К 100-летию морской авиации ВМФ



В этом году 17 июля отмечается 100-летие морской авиации ВМФ. Сегодня мы начинаем серию статей о становлении и развитии авиации отечественного флота, которая сумела завоевать своё достойное место в общей структуре Вооружённых Сил страны.
Идеи и проекты

В 1909 г. талантливый русский инженер и конструктор капитан Лев Макарович Мациевич заинтересовался проблемами кораблей Пятого океана. В июле 1909 г. он выступил с докладом «О типе морского аэроплана», в котором выдвинул генеральную идею создания гидроаэроплана. 23 октября 1909 г. Лев Макарович подал докладную записку на имя начальника Главного морского штаба, где предложил первый в мире проект «авиаматки» и описал возможности использования авиации на флоте.

В докладной записке Л.Мациевич отмечал, что качества, присущие аэропланам, позволяют думать о возможности их применения в морском деле. Аэропланы, помещённые на палубе корабля, могут служить для разведки и для связи между отдельными судами эскадры, а также для сообщения с берегом.

30 июля 1910 г. с аналогичным предложением выступил подполковник М.М.Конокотин. В своей докладной записке он писал, что для организации опытов базирования аэропланов на корабле целесообразно использовать устаревший броненосец береговой обороны Балтийского флота «Адмирал Лазарев». При этом офицер предложил эскиз его переоборудования и отмечал, что на корабле после необходимых переделок можно будет разместить, со всеми приспособлениями и материалами, 10 аэропланов, а также иметь приспособление для быстрого подъёма их с воды. Это была поистине революция в военно-морском флоте России и военном кораблестроении.

Однако, к большому сожалению, идеи капитана Л. Мациевича и подполковника М. Конокотина поддержки не нашли, отечественные приоритеты в области авиации корабельного базирования и в создании авианесущих кораблей были утрачены.

Летающие лодки

Первый гидросамолёт в России был сконструирован Яковом Модестовичем Гаккелем. За время своей конструкторской деятельности он создал более десятка машин различного назначения и типа. 9 удалось построить, из них 6 успешно летали. Первым в воздух поднялся «Гаккель-3» — 6 июня 1910 г. Им управлял лётчик Булгаков. В последующие годы разработкой гидросамолётов занимались изобретатели и конструкторы в области воздухоплавания Огнеслав (Игнатий) Степанович Костович и Дмитрий Павлович Григорович .

Сконструированные Д.П. Григоровичем летающий лодки М-5 (1914 г.) и М-9 (1916 г.) были признаны современниками наиболее удачными. Летающая лодка М-5 находилась в серийном производстве с 1915 по 1923 г.

Игорь Иванович Сикорский тоже отдал дань гидроавиации. В 1912 г. по заказу морского ведомства он спроектировал свой гидросамолёт «С-5а» «Гном» с двигателем в 60 л.с. Опыт, приобретённый конструктором при проектировании С-5а, был использован при создании второго гидросамолета — С-10 «Гидро». Морское ведомство заказало семь С-10, ставших первыми отечественными гидросамолётами, принятыми на вооружение и участвовавшими в Первой мировой войне. На одном из этих самолётов был выполнен перевернутый полёт, одна из первых фигур высшего пилотажа.




Несмотря на очевидные успехи русских конструкторов, к началу Первой мировой войны на вооружении Российского флота оказалось всего 18 гидросамолётов и только 3 из них — собственного производства: два С-10 и один «Илья Муромец» (на поплавках). В 1913 г. было закуплено 83 гидросамолёта «Кертисс» в США и 30 летающих лодок FBA во Франции. В этом же году началось строительство воздушных станций на побережье Балтийского моря. Первой на Балтике осенью 1913 г. вступила в строй воздушная станция в Либаве (Лиепая), куда были переведены 2 гидросамолёта Петербургской опытной станции. К концу года в Либаве находилось уже 8 самолётов. Позднее были созданы воздушные станции на острове Эзель (Сааремаа), в Ревеле (Таллин), в Виндаве (Вентспилс) и несколько других.

Первый авианосец России

В декабре 1913 г. по предложению командующего Морскими силами Балтийского моря адмирала Н.О.Эссена, одобренному морским министром, Адмиралтейскому судостроительному заводу был дан заказ на изготовление приспособлений для базирования гидросамолёта на крейсере «Паллада». К сожалению, эти опыты так и не были осуществлены. Адмирал Н.О.Эссен 9 января 1915 г. обратился к морскому министру адмиралу И.К.Григоровичу с предложением оборудовать для целей воздушной разведки специальное «авиационное судно» — вспомогательный крейсер, который должен нести на себе, в полной готовности к спуску на воду, авиационный отряд. Им оказался пароход «Императрица Александра» рижской судоходной компании «Гельмсинг и Гримм». Поскольку корабль должен был иметь «чисто боевое назначение», нести военный флаг и обслуживаться военной командой, Эссен предложил приобрести пароход в полную собственность морского ведомства и зачислить его во II ранг, в разряд вспомогательных крейсеров, с наименованием «Орлица». Срок готовности этого крайне необходимого для флота корабля устанавливался не позже апреля 1915 г.

Гидроавиатранспорт «Орлица» имел на палубе 2 ангара для самолётов. Один аппарат, кроме того, хранился в разобранном виде в трюме. На корабле были смонтированы бензо- и маслохранилища, бомбовый погреб и в кормовой части мастерские, слесарная, сборочная, моторная и деревообделочная. Для подъёма аэропланов на борт и спуска их на воду предназначались две специальные стрелы с электромоторами. Корабль имел водоизмещение 3800 т.; скорость хода 12 узлов; его длина 91,5 м, ширина 12,2 м, осадка 5,3 м. Вооружение: 8х75 АУ, 2 пулемета, 4 гидросамолёта.

Сергей Гуров, «Страж Балтики»