Командировка на войну



Двадцать лет назад российская гвардия в который раз приняла бой и победила. Победила, — «не постояв за ценой».
В памяти живы картины прошлого. Помню окончание 1994 года — на юге Российской Федерации дело, очевидно, шло к применению силовых методов по восстановлению правопорядка. Тогда на заседаниях областной думы мы, калининградские депутаты, дважды принимали обращения к Президенту и Федеральному собранию с просьбой не допустить военного противостояния. Увы, эта инициатива не увенчалась успехом.

Было и другое наше обращение — не посылать в зону боевых действий подразделения, дислоцированные на территории Калининградской области. Но к нам опять не прислушались. Видимо, положение в стране сложилось столь сложное, что федеральному центру просто было не до наших аргументов.

События между тем развивались стремительно. В считанные дни, а порой и часы — приказы, комплектование, самолёты, минимум обеспечения. И вот наши ребята уже меняют парней из ВДВ на подступах к рынку и «зелёному кварталу» в центре Грозного. За короткий период до 18 января 1995 года на этом окровавленном пятачке случились сотни историй — драматических и героических, забавных и печальных. Каждая из них — сюжет для отдельного литературного рассказа или повести.

Сегодня же пишу эти воспоминания, глядя на потрепанный листок бумаги. Это моё командировочное удостоверение от 24 января 1995 года. Оно лежит передо мной, испещрённое записями, сделанными убористым почерком. Писать пришлось ночью в палатке в полутора километрах от центральной площади Грозного, когда над «дворцом» ещё не развевался Андреевский флаг.

Это была командировка в расположение отдельного десантно-штурмового батальона морской пехоты, только что завершившего операцию по освобождению комплекса зданий перед главным опорным пунктом противника накануне его штурма.

На позиции мы приехали под вечер. Подполковник Швайко отдал мне свой спальник, кто-то передал автомат. За стенками палатки постоянно работали батареи гаубиц, рычали «Грады». Вокруг собрались офицеры батальона. Люди постоянно менялись, приходили даже тихоокеанцы и офицеры армейских частей. Им хотелось увидеть мэра самого западного российского города — Балтийска и поделиться с ним сокровенным. Эмоции порой перехлёстывали через край. В то время в стране разные суждения высказывались, разные оценки давались нашим Вооружённым Силам.




Замечу: и в областной думе звучали высказывания в осуждение военных за их действия в Чечне. Помнится, однажды назвал сторонников такого подхода «предателями» — людьми, которые наносят удар в спину нашей гвардии. Кстати, именно после этого разговора я обратился к жителям Балтийска с предложением собрать гуманитарный груз для наших ребят и к командующему флотом с просьбой о командировке в так называемую горячую точку.

Спасибо адмиралу Егорову Владимиру Григорьевичу! Он сумел решить вопрос о моей отправке, тем самым взяв на себя немалую ответственность. А затем выделил спецборт для груза. Спасибо всем балтийцам, за короткий срок собравшим около восьми тонн самого необходимого! Сегодня не называю никого, чтобы никого не обидеть. Но мы действительно ощущали себя одной семьёй. Сотни людей сдали кровь для полевых госпиталей, и мы её отвезли тем же бортом. Земной поклон всем!

И поклон вам, наши морпехи, кому судьба послала эти испытания и кто с честью их вынес! Читаю записи на своем командировочном удостоверении (другой бумаги тогда не нашлось): «Наши ведут себя доблестно...»; «Вся надежда на наших ребят»; «Мужикам нужны ножи и плоские фляги»; «Центр города взяли именно наши!»; «В первых группах на передовую из матросов направлялись только добровольцы»; «Колесникова Женю представили к Герою и досрочно дали звание майора при жизни, а не посмертно»; «Воды не хватает. Нужен тоник в пластмассе»; «Нужен поляроид, туалетные принадлежности, балаклавы...(во вторую командировку все это привезём)»; «Все наших уважают, классно воюют»; «С передовой не уходит никто, даже раненые...».

Так что же мне в итоге довелось увидеть? Ответ короткий: подвиг. Образец воинской доблести и служения Отечеству. Я находился среди доблестных гвардейцев, готовых идти в бой за страну, за всех нас. Они выстояли и победили. Слава вам, парни! Слава ушедшим и живым!

А.Кузнецов, депутат Калининградской областной думы