Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



Утро 1 сентября в кадетском корпусе, как и во всех российских школах, начнется с торжественной линейки. Плечом к плечу на плацу выстроятся ученики 5-11-х классов. Но если недавно новобранцы явно выделялись отсутствием выправки и слаженности выполнения команд, то теперь пятиклассников не узнать. «А где же наши малыши?» — удивленно переглядываются педагоги. Так вот же они: 5 «А», «Б» и «В» — как на подбор. Все знают, все умеют! Конечно, теперь им предстоит в течение нескольких лет оттачивать строевые навыки, но с азами они уже знакомы — спасибо воспитателям, а особенно вам, Григорий Сергеевич.
Григорий Сергеевич Кураш, первый заместитель директора КШИ «АПКМК», а на летние месяцы руководитель кадетских сборов в оздоровительном лагере «Паруса надежды» — человек не просто опытный. Вездесущий. Каждый час у 66 зав-трашних пятиклассников меняются формы деятельности, и всегда они находятся под всевидящим оком полковника. Григорий Сергеевич в курсе, что у 5 «В» заканчивается второй завтрак, 5 «Б» на спортгородке готовится к сдаче нормативов по спринтерскому бегу, а у 5 «А» — занятия с психологами.
— Чем отличается этот набор от предыдущих? — на пару секунд задумывается Григорий Сергеевич. — Рвение, желание есть. И незначительные нарушения, понятно, тоже есть: дитё есть дитё. Но только они подумают, что, не дай Бог, отчислят, как сразу слезы начинают блестеть в глазах— уж очень они хотят стать кадетами.

Да, забываются, порой ленятся — куда без этого в 11 лет? Но рядом круглые сутки воспитатели, опытные педагоги, которые подскажут, поправят, помогут.

Все воспитатели — офицеры запаса. Дмитрий Евгеньевич Сытник, Виталий Иванович Морозов, Анатолий Дмитриевич Слобода делают все возможное для того, чтобы адаптировать ребят к условиях учебы в кадетском корпусе: проводят занятия по строевой подготовке, уставу, символике, истории кадетского движения, приучают к здоровому, активному образу жизни, занимаются военно-патриотическим воспитанием, вместе смотрят фильмы, готовят концерты, стреляют в импровизированном тире, просто общаются. Пока, правда, времени для задушевных бесед и расспросов наставников о службе в морской авиации или ВДВ немного — уж очень плотный график занятий.

Девятидневный курс расписан по минутам. Утром после подъема обязательная физзарядка, заправка постелей, осмотр, завтрак, развод на занятия. Вот уже юных легкоатлетов ждет на спортплощадке Виктор Николаевич Журавлев:

— Нагрузка у ребят в течение дня для их возраста замечательная (особенно если учитывать малоподвижность нынешнего компьютерозависимого поколения), — говорит Виктор Николаевич. — Утром на зарядке они бегают 1200 метров легким бегом, делают разминку, в течение дня мы учимся преодолевать элементы полосы препятствий — лабиринт, пролом в стене, лазить по канату, по трубе. Сборы — это большой толчок для того, чтобы быстро привыкнуть к повседневным нагрузкам и режиму дня в кадетском корпусе.

Особое внимание Виктор Николаевич, как замечательный методист, уделяет культуре движения, правильной технике выполнения упражнений.
Сегодня юные кадеты сдают норматив по спринту — бегу на 30 метров, а вчера — по подтягиванию. Максимальный результат на турнике продемонстрировали Тимур Иргашев из 5 «А» и Максим Тарасов из 5 «Б» — оба подтянулись 11 раз.

— Это две звездочки, но я к ним более строг, — замечает тренер. — Они могли бы подтянуться и 15 раз, но я стараюсь приучить их делать всё правильно. Схитрить тут легко. Но важно с раннего возраста наработать правильную технику. Переучиваться гораздо сложнее.

А пока преподаватель сосредоточен на физической форме своих подопечных, старшины классов следят за тем, как сложена перед занятием кадетская форма пятиклассников.

— Это кто не сложил свою одежду? Выйти из строя! — от руководителя сборов не скроется ни одна мелочь.

— Я понял, нет смысла орать, если они тебя не слушают, — объясняет полковнику старшина 5 «Б» Сергей Виноградов, когда они отходят в сторонку после устранения досадной оплошности, — я просто докладываю командиру.

Но авторитет в коллективе бравый паренек уже заслужил — прежде всего, своим рвение, серьезностью и настойчивостью. Когда с папой переехал в Калининград из Омска, Сережа сразу решил поступать в кадетский корпус. «Военным быть престижнее, чем учиться в простой школе и пойти на офисную работу», — без обиняков заявил он. Да, пришлось немного подождать — закончить начальную школу. Зато здесь, в 49-м лицее, Сергей познакомился и подружился с Даниилом Михеевым, который сейчас стал старшиной 5 «А» класса кадетского корпуса.

Правда, у Даниила путь к ответственной должности был чуть длиннее. Смекалистого, умного парнишку воспитатель Анатолий Дмитриевич Слобода заметил сразу. Одно огорчало: не всегда и не во всем Даниил мог служить примером для товарищей. Поговорили с глазу на глаз, и юного кадета Д.Михеева словно подменили: стать, выправка, аккуратность — всем на зависть. Когда провели в классе тестирование, с кем бы ребята хотели пойти в разведку и кого они видят в должности старшины, больше половины назвали Даниила. И теперь старшина Д.Михеев с полным правом напоминает классному экипажу о взаимовыручке и дисциплине, а парочке несознательных грозит уборкой в кубрике и мытьем полов.

Особенно зорко за процессом формирования коллектива и микроколлективов среди пятиклассников следят психологи — в ненавязчивой, игровой форме. Вот, например, одно из заданий — на листе бумаге нарисовать аквариум и разместить в нем рыбок, предварительно раскрашенных.

— Это одновременно и проективная работа, тест, определяющий место каждого ребенка в коллективе, выявляющий трудности в адаптации, и возможность для них проявить себя, привыкнуть и узнать друг друга, — поясняет руководитель психолого-педагогической службы корпуса Ирэна Рудольфовна Лаптева. — Мы же наблюдаем, как они работают, насколько они доверяют и помогают друг другу, как ведут себя, если им нужен карандаш, который есть только у соседа, делятся ли сами маркерами и фломастерами.

Даже непрофессиональным взглядом видно, какие разные аквариумы получаются у ребят в итоге. Вот, например, пространство четко поделено на надводную и подводную части, все рыбки вместе, раскрашены в одной цветовой гамме, есть явный лидер. А вот группа, где каждый сам по себе. Рядом — другой любопытный вариант: рыбки ограничили собой все пространство, разместившись по периметру и освободив центр аквариума.

Никаких категоричных выводов психологи, конечно, не делают.

— Наша работа сейчас сводится к тому, чтобы через игровые формы определить, насколько разобщен коллектив — а это вполне нормально, — отмечает Ирэна Рудольфовна. — Мы смотрим, кто нуждается в помощи, в поддержке. Вообще, хочу сказать, что после лагеря период адаптации пятиклассников к жизни в кадетском корпусе становится короче, проще. Ребята уже знают друг друга, воспитателя, как его зовут, как к нему обратиться, знают требования — мы становимся одной большой семьей, экипажем.

Конечно, домашним детям тут непросто, особенно если речь идет об эгоистичных изнеженных особах, которые не привыкли садиться за уроки без маминого кнута или пряника. В корпусе не обойтись без самостоятельности, самодисциплины, трудолюбия, упорства. Но все — от психологов до воспитателей и педагогов — понимают, что тяжело и тем, кто поступил в корпус, преодолев серьезный конкурс, потому что хотел этого больше всего на свете. Ведь еще вчера после занятий в начальной школе он бежал домой, звонил маме, а здесь — чужая обстановка, новый коллектив, свои правила, да и телефоном можно пользоваться лишь по вечерам.




Зато как их дисциплинирует форма! Как горят глаза, когда старший по званию обращается к ним словами «юный кадет»! Как гордятся они, если выпадает честь стать командиром отделения или старшиной класса, поднять Андреевский флаг или руководить переходом строев с огромным барабаном в руках.

— Однозначно: кадетство для юноши — хороший старт, — говорит воспитатель 5 «В» Виталий Иванович Морозов, в прошлом выпускник Московского суворовского военного училища, а ныне заместитель председателя КРОО «Союз суворовцев и нахимовцев Балтики». — Помните, как опасается герой фильма «Алые погоны» перед первым набором кадет: «А не сделаем ли мы из них солдафонов?» Нет, потому что помимо общеобразовательных дисциплин здесь есть этика, эстетика, культурное развитие, кадеты учатся вести себя, танцевать, соблюдать честь и достоинство, поддерживать друг друга, посещают музеи, театры — это всестороннее развитие. И необязательно все они станут потом военными. Мы готовим будущую элиту России, которая будет способна достойно управлять государством. Об этом мы говорим ребятам с первых дней: «На вас лежит забота о будущем страны». Как горят при этом их глаза! Из таких обязательно что-то получится. Самое главное — самодисциплина.

Сейчас пятиклассники разъехались по домам — до 31 августа. Но «Паруса надежды» не опустели. На базе лагеря проходит традиционный ежегодный военно-полевой сбор кадетских классов Калининградской области.

Ирина Шелыгина

Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»



  • Школа юного кадета в оздоровительном лагере «Паруса надежды»




  • View the embedded image gallery online at:
    /corps/yunga/item/31783-shkola-yunogo-kadeta-v-ozdorovitelnom-lagere-parusa-nadezhdy#sigProGalleria2f3e681d9b