Новая Toyota RAV4 покоряет рынок



Смотря на Toyota RAV4 четвертого поколения, возникает ощущение дежа-вю: уж очень много в последние годы появилось игроков в этом сегменте. И каждая новая модель, несмотря на старания дизайнеров и инженеров, всё больше сливается с толпой конкурентов. Какой стала новая RAV4, во время тест-драйва выяснял корреспондент «Газеты.Ru», проездивший несколько лет на кроссовере предыдущего поколения.

 

На Токийском автосалоне 1989 года, оставшемся практически незамеченным в СССР, Toyota представила на всеобщее обозрение свой новый концепт — Toyota RAV Four. Прошло пять лет, развал СССР уже перекроил политическую карту мира, а в мае 1994 года японцы смогли перекроить и автомобильную: стартовали продажи совершенно нового класса автомобилей — SUV (англ. Sport Utility Vehicle). Первенцем в нём стала теперь хорошо всем известная Toyota RAV4.

Прошло два десятка лет. Кроссоверы (или паркетники), называемые в обиходе так вместо сухой аббревиатуры SUV, завоевали большую популярность во всём мире, даже там, где, казалось бы, они и вовсе не нужны. Этому есть вполне логичное объяснение: кроссоверы, позиционирующиеся между настоящими внедорожниками и легковыми седанами, удачно совмещают в себе как внедорожные атрибуты — полный привод, достаточно большой клиренс, высокую посадку, так и преимущества легковых авто — скромные размеры, малый вес, хорошую динамику, экономичность, а во многом и управляемость на высоких скоростях. Любителям отдыха на природе больше нет необходимости содержать две машины: во многих случаях один паркетник удачно совместит в себе функции джипа для отдыха и компактного седана для поездок в будни, ведь ездить по городу на нём зачастую удобнее, чем на обычной легковушке: высокая посадка даёт возможность лучше прогнозировать дорожную обстановку и парковаться там, где раньше всё закончилось бы поцарапанным днищем или оторванным бампером, а полный привод даст возможность преодолеть «последнюю милю» до любимой поляны без поиска трактора в соседней деревне.

Не удивительно, что и в России кроссоверы завоевали огромную популярность: климат и дороги за редким исключением оставляют желать лучшего даже в южных регионах. Перечисление только официально продающихся моделей «SUV среднего класса» на начало 2013 год займёт не одну строчку — это и сама Toyota RAV4 нового поколения, и остатки партий третьего поколения, а так же Honda CR-V, Suzuki GrandVitara, Mazda CX-5, Mitsubishi ASX и его французские клоны, Subaru Forester, Mercedes GLK, Audi Q3, WV Tiguan, SsangYong New Action, Hyundai ix35, Range Rover Evoque… а ведь рядом с ними за сердца покупателей борются «соседи» — компактные и полноразмерные кроссоверы, полноприводные универсалы.

В такой толпе конкурентов место под солнцем нужно завоевывать, энергично «толкаясь локтями»: активно внедрять при сохранении конкурентной цены технологические новинки и новые опции, ранее применявшиеся только в машинах выше классом, или вовсе быть первыми с «изюминками», не забывая при этом про общий уровень комфорта, техники и безопасности. В этом ракурсе мы и рассмотрим новое, четвертое поколение Toyota RAV4. Его производство на японском заводе «Тойоты» началось в декабре 2012 года, ровно через восемь лет после начала выпуска третьего поколения. В современном автомобильном мире такой срок на конвейере одной модели, пусть даже и с рестайлингами, говорит о том, что она явно удалась и покупатели активно это оценили (статистика продаж даже в заключительном для предыдущего поколения 2012 году свидетельствует об этом вполне красноречиво). Ближайшие конкуренты за столь долгий срок успели хорошо подготовиться, поэтому тойотовцы просто вынуждены были не только превзойти самих себя, но и достойно ответить на новые вызовы. Раз традиционно «встречают по одёжке», то и начнём мы с экстерьера. Главной отличительной особенностью в новой модели стал полный отказ от разных по длине кузовов — теперь вариант только один, который по размерам даже немного превышает удлинённую версию третьего поколения (4650 мм) и вплотную приближается к Mitsubishi Outlander (4655мм). При этом общая высота кузова уменьшилась на 15 мм, что положительно сказалось как на визуальных пропорциях, так и на аэродинамическом сопротивлении (Сх = 0,31, у Mazda CX-5 — 0,33, Volkswagen Tiguan — 0,37). А по радиусу разворота (10,6 м) и расстоянию между передним и задним сиденьем (970 мм) новый RAV4 пока является лучшим в классе.

В общем облике прослеживаются характерные для нынешних «Тойот» (Auris, Verso) решения в стиле «акцент на нижней части» (Under Priority) и решения передней части в «строгом стиле» (Keen Lock), что придаёт новой модели вид более энергичный и строгий. Дизайнеры учли претензии к стилю предыдущего поколения, многим казавшимся слишком женским, хотя и вполне гармоничным. При этом увеличилась видимая длина капота (на 170 мм) и на 8% уменьшилась толщина передних стоек, что положительно сказалось на обзорности и удобстве маневрирования. Несколько спорными показались два решения: общая тёмная юбка по всему периметру кузова (с белым цветом кузова выглядит тяжеловесно) и простоватое решение кормы (аналогичное универсалу Caldina для японского рынка), особенно на фоне отлично проработанного «лица». Впрочем, многим так может показаться из-за привычки видеть на всех предыдущих поколениях запаску на задней двери. С предыдущей моделью общность можно обнаружить в решении треугольной задней стойки и дисков колёс (здесь приятно, что сохранили прежнюю размерность: это порадует запасливых владельцев).

И в интерьере явно прослеживается аккуратная дизайнерская работа по сохранению фирменных черт модели, давно ставших привычными, с новыми линиями — в первую очередь это касается двухэтажной передней панели и «бумерангов» на дверных панелях, но решённых на совершенно новом дизайнерском уровне. Нижняя губа, обтянутая кожей с аккуратной строчкой, радует глаз и добавляет домашнего уюта, а также вполне приятна на ощупь. Несколько непривычно смотрится отделка некоторых вставок «под карбон», но чувства явного отторжения это не вызывает, лишь бы фактура не слишком царапалась при эксплуатации. Комбинация приборов лишилась стрелочного указателя температуры двигателя (теперь это полоска на ЖК-экране), но не потеряла в качестве считывания показаний, вкупе с адаптивной мягкой голубой подсветкой это решение можно считать удачным. Дизайн и эргономика руля во многом уже знакомы по последнему рестайлингу предыдущего поколения, но исчез подпил в его нижней части и немного изменился дизайн кнопок (а большинство остальных кнопок на панели ведёт свою родословную через несколько поколений «Тойот» — странная экономия «на спичках»). Само расположение кнопок на панели вызывает неоднозначную реакцию: некоторые, хоть и редко используемые, убраны ну очень далеко. Дизайн и функции штатной мультимедийной системы с экраном 6,1» можно признать минимально достаточными, но над качеством перевода навигационных сообщений явно требуется поработать специалисту, для которого русский язык является родным, а не выученным в свободное время на курсах. И несколько удивляет отсутствие более дорого её варианта с 8-дюймовым дисплеем высокого разрешения, доступного в Европе. Зато в списке долгожданных опций появилась камера заднего вида.





Передние сиденья, мало изменившиеся внешне, на самом деле полностью переработаны и обеспечивают гораздо больший комфорт и боковую поддержку, достойную моделей более высокого класса. Увеличились диапазоны регулировки, а уровень сидений относительно земли остался прежним — пожилые люди это оценят в первую очередь. Но небольшая ложка дёгтя есть и тут, даже две: у задних сидений исчезла возможность продольной регулировки, а пластик панелей остался довольно жёстким.

Пороги в зоне дверных проёмов защищены пластиковыми щитками, для столь высокой машины это большой плюс. В багажном отсеке нас так же ждут новшества: благодаря полному отказу от размещения запасного колеса на задней двери теперь её сделали открывающейся вверх, причём с электроприводом — давно напрашивающееся решение. Но почему дверь поднимается целиком? Даже на CR-V первого поколения она была составная, что очень ценили их владельцы, да и у нынешнего Land Cruiser она составная. Очень хотелось бы увидеть такой обновлённый узел уже при первом рестайлинге.

Объём багажного отделения повысился до 547 л (в основном за счёт увеличения его длины до 1025 мм), это вполне конкурентный показатель, хотя и тут нас поджидает неприятность, причём именно в версиях для российского рынка: полноразмерная запаска не умещается по высоте в свою нишу, в результате чего мы имеем вместо ровного с линией бампера пола багажника «горб». Складывается ощущение, что эту доработку делали наспех в последний момент, так как с маленькой «докаткой» на европейских и американских версиях пол абсолютно ровный, как, видимо, и задумывался.

Под капотом тойотовцы остались верны себе: здесь нас ждут три вполне современных силовых агрегата. Первые два, бензиновые, хотя и появились недавно, но уже знакомы нам по предыдущему RAV4 последней модификации (2 л, 3ZR-FE) и нынешней Camry (2,5 л, 2AR-FE). Третий же, совершенно новый дизель модели 2AD-FTV объёмом 2,2 л на российском рынке мы увидим впервые.

Для экономных покупателей предлагаются практические все варианты типов привода, но с двигателем 2 л (первоначально в Европе он был заявлен мощностью 158 л. с., но для нас его дефорсировали до мощности менее 150 л. с. — для уменьшения налогов), более мощные двигатели представлены только в дорогих комплектациях. Статистика продаж предыдущих поколений в целом подтверждает адекватность такого набора вариантов на нашем рынке, однако хотелось бы видеть и сочетание дизель + МКПП, благо «механика» доступна для европейского рынка. Сами характеристики дизельного двигателя выглядят очень заманчиво даже на фоне его бензинового коллеги 2,5 л, особенно хочется отметить цифру максимального крутящего момента и диапазон оборотов, в котором он достигается: с таким двигателем комфортность езды, особенно городской, заметно выше. А благодаря ранней блокировке гидротрансформатора у АКПП отклики на педаль газа такие же, как и на «механике». Думаю, это станет одним из главных козырей нового RAV4. Дотошные водители третьего поколения с МКПП могут спросить, осталась ли прежней эта коробка, к которой был ряд претензий по чёткости переключения: отметим, что на серийных экземплярах, представленных для тестов, проблем не было. При выборе комплектации с двигателем 2,5 л необходимо учесть, что из-за особенностей его компоновки в моторном отсеке приёмная труба глушителя уменьшает дорожный просвет до 176 мм.

Поведение на дороге по качеству управляемости ничем не уступает своему прародителю третьего поколения, который считался одним из лучших кроссоверов в этой дисциплине. В четвертом поколении инженеры смогли добиться при этом более высокой плавности и энергоёмкости самой подвески, которые раньше были слабым местом на российский ямах. Повышению удовольствия от езды прямо способствует и заметно улучшенная шумоизоляция. Схема работы полного привода осталась прежней. Помимо уже привычных систем динамической стабилизации и распределения крутящего момента, курсовой устойчивости, ABS с системой помощи при экстренном торможении, помощи на спуске, на подъёме появилась система динамического управления в поворотах, которая за счёт принудительно добавляемого крутящего момента на задние колёса увеличивает их контакт с дорогой, тем самым позволяя проходить повороты с большей скоростью. Системы автоматического переключения с дальнего света на ближний, оповещения о смене полосы движения, мониторинга слепых зон теперь также включены в базовый пакет.

Если внимательно посмотреть на функциональные возможности всей электроники, которая присутствует в машине, то окажется, что водитель этой машине, в общем-то, уже почти не нужен. Посудите сами: маршрут рассчитывает навигация с помощью систем типа GPS по голосовому приказу, руль поворачивает ЭУР по команде компьютера, на тормоз умеет нажимать система помощи при экстренном торможении, дроссельную заслонку давно поворачивает шаговый электродвигатель, также по командам от компьютера (педаль газа превратилась в ещё один датчик при модернизации второго поколения в 2003 году), осталось приделать машине глаза — и вот оно, будущее, описанное в фантастических романах. Работы над автопилотами давно ведут многие крупные автоконцерны.

И все же, смотря на торжество технической мысли и новых технологий, часто жалеешь, что машины всё больше теряют свою индивидуальность. Вот и нынешний RAV4 оставляет ощущение тщательно выверенных решений, избавленных и от негативных, и от позитивных, и вообще от оригинальных черт. Идеальный, но без ощущений и очень современный автомобиль. Большинству он понравится. Планы «Тойоты» продавать по 40 000 экземпляров RAV4 не выглядят сказочными, но кто-то обязательно с тоской вспомнит времена, когда RAV4 был необычной, во многом экспериментальной машиной, а не просто одной из лучших, но среди многих равных.