Топ когнитивных ловушек, из-за которых вечно нет денег


Людям свойственно строить планы: вот накоплю и на Мальдивы полечу, з/п получу и сразу куплю телефон... Однако большинство из них так и остаются нереализованными. А все потому, что элементарно не хватает средств. Почему если деньги есть, то их сразу нет? Все подробности — в нашем сегодняшнем материале.
Справедливо заметить, что происходит это по определенного рода причинам, в частности из-за того, что человек хоть и разумное существо, но плохо управляет своими деньгами. Об этом в конце ХХ века говорил психолог Даниэль Канеман. Он отмечал в своих исследованиях, что люди поступают так исключительно потому, что основывают свои действия на заблуждениях.

Человек стремится к сиюминутному удовлетворению желаний, именно поэтому упускает важные цели. Наверняка вы полагаете, что однажды станете более стройными, изучите иностранный язык или займетесь йогой. Но получится ли все это, если сейчас вы едите фастфуд, лежите на диване и даже не умеете считать до 10 хотя бы на английском? В том случае, если вы не отличаетесь от подавляющего большинства, то предоставь вам выбор получить коробку конфет сейчас или двойную порцию, но на следующий день, скорее всего вы, как и большинство, остановитесь на первом варианте, потому что многие живут по принципу «лучше здесь и сейчас». Происходит это в большей степени из-за того, что нет фокусировки на будущем. Для львиной доли людей гораздо важнее и первостепенно получить немедленное удовольствие.

Что же касается накопления денег, то здесь необходимо понять, что лучше начинать с конкретно поставленной цели. Ни в коем случае нельзя быть излишне самоуверенным, необходимо взвешенно оценивать себя и свои возможности. Так, не стоит думать, что, оформив кредитную карту, вы снимете только 2 тысячи и быстренько вернете их обратно (как только получите зарплату). Широкая русская душа, получив в руки крупные суммы, остановиться может далеко не всегда. Потому, когда придет пора возвращать эти самые 2 планируемые тысячи, вы в один миг можете обнаружить, что достигли овердрафта.

В таком случае совет может быть только один: планируя собственные расходы, исходить нужно из самого пессимистичного прогноза, а не надеяться на то, что обойдетесь малыми тратами. Всегда нужно помнить, что в жизни могут произойти события, которые удлинят процесс выплаты (если, скажем, это кредит или займ), будь то потеря работы или рождение ребенка.






Сегодня на финансовые решения влияет так называемая эврика доступности. Иначе говоря, человек полагает, что вероятность наступления того или иного события равна тому, с какой легкостью оно приходит в голову. Если по ТВ покажут репортаж о том, как мужчина сорвал куш в лотерее, вы, скорее всего, купите билетик. Или появится слух о том, что подорожает сахар, и вот вы уже затариваетесь мешками на пять лет вперед.

В большинстве случаев люди попадаются на подобные ловушки из-за того, что не имеют представления о фактах и статистике. Поэтому, прежде чем поддаваться на подобный «развод», стоит проверить всю информацию.

Также весьма распространенной ловушкой является якорение. Допустим, вы решили купить телевизор. В магазине бытовой техники вам сразу же показывают дорогостоящую последнюю модель за 60 000 рублей. Вы понимаете, что рассчитывали совсем на другую сумму, но когда вам продемонстрируют товар значительно дешевле, вы в один миг найдете все его недостатки. Как же в итоге вы поступите? Конечно, приобретете первый вариант. Ведь именно он сложил представление о стоимости качественного телевизора. Дальше в своей голове вы будете искать себе оправдание, мол, эта покупка совершается на так уж часто, а потому стоит вложиться один раз, чтобы на несколько лет забыть о проблеме. Нужно понимать, что подобное — не что иное, как способ манипуляции, используемый при продажах. В хорошем ресторане всегда есть алкоголь по баснословной цене, позволить себе который может далеко не каждый. Но именно благодаря этой стоимости человек никогда не закажет самые дешевые напитки, а скорее выберет нечто среднее. Или если в магазине на определенный товар, скажем, шампунь, повесить табличку «В одни руки — только две бутылки», мы тут же начнем искать соседку Люсю, которая сходит с нами и поможет приобрести не две, а четыре. При этом стоит отметить, что если бы не было никаких ограничений, скорее всего вы бы и вовсе остановили выбор на другом шампуне.

Чтобы этого избежать, отправляясь в магазин, следует тщательно планировать список необходимых покупок и не обращать внимания на все акции, скидки и распродажи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: