Подполковник Юрий Алтушкин: за судьбу Отечества в ответе



В жизни старшего преподавателя кафедры тактики Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова подполковника Юрия Алтушкина война на Северном Кавказе оставила неизгладимый след, во многом сформировала отношение к военной службе, людям и таким понятиям, как долг, Отечество и честь.
Как говорит сам Юрий Александрович, военным он мечтал стать с детства. Поэтому неудивительно,что после восьмого класса Юрий поступает в Минское суворовское училище, а в 1991 году становится курсантом Ленинградского высшего общевойскового командного училища им. С.Кирова.

Подполковник Юрий Алтушкин: за судьбу Отечества в ответе


По окончании военного учебного заведения летом 1995 года лейтенант Юрий Алтушкин прибыл для дальнейшего прохождения службы в Калининград в 1–ю танковую дивизию 11-й гвардейской общевойсковой армии. Начинал с должности командира мотострелкового взвода. В декабре того же года в части прошли оргштатные мероприятия. На базе полка формируется отдельный мотострелковый батальон. А спустя некоторое время директивой начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ в мае 1996 года группа офицеров соединения в количестве около 30 человек направляется для прохождения дальнейшей службы в Чеченскую Республику. Предварительно все военнослужащие побывали на беседе у командующего 11-й армией генерал-лейтенанта А.И.Пименова. Офицерам сообщили, что они убывают на формирование 204-го отдельного мотострелкового полка, который, как выяснилось позже, входил в состав 205-й отдельной мотострелковой бригады, которая дислоцировалась в Ханкале и на аэродроме Северный. Естественно, у каждого спросили желание ехать туда служить. Отказников не было. Сделал свой выбор и Юрий Александрович.

— Психологически мы были готовы к участию в боевых действиях, — вспоминает подполковник Юрий Алтушкин. — Мы знали, что на Северном Кавказе неспокойно. Еще во время учёбы на четвертом курсе в феврале 1995 года в местной газете города Петродворца был опубликован некролог на погибших в Чечне 13 офицеров-выпускников 1994 года, Санкт-Петербургского ВОКУ. Более того, где-то с января до самого выпуска была существенно усилена подготовка по специальности курсантов четвёртого  курса. Мы практически не вылезали из полигонов. Да и каждый из нас, как тогда казалось, представлял, что там на самом деле происходит и с чем возможно придётся столкнуться. Однако реальность оказалась значительно серьёзней...

Лейтенанта Юрия Алтушкина назначили командиром 3-го мотострелкового взвода во 2-й батальон 205-й отдельной мотострелковой бригады.

В том, что на Северном Кавказе идёт настоящая война, Юрий Александрович убедился очень скоро. Все случилось днём, когда группа офицеров батальона возвращалась с расположенного неподалёку в овраге стрельбища. Военно-служащие переходили дорогу, как вдруг из проезжающей мимо машины по ним открыли огонь из автоматов. Многие ребята уже давно находились в Чечне, были, что называется обстрелянными. Они за долю секунды оказались на земле, а лейтенант Алтушкин немного замешкался.

— Если так долго будешь думать, то не выживешь, — сказали его более опытные сослуживцы.

Перед подразделением лейтенанта Юрия Алтушкина стояла задача оборонять взводный опорный пункт и  не допустить прорыва боевиков в Ханкалу. Во взводе были оборудованы огневые позиции, для стрелков и пулемётчиков установлены бронеколпаки, подготовлены окопы для техники. Было организовано прикрытие взвода с тыла и флангов.

Свой первый по-настоящему серьёзный бой лейтенант Юрий Алтушкин вместе с подразделением принял вечером 6  августа 1996 года.

— Информация о возможном обострении ситуации доводилась до офицеров батальона ещё в июле, — вспоминает Юрий Александрович. — Но под конец месяца по всей линии противостояния наступила непривычная тишина. Явно не к добру. Все стали готовиться к самому худшему развитию событий. Так в итоге оно и получилось.

Сразу же после Дня ВДВ боевики предприняли массированные атаки на позиции федеральных сил. Бронегруппа роты под руководством командира роты старшего лейтенанта Д.Василевского, в которой служил лейтенант Ю.Алтушкин, приняла бой где-то в 10 часов утра в районе железнодорожной станции «Ханкала».  Ближе к 22.00 в бой вступил взвод лейтенанта Юрия Алтушкина. Как командир он предполагал, что активные боевые действия могут начаться с наступлением темноты.  Личный состав также находился в окопах, велось постоянное наблюдение за передним краем обороны. Нападавшие обстреляли позиции из АГС, подствольных гранатомётов, пулемётов, а затем пошли в наступление. Однако солдаты и сержанты были готовы отразить атаку боевиков.  Встретили врага организованно. Выдержав первый удар, открыли ответный.

— Для меня бой длился четыре часа, — рассказывает подполковник Юрий Алтушкин. — Как я узнал позже, отбивая яростные атаки боевиков, взвод держал оборону до утра. Меня же в два часа ночи ранили. Управляя действиями подразделения, я находился в метрах пяти от расчёта АГС, которым командовал младший сержант Александр Архипов. Возможно, целились в него. Помню, как перед самым взрывом вражеской гранаты внутренний голос словно позвал меня: «Юра!» Повернул голову в сторону, и в этот момент прогремел взрыв. Сразу почувствовал сильный удар в руку. Смотрю, две дырки в плече и предплечье, кровь. Позже выяснилось, что ещё один осколок угодил в ногу.




Оставлять взвод и убыть  в медсанбат, как командир, я не имел  права. Несмотря на то, что все солдаты и сержанты были подготовлены к огневому противоборству, всё же понимал, что присутствие командира в самый разгар боя морально укрепляет ребят, вселяет в них уверенность. Поэтому никому из подчинённых говорить о ранении не стал, а постарался незаметно и, как мне казалось, ненадолго убыть в расположение взвода, где личный состав отдыхал в расположенном недалеко дачном домике.

Зайдя в помещение, лейтенант Алтушкин вызвал командира отделения рядового срочной службы Махмудова. Его подразделение прикрывало позиции взвода с тыла. Солдат оказал офицеру первую помощь, обработал и перевязал раны. Комвзвода предупредил Махмудова: «О ранении никому ни слова!». Юрий Александрович собрался вернуться на позицию, но тут почувствовал серьёзное недомогание, появилась слабость в ногах, усилилась боль.

— Через минуту-другую в канцелярию забегает мой заместитель сержант-контрактник Птиков, — продолжает Юрий Александрович. — Он прошёл Афганистан, был награждён медалью «За отвагу» и что такое война, знал не понаслышке. Увидев меня, сразу сказал: «Командир, машина готова, мы тебя сейчас эвакуируем». Я сразу стал возражать. На что сержант ответил: «Да мы в Афгане командиров в случае ранения всегда в первую очередь вывозили!»

Бойцы погрузили лейтенанта Юрия Алтушкина на броню БМП, а сами сели вокруг, прикрыв телами командира. Таким образом доставили его в медсанбат.

— Это по-настоящему трогательный момент, — говорит Юрий Александрович. — Ребята, как могли, старались уберечь меня, своего командира, от опасности. Такое забыть невозможно!

Уже позже в госпитале лейтенант Юрий Алтушкин заметил, что его донимает непрекращающаяся боль в ноге. Сообщил врачам. Хирург после осмотра констатировал: «У тебя там небольшой осколок». Операция была несложной и заняла несколько минут. «Держи на память», — хирург протянул Юрию Алтушкину маленький кусочек металла.

Руководство медучреждения приняло решение направить офицера на реабилитацию. После ранения у Юрия Александровича фактически не действовала левая рука. Оказалось, осколки повредили важный нерв, и для восстановления его функций требовались время, а также специальная физиотерапия. С учётом ситуации комендант Калининградского гарнизона полковник Владимир Иванович Каптур, кстати, также выпускник Ленинградского ВОКУ, участник боевых действий в Афганистане, продлил лейтенанту отпуск. Реабилитацию офицер проходил в госпитале в Калининграде. В течение 25 дней он регулярно посещал лечебное учреждение, занимался на тренажёрах, специально для восстановления руки таскал наполненный кирпичами дипломат.

Несмотря на проблемы со здоровьем, лейтенант Юрий Алтушкин ждал того дня, когда врачи разрешат ему вернуться в часть. Наконец медики дали добро. Обратный путь много времени не занял, и в конце сентября офицер доложил командованию о возвращении из госпиталя. Солдаты и сержанты с радостью встретили своего командира. Подразделение Юрия Алтушкина в составе мотострелкового батальона продолжало нести службу по охране важного объекта в раздираемой войной республике.

В 205-й бригаде, которая после вывода из Чечни дислоцировалась в городе Буденновске Ставропольского края, Юрий Алтушкин прослужил с мая 1996 года по июль 1998 года. За грамотные действия и личную отвагу офицер был награждён орденом Мужества, получил досрочное воинское звание старший лейтенант. По прошествии двух десятков лет на вопрос, за что он воевал в Чечне, Юрий Александрович ответил:

— Позиция одна — там, в Чеченской Республике, мы защищали целостность нашей Родины, её города и сёла, своих родных и близких. Тем более что в 1991 году я ещё принимал присягу Советского Союза и хорошо помнил слова этой клятвы.

После Чечни Юрий Александрович служил на различных должностях в воинских частях береговых войск Балтийского флота, некоторое время был заместителем военного комиссара — начальником мобилизационного отделения Гурьевского райвоенкомата Калининградской области. В 2007 году Юрий Алтушкин окончил Общевойсковую академию Вооружённых Сил Российской Федерации, служил в оперативном отделе береговых войск Балтийского флота. Затем учился в адъюнктуре при Балтийском военно-морском институте. Получил диплом преподавателя высшей школы, защитил диссертацию и получил степень кандидата военных наук.

Сегодня, являясь преподавателем кафедры тактики БВМИ, подполковник Юрий Алтушкин учит будущих флотских офицеров азам военного дела, постоянно делится личным опытом участия в боевых действиях, приводит примеры из истории чеченской войны.

Подполковник Юрий Алтушкин: за судьбу Отечества в ответе


— Ребята выбрали почётную, но опасную стезю служения Родине в Вооружённых Силах, — говорит Юрий Александрович. — Я готовлю курсантов к тому, что по выпуску они могут попасть служить не только в плавсостав, но и береговые части флота. Примеров тому великое множество. Как сложится их офицерская судьба, предсказать невозможно. Моя задача – чтобы каждый лейтенант — выпускник БВМИ был обучен и готов грамотно руководить личным составом в самых сложных, непредсказуемых ситуациях, включая реальные боевые действия.

Владимир Дашевский, «Страж Балтики»