖНОСТЬ

Сторожевой корабль «Бдительный», преодолевая крутые волны, идет заданным курсом.

На верхней палубе неистовствует ледяной, пронизывающий ветер. Мириады брызг, подхваченные им, с хрустальным звоном разбиваются о надстройки. А в ПЭЖе (пост энергетики и живучести) корабля тепло и уютно. Не слышно рева газотурбинных установок, не ощущается терпкого запаха масляных и топливных испарений, не отдается в голове дробный перестук компрессоров и вспомогательных дизелей. Но вся работа действующих механизмов контролируется отсюда, из ПЭЖ.

Сейчас на вахте старший матрос Сергей Рыбалко. Взгляд его скользит по светящимся экранам и шкалам. Обороты. Норма. Давление масла, подача топлива, температура охлаждения. Все в порядке. Казалось бы, ничего сложного в работе вахтенного нет. Но за этой простой — большое внутреннее напряжение моряка. А еще — глубокое знание сложной боевой техники, большой практический опыт.

Знающим свое дело специалистом Сергей Рыбалко зарекомендовал себя на корабле давно. На первом году службы, раньше других своих сверстников выдержал испытание на 2-й класс, сейчас работает по нормативам первоклассного.

Время вахты подходит к концу. Старший матрос С.Рыбалко аккуратно заполняет журнал, расписывается в нем, уступает место на вахте старшему матросу Валерию Козлову. Военные моряки соперничают между собой в соревновании, и соперничают с обоюдной пользой. Успехи одного, например, всегда подхлестывают другого, вызывают законное стремление добиться таких же высоких показателей. И неудачи здесь воспринимаются по-особому: сообща встречаются, сообща и преодолеваются. Большая это сила — коллективизм. Этому учили Сергея еще с детства. И прежде всего родители: Александр Николаевич — механик-теплоэнергетик совхоза «Флора» и Галина Александровна — преподаватель средней школы. Они так наставляли сына: «Будь всегда ближе к людям. Вместе никакие трудности не страшны». Сергей это усвоил и когда учился в профессионально-техническом училище, и когда работал автомехаником АТП-1 города Бийска. Убедился в могучей силе коллективизма старший матрос С.Рыбалко и на службе. Именно благодаря общим усилиям их подразделение добивается высоких результатов в социалистическом соревновании. Готовясь достойно встретить 70-летие Вооруженных Сил СССР и 70-летие Балтийского флота, газотурбинисты полны стремления не уступить завоеванных позиций.

Капитан 2 ранга А.Дмитриков.

На снимке: старший матрос С.Рыбалко на вахте.


17 ноября 1987 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ

Весомых показателей в социалистическом соревновании добились воины отличной носовой аварийной партии сторожевого корабля «Бдительный» во главе с мичманом Валерием Шевчуком. На учениях и тренировках по борьбе за живучесть корабля личный состав НАП действует умело и слаженно, перекрывая установленные нормативы.

В числе лучших воинов можно назвать командира звена старшину 1-й статьи Евгения Волушенко, прибывшего на флот по путевке алтайского комсомола. Командир отличного отделения машинистов трюмных большое внимание уделяет обучению и воспитанию подчиненных.

Заслуженным авторитетом у сослуживцев пользуются и другие бойцы аварийной партии — высококлассные специалисты старшие матросы Андрей Ченчиков, Виталий Крючков, Александр Филиппов, молодой матрос Евгений Липенин.

Соревнование по задачам и нормативам с кормовой аварийной партией (командир — лейтенант Владимир Луттер) во многом способствует ратному совершенствованию воинов.

На снимках: мичман В.Шевчук, старшие матросы А.Ченчиков, В.Крючков; идет тренировка аварийной партии.

Текст и фото Е.Павлова.


19 мая 1987 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Немало посланцев комсомола Литвы служит на флоте. Один из них — старшина 2-й статьи Н.Анохин. Сегодня, когда общественно-политическая жизнь республики характеризуется разнообразием мнений и позиций, сослуживцы часто обращаются к Анохину с просьбой помочь разобраться в тех или иных событиях. Впрочем, старшина является признанным авторитетом не только в этих вопросах. В проблемах профессиональных он ориентируется так же хорошо и, когда необходимо помочь товарищу, берется за это с охотой. Поэтому закономерно, что отделение машинистов котельных, которым командует старшина 2-й статьи Н.Анохин, является отличным.

На снимке: старшина 2-й статьи Н.Анохин и матросы Л.Шлыков, О.Зубарев во время очередной тренировки на боевом посту.


9 октября 1988 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Знакомьтесь: Александр Краснов

Он служит на сторожевом корабле «Бдительный», является старшиной отличной команды гидроакустиков. Открытая, жизнерадостная улыбка, манера держаться — естественная, доброжелательная — все это располагает к общению с Александром. Его хорошее настроение можно понять: может ли по-другому чувствовать себя человек, нашедший на флотской службе свое призвание? Случаются трудности, неудачи, но главное — удовлетворение от сознания того, что занят ты делом нужным, очень нужным для нашей Родины – умножает силы, дает новый нравственный импульс. Наверное, потому и авторитет на корабле у мичмана Александра Краснова по единодушному мнению и командиров, и сослуживцев сложился прочный. Судите сами: его команда гидроакустиков добилась и прочно удерживает звание отличной, военные моряки в этом подразделении в отношениях между собой не на словах, а на деле руководствуются принципами взаимопомощи в сочетании с товарищеской требовательностью, они сплочены единой целью — заботой о повышении боеготовности экипажа. Сам Александр Краснов постоянно совершенствует свою профессиональную подготовку, стал первоклассным специалистом.

Наша беседа с Александром была насыщенной, но и короткой — корабельный распорядок почти не оставляет времени для досужих разговоров.

— До призыва на срочную службу я жил в городе Калининграде, учился в шестнадцатой школе, — рассказывал мичман. — Потом — школа техников ВМФ, и вот сейчас я на «Бдительном». Другого места службы не ищу, вне нашего экипажа себя не представляю.

Между прочим, и семья мичмана Александра Краснова тесно связана с морем: его отец, Геннадий Михайлович, работает на судоремонтном заводе «Преголь», брат Валерий — технолог рыбной промышленности колхоза «Доброволец».

Когда я покидал «Бдительный», моряки сторожевого корабля готовились к очередному выходу в море. Среди других задач им предстояло выполнить противолодочный поиск. На острие боевых усилий всего экипажа, как всегда в такие часы, будут находиться гидроакустики. А это значит, что Александра Краснова и его подчиненных вновь ждет серьезное испытание.

Текст и фото Е.Павлова.


28 мая 1989 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Добросовестно выполняет свой долг перед Родиной посланец алтайского комсомола старшина 2-й статьи А.Титов. Он специалист 1-го класса, удостоен нагрудного знака «Отличник ВМФ». Свое заведование командир электриков сильного тока содержит в образцовом состоянии, постоянной готовности.

На снимке: старшина 2-й статьи А.Титов и старший матрос А.Вавилов на боевом посту.

Фото С.Ерохина.


8 февраля 1989 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


ПРАВОФЛАНГОВЫЕ

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Партийный активист лейтенант Ю.Котельников является передовиком соревнования. Он — классный специалист, грамотный офицер, пользуется на корабле авторитетом. Под стать своему командиру и его подчиненные старшины 2-й статьи С.Рыбалко и В.Крючков. Они — отличники боевой и политической подготовки, хорошо освоили военное дело. И в этом немалая заслуга коммуниста Котельникова, умеющего добиваться конкретных результатов в обучении и воспитании воинов.

На снимке: лейтенант Ю.Котельников, старшины 2-й статьи С.Рыбалко, В.Крючков.

Фото Е.Павлова.


19 апреля 1989 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


«БДИТЕЛЬНЫЙ» ВЕДЕТ ПОИСК

Умело руководит боевой сменой БЧ-5 вахтенный механик старший лейтенант А.Козлов (на снимке вверху слева).

Фото С.Ерохина.


6 июня 1989 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


«ДИВЕРСАНТЫ» НЕ ПРОШЛИ

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Сторожевой корабль «Бдительный» выполнял в море учебно-боевые задачи. На одном из этапов плавания СКР лег в дрейф. И тут поступила внезапная вводная: корабль собираются атаковать подводные диверсанты «противника».

… История знает немало примеров, когда подводные диверсионные силы и средства наносили серьезный урон флотам противоборствующей стороны. Особенно активно и небезуспешно действовали в годы Второй мировой войны итальянские боевые пловцы. Наиболее ощутимые потери понесли тогда английские, американские военные моряки.

Случаи эти широко описаны в литературе. Мировой опыт учит: значение борьбы с подводными диверсантами нельзя недооценивать. Вот почему в ряду других видов обороны корабля — противовоздушной, противолодочной, противоминной и других — важное место занимает противодиверсионная оборона. В частности, в Корабельном уставе ВМФ СССР предусмотрено боевое расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС).

… Звучит сигнал учебной тревоги. Военные моряки готовы во всеоружии отразить нападение «диверсантов». Бдительно наблюдает за надводной обстановкой матрос Н.Санников (на снимке вверху слева). Его задача — вовремя обнаружить «противника», если тот приблизится к поверхности. Готовится к спуску катер плавучего поста наблюдения (на снимке вверху справа). Включился в работу и корабельный водолазный пост. Матросы Т.Калыгов и П.Евдокимов уже облачились в легководолазное снаряжение. Им помогают опытные специалисты — старшина водолазной станции матрос Р.Могулаев и корабельный водолаз матрос В.Русс. Пройдут считанные минуты, и воины уйдут под воду (на снимке внизу). Параллельно с основной они будут отрабатывать и другие учебно-боевые задачи.

Быстро, четко выполнены все необходимые мероприятия. Благодаря умелым, решительным действиям военных моряков далеко идущие планы «противника» были сорваны: подводные диверсанты так и не рискнули напасть на корабль.

Капитан 3 ранга В.Павлюткин.

Фото С.Ерохина.


23 июня 1989 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)




ПОЕДИНОК В МИННОМ РАЙОНЕ

Сторожевой корабль, на котором служит старший лейтенант В.Богатырь, казалось, только вчера возвратился в базу, и вот вновь прозвучал сигнал учебной тревоги.

Завращались антенны, вспыхнули разноцветные индикаторы на навигационных пультах, вмиг была нарушена тишина на ГКП. Прошло несколько минут, и вот уже отданы швартовы. Метр, два, три. Все дальше и дальше причальная стенка. Пройдена узкость. Остался позади приемный буй, растворилась в дымке утреннего тумана береговая черта. Курс — район боевой учебы.

Шквальный ветер пронизывал сигнальщиков, но бдительно несли вахту старшина 2-й статьи В.Храбров, старшие матросы О.Волынский, А.Бахмач.

СКР входит в минный район. Впереди — базовый тральщик. Скорость минимальная. С ГКП на сигнальный мостик поступает команда:

— Усилить наблюдение за надводной обстановкой!

Она оказалась своевременной. Через несколько минут старший матрос А.Бахмач доложил:

— Прямо по курсу мина.

СКР совершает противоминный маневр. А в это время на боевых постах военные моряки готовят боевую технику к поединку с воздушным «противником».

По сети оповещения получен сигнал «Угроза воздушного нападения». Подчиненные лейтенанта О.Вирченко начали вести поиск на максимальной дальности. Вскоре на экране поисковой станции появляется цель. С БИПа на ГКП поступает доклад:

— Цель воздушная, скоростная… Дистанция…

Командир артустановки старший матрос М.Симонов готов к открытию огня. И вот над морем звучит отрывистое эхо выстрелов. Цель поражена. Весомый вклад в успешное выполнение артиллерийской стрельбы внесли радиометрист старший матрос А.Злочевский, левый заряжающий матрос И.Неровня, погребной старший матрос С.Радеев.

Отличился и личный состав БЧ-5. В начале плавания неожиданно упало давление масла на одном из дизелей. Старшина 2-й статьи В.Крючков, матросы В.Рыбин и А.Фролов сразу же приступили устранять возникшую неисправность. Работу проводили на ходу. Конечно же, был другой выход — остановить дизель-генератор. Но тогда экипаж не выполнил бы поставленную задачу. Моряки приняли решение удерживать двигатели в рабочем режиме и одновременно устранять возникшую неполадку. И это им осуществить удалось.

Так же уверенно действовали во время похода старшины 1-й статьи С.Рыбалко и С.Гусев, старший матрос В.Дудкин. Вот такой пример. Когда по причине некачественной пайки, из-за сильной вибрации отсоединилась одна из клемм провода в системе автоматического контроля температуры в главном двигателе и не стало поступать электропитание, лейтенант В.Луттер и старшина 1-й статьи С.Гусев оперативно провели ремонтные работы. И сделали они это своевременно. Потому что через некоторое время поступила внезапная вводная следовать на учебный полигон, где предстояло обнаружить подводную лодку «противника». Поиск был бы нелегким, но гидроакустики во главе со старшиной команды мичманом О.Москаленко точно и своевременно классифицировали контакт. Затем за работу принялись минеры. Корабль начал сближение с «противником». С ГКП прозвучала команда:

— Атака подводной лодки глубинными бомбами.

Минеры старшина 2-й статьи Ю.Гилев, старший матрос А.Мельников, матрос Н.Дорожкин с перекрытием боевых нормативов произвели зарядку РБУ, ввели данные в аппаратуру управления стрельбой.

И вот над морем прозвучали залпы. Бомбы точно легли в цель.

Лейтенант С.Даскаль.


21 декабря 1989 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


ЛЕЙТЕНАНТСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Зимняя Балтика редко бывает спокойной. Штормы, пронизывающие ветра вперемежку с дождем и снегом, нудная качка в отсеках — постоянные спутники моряков в походах. Все это экипаж сторожевого корабля «Бдительный» не раз испытал на себе.

В последние дни учебного года его трудно было поймать в базе. На вопрос: «Где «Бдительный»? — следовал один и тот же ответ: «В море, закрывает задачи». Экипаж работал. Задач было много: торпедные, артиллерийские, зенитные, по ПВО, ПЛО. Все сложные и ответственные. И нужно было подтверждать, что не случайно они находятся в числе лучших в части.

Боевая работа в море — это не только экзамен на зрелость и мастерство, но и учеба. Учеба всех и каждого. Кажется, совсем недавно лейтенант Игорь Иванов готовился к последнему госэкзамену в училище, но с тех пор прошло более полугода, многое изменилось в его жизни. Он быстро освоился в коллективе, успешно сдал необходимые зачеты на допуск к дежурству по электромеханической боевой части (а как известно, хозяйство у механиков не малое), коммунисты боевой части оказали ему доверие, избрав парторгом.

У Игоря хорошая теоретическая подготовка, об этом не раз говорил командир корабля, но вот практики и опыта еще не хватает. И совершенствует навыки он постоянно, в ходе повседневной боевой учебы. Учится сам и учит подчиненных. Один из тех, кто во всем помогает командиру группы, старший матрос Владимир Баклашкин. Опытный и грамотный специалист. Побывав на «Бдительном», я стал свидетелем, как несут вахту в ЦПУ лейтенант И.Иванов и старший матрос В.Баклашкин. Несут бдительно и надежно, обеспечивая корабль надежным ходом. Наверное, закономерным видится то, что трюмно-котельная группа, которой командует Иванов, по итогам учебного года в числе лучших в экипаже.

На снимках: лейтенант И.Иванов и старший матрос В.Баклашкин; корабль в походе.

Текст и фото Е.Павлова.


«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)

ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

На сторожевом корабле «Бдительный» военные моряки знают и свято чтут традиции боевого экипажа эскадренного миноносца «Бдительный», личный состав которого стойко сражался с фашистами на Черном море.

Недавно на корабле появились новые стенды, рассказывающие о «Бдительном», который в первую мировую войну ставил на фарватерах минные заграждения.

На стенде отражен сегодняшний день сторожевика. Фотографии рассказывают о передовых людях корабля. Среди тех, кто добрыми делами приумножает славу фронтовиков, лучший специалист командир штурманской боевой части старший лейтенант Г.Тарасенко, награжденный медалью «За отличие в воинской службе» I степени. Пример в выполнении служебного долга показывает старшина отличной команды газотурбинистов главный старшина С.Рыбалко. За успехи в боевой и политической подготовке командир отделения рулевых старшина 1-й статьи В.Маюр и радиометрист Д.Кавардаков награждены медалью «За отличие в воинской службе» II степени.

Наш. корр.

Много на флоте престижных и важных специальностей. Но, пожалуй, наиболее значимая электромеханическая боевая часть. Так считает и командир отделения машинистов-газотурбинистов главный старшина С.Рыбалко. Передовой воин успешно выполняет свои профессиональные обязанности, является специалистом 1-го класса. Надежность — этим качеством можно наиболее точно охарактеризовать командира отделения. Действительно, он не подведет.

На снимке: главный старшина С.Рыбалко.

Фото С.Ерохина.


17 августа 1990 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


НАШИ ЛЮДИ, ФЛОТ!

Когда сторожевой корабль «Бдительный» вышел в море, большая нагрузка легла на коллектив электромеханической боевой части, которую возглавляет капитан-лейтенант Н.Бабешко. Но офицер был спокоен. Он хорошо знал, что подчиненные его не подведут, особенно мотористы. Старший матрос А.Фролов, матросы А.Максимов и В.Проскуркин, являющиеся высококлассными специалистами, постоянно трудятся на совесть. Неплохо они действовали и во время дальнего похода, где им пришлось не раз демонстрировать свои навыки обслуживания заведования, его ремонта.

Сегодня, когда «Бдительный» находится в море, можно смело говорить о том, что мотористы не подведут экипаж корабля, сделают все необходимое, чтобы обеспечить надежный ход.

На снимке: матрос А.Максимов, старший матрос А.Фролов, матрос В.Проскуркин.

Офицер О.Васильев.

Фото Е.Павлова.


17 февраля 1990 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)

ИСПЫТАНИЯ ОКЕАНСКОЙ ВОЛНОЙ

Осталось много штормовых миль за кормой. Экипаж сторожевого корабля «Бдительный» продолжительное время выполняет в океане задачи несения боевой службы. В редакцию «Стража Балтики» регулярно поступают радиограммы о делах коллектива, буднях дальнего похода.

На корабле постоянно поддерживается высокая бдительность и боевая готовность, моряки проявляют выдержку и стойкость в преодолении трудностей походной жизни. Многонациональный коллектив сторожевого корабля живет единой и дружной боевой семьей, где все сообща: и трудности, и радости.

Как братья родные

По итогам соревнования первых дней плавания не раз в лучшую сторону отмечали отделение трюмных машинистов, которое возглавляет старшина 2-й статьи Е.Пушков. Об этом сообщалось в радиограммах, поступающих с борта корабля. Сам Евгений работает в море за троих и такой же самоотдачи требует от своих подчиненных. Да их и подталкивать не надо, ребята сами стараются, равняясь во всем на своего старшину. Первоклассный специалист старшина 2-й статьи Е.Пушков решил за время похода выполнить нормативы мастера военного дела. И он уверенно идет к этой цели.

Посланец комсомола Алтая, Евгений Пушков активно участвует в жизни комсомольской организации корабля. Одна из главных забот активиста — межнациональные взаимоотношения в коллективе. Он с особым вниманием работает с моряками из Азербайджана и Армении. Парень с Алтая крепко подружился со своим одногодком старшим матросом Таиром Халыговым из Баку. Евгений заглядывает к нему и на боевой пост во время вахты, и в свободное время они всегда вместе бывают в библиотеке, играют в теннис.

— Подружились, как братья родные, — говорят о них на корабле, — водой не разольешь.

Отцовский наказ

Живо представляю себе штурмана корабля лейтенанта Олега Дроздова, склонившегося над картой: надо еще раз уточнить прокладку курса корабля. Молодой офицер впервые участвует в дальнем походе. Поэтому, естественно, волнуется на вахте. Как бы не допустить никакой ошибки или неточности, не оплошать перед подчиненными, среди которых почти все специалисты высокого класса. Как, например, командир отделения рулевых сигнальщиков старшина 2-й статьи В.Бондаренко. До службы на корабле Владимир окончил школу ДОСААФ, имеет опыт плавания на судах гражданского флота. Да и на корабле уже получил 2-й класс. Так что с таким подчиненным и посоветоваться, и обсудить то или иное решение всегда можно.

Правда, Олег Дроздов, еще будучи курсантом Калининградского высшего военно-морского училища, совершил два дальних похода. Но то курсант, а сейчас первые самостоятельные штурманские вахты в океане. Ответственность здесь особая.

Как молодой коммунист лейтенант Олег Дроздов активно работает в комсомольской организации корабля, в комитете ВЛКСМ отвечает за пропаганду революционных, боевых традиций флота. Сейчас в ходе подготовки к Дню Советской армии и Военно-Морского Флота и 45-летия Великой Победы эта работа на корабле приобретает все более действенный характер. Готовясь к походу, комсомольские активисты лейтенант О.Дроздов, старшина 2-й статьи В.Суховей, старшина 1-й статьи А.Бахмач, старший матрос С.Белозеров подобрали в базовой библиотеке художественную литературу о подвигах комсомольцев в годы войны, оформили наглядную агитацию. Так что активисты располагают и записями на магнитофонной ленте наказов героев-балтийцев, письмами родителей-фронтовиков.

Одно из таких писем пришло на корабль из далекого алтайского села Усть-Козлуха. Прислал его отец старшины 2-й статьи В.Суховея. Владимир Ильич напутствует сына на честную, добросовестную службу, чтобы «не чурался никакой работы, держался за своих товарищей, чтил и уважал командиров, не гнулся перед трудностями, проявлял свой характер и до конца выполнил долг перед Родиной».

Это письмо было зачитано на комсомольском тематическом вечере, который уже состоялся в дальнем походе и назывался «Наказы отцов — в делах сыновей». Выступили на этом вечере многие. Но особенно запомнились рассказы Олега Дроздова, Сергея Белозерова, Владимира Суховея. Их семейные родословные оказались довольно интересными и поучительными.

Например, у лейтенанта О.Дроздова дед был полковником морской авиации, сражался на Балтике, штурмовал Кенигсберг и Пиллау, а отец — капитан 2 ранга, служил на кораблях Балтийского флота. Так что Олег — потомственный моряк. А вот у старшего матроса Сергея Белозерова отец служил в морской авиации Тихоокеанского флота, участвовал в боях с Японией. В семье старшины 2 статьи В.Суховея — все потомственные алтайские чабаны.

Вот такие крепкие и надежные семейные корни у большинства членов экипажа сторожевого корабля «Бдительный».

Мы — с Алтая

В радиосообщениях из похода часто упоминается о земляках-алтайцах Владимире Суховее и Сергее Белозерове. Служат они рядом в отделении радиотелеграфистов.

Оба прибыли на флот по путевкам алтайского комсомола, гордятся, что попали служить на именной подшефный корабль СКР «Бдительный», экипаж которого поддерживает тесные шефские связи с молодежью края. На праздновании Дня Военно-Морского Флота на корабле побывала делегация алтайцев, возглавляемая поэтом, бывшим балтийцем капитаном 3 ранга запаса И.Пантюховым. Тогда Владимир Суховей и Сергей Белозеров держали своеобразный служебный отчет перед земляками. Что ж, им было о чем доложить своим старшим товарищам. Оба моряка являются отличниками учебы, радиотелеграфистами высокого класса, активно участвуют в делах комсомольской организации. За успехи в службе поощрены краткосрочным отпуском. Но все эти заслуги земляков в прошлом, а сейчас в дальней океанском плавании они нарабатывают новый трудовой капитал. И вклад их в общую копилку добрых дел экипажа довольно весом.

Думы о доме

Психология людей в море, в дальнем походе так же изменчива, как и погода. И зависит от многих факторов. Влиять на настроение моряков — прямая обязанность политработника, партийных и комсомольских активистов.

Взять спортивно-массовую работу. Спортом на корабле увлекаются практически все. Среди противолодочников есть футболисты, гимнасты и боксеры. Правда, в штормовом океане не организуешь футбольный матч или первенство по волейболу. И тогда спортактивисты старшины 2-й статьи В.Суховей, А.Набиков, старший матрос А.Юшкин и другие находят виды спорта, позволяющие заниматься физической подготовкой в условиях плавания.

Четко реагирует на морально-психологическое состояние моряков и корабельный врач лейтенант медицинской службы М.Раду. И если требуется — оказывает необходимую медицинскую помощь. За время похода М.Раду вместе с подполковником медслужбы М.Сориным уже провел две операции по удалению аппендицита. Их подопечные матросы А.Иванов и И.Кононов, пройдя реабилитационный период, чувствуют себя хорошо и уже наравне со всеми несут походные вахты.

Под особым вниманием и контролем медиков питание моряков в походе. Правда, за этот участок беспокоиться особенно не приходится. Корабельные коки трудятся в полном смысле слова в поте лица. Особенно старается матрос Евгений Фролов, и всегда он горазд на выдумку и творческую фантазию. Его мысли заняты одним: как вкуснее приготовить пищу, сделать ее более разнообразной. Знания, полученные в учебном подразделении, Евгений постоянно пополняет — читает специальную литературу, журналы, выспрашивает у товарищей рецепты их национальных блюд. Много советов ему прислала из дому мама, которая считается отменной хозяйкой в семье.

Находясь вдали от родных берегов, неся дозорную океанскую боевую службу, моряки, конечно же, вспоминают о доме, о родных и близких, ждут долгожданной почты. И у каждого свои думы, мысли, переживания. Лейтенант Олег Дроздов ждет в своей семье прибавления, жена Рита Яновна находится сейчас в декретном отпуске, да вот проблема с жильем осталась нерешенной на берегу. Надежда молодого офицера — на помощь командования части, женсовета, которые не должны оставить наедине с трудностями молодую жену офицера. И нам вместе с Олегом Дроздовым хочется верить и надеяться на лучшее.

Капитан 2 ранга А.Андреев.

На снимках: командир отделения трюмных машинистов старшина 2-й статьи Е.Пушков и электрик старший матрос Т.Халыгов на посту; отлично несет радиовахту старший матрос С.Белозеров.

Фото Е.Павлова.


9 августа 1990 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)

ДРУЖБА СЛУЖБЕ ПОМОГАЕТ

Какое настроение может быть у человека, добросовестно выполнившего нелегкую работу? Конечно, хорошее, как и у этих ребят со сторожевого корабля «Бдительный». Недавно они вернулись из дальнего похода, который для каждого из них стал испытанием характера, воли, проверкой профессиональных навыков и настоящей дружбы. Ведь для флотского товарищества не могут быть препятствием различия в национальности, языке.

Посмотрите, как оживленно беседуют (на снимке слева направо) русский старший матрос В.Баклашкин, татарин матрос М.Нуриддинов, узбек матрос В.Гарифуллин, украинец матрос М.Тесличко, белорус старшина 2-й статьи Г.Марченко, татарин матрос И.Фасхутдинов. Отделение электриков, в котором они служат, по праву носит звание «отличное». И такого результата воинам-балтийцам помогли добиться, прежде всего, дружба, взаимовыручка, уважение друг к другу, а такие качества давно в традициях этого коллектива.

Фото Е.Павлова.


21 января 1992 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Три года. Это много или мало? Для жизни, наверное, мало. Для того чтобы понять и познать суть нелегкой офицерской службы, вполне достаточно. Тремя с половиной годами исчисляется срок офицерской службы старшего лейтенанта И.Шеина. И хотя к проблемам служебного характера сегодня прибавились еще и социальные, Игорь не жалеет об избранном пути. Да и о чем жалеть, если дело по душе. Тем более, когда не на словах, а на деле чувствуешь свою нужность, необходимость. Ведь в БЧ-5 должность командира турбомоторной группы – одна из ключевых. За время службы на сторожевом корабле «Бдительный» молодой офицер проявил себя достойно. В том числе и во время недавней боевой службы.

Е.Павлов.

Фото автора.


22 января 1992 года

«Бдительный». Электромеханическая боевая часть (БЧ-5)


Старшина турбомоторной команды мичман Владимир Смирнов свое дело знает отменно. Не раз он образцово выполнял свои обязанности во время выходов в море, в дальних походах. А последних, кстати, у мичмана Смирнова целых три. И это всего лишь за пять лет службы в должности старшины команды. За это же время он приобрел большой опыт ремонтной подготовки, и теперь его смело можно назвать настоящим асом электромеханической боевой части. Именно на таких людях и стоит пока что наш флот. Честь им и хвала!

Текст и фото Е.Павлова.