Ветеран морской пехоты гвардии старший прапорщик Иван Михайлович Кривенко



Встречали ли вы в жизни счастливого человека? Тогда позвольте представить: гвардии старший прапорщик Иван Михайлович Кривенко, ветеран морской пехоты и почетный житель города Балтийска. Впервые он ступил на его улицы в далёком 1960 году.



Прозвище «Счастливый» закрепилось за ним еще в юности. Судьба ворожила парню. Как говорят: брала под крыло, берегла и спасала. А рядом с ним и окружающие чувствовали себя спокойнее.

Родившись на Донбассе перед самой войной в семье потомственных шахтеров, Иван младенцем уцелел в самые тяжелые годы своей жизни. Не погиб под фашистскими бомбами, не умер от голода и болезней, не угодил в фашистский концлагерь, где с детей выкачивали кровь для лечения раненых немцев. Даже в послевоенные голодные годы, годы его босоного детства, мальчик отличался крепким здоровьем. И не брали его никакие болезни и простуды. В одном только не повезло. Отец — рядовой Михаил Кривенко погиб при форсировании Днепра в 1943 году. Наверное, потому отец до сих пор остаётся для него образом былинного богатыря, сложившего голову за Отечество.

Детство будущего морпеха, как и у всех его погодков, было не долгим. Тот фрагмент биографии укладывается в простые слова: школа, ремесленное училище, а дальше, как в песне: «Вышел в степь Донецкую парень молодой».

Здоровье позволяло, и отличника учёбы сразу же направили в забой помощником углерубочной машины. Это было первое достижение. Тех, кто учился посредственно, ставили на более простые операции.

— Во, как Иван-то наш карьеру делает! — иной раз говорили знакомые, ставя парня в пример его сверстникам. — Сейчас помощник, а завтра, глядишь, и машинистом станет.

За год работы под землей случалось всякое: и обвалы, и выбросы, и пожары. Но те, кто работал вместе с Иваном, всегда выходили невредимыми из самых опасных ситуаций. Вот тогда за парнем и закрепилось прозвище « Счастливый».

Конечно же, и зарплаты у помощника были выше. Это помогало семье выживать в разруху, но стать знатным шахтером Ивану не пришлось. Едва парню стукнуло девятнадцать, как повестка из военкомата тут как тут.

Высокий, плечистый, здоровый, да еще и технически подкованный призывник был в те времена находкой для военкома. Никто не знал, что в тот 1959 год военкоматы были нацелены на подбор кадров для флота. И упор делался как раз на шахтеров. Дескать, кто побывал под землёй, тому и на воде и под водой не страшно.

Уже через пару недель после проводов Иван Кривенко стал черноморским матросом, а точнее, курсантом Севастопольской водолазной школы. Сколько лет прошло, а Иван Михайлович помнит своего первого наставника — командира учебного водолазного взвода, инженера-капитан-лейтенанта Николая Злобина.

— Вы не просто будущие водолазы, — внушал он своим питомцам. — Вы — водолазы-взрывники. А значит, у вас нет права на ошибку.

Целый год постигал молодой шахтер водолазное дело и среди своих товарищей отличался не только прилежностью, дисциплинированностью и отличными результатами. Парню невероятно везло.

Вот, к примеру, только один факт. Однажды на стендах водолазы-взрывники отрабатывали методику подъёма взрывоопасных предметов. Устройство было сработанно так, что если водолаз ошибался, срабатывал имитатор взрыва. Ивану досталась мина со специально приготовленной ловушкой. По всем параметрам она должна была сработать, но, к удивлению взводного, этого не произошло.

Когда же стали разбираться в чем причина, то выяснилось, что новенький элемент питания учебного взрывателя полностью разряжен.

— Твоё счастьё! — заключил после занятия командир взвода. – Но смотри, чтобы оно не изменило тебе. Счастье — хорошо, а осторожность — лучше!

После блестяще сданных выпускных экзаменов И. Кривенко оставили служить в водолазной школе инструктором. Правда, не долго ему пришлось служить на берегу. Главком приказал направить лучших водолазов на Балтику, где начинались разминирование акваторий портов и активный судоподъём.





Старшина 2-й статьи И.Кривенко со своей группой водолазов едва успел ступить на палубу спасательного судна «СС-17», как за ними тут же убрали трап, и оно двинулось на выход из гавани. Так начался его первый дальний поход в морской биографии. Курс лежал на Кубу, где разворачивались известные события, что вошли в историю под названием «Карибский кризис», который разрешился миром, а наш герой вернулся в Балтийск, где ему предстояло прослужить 34 года.

Первое серьёзное боевое задание И.Кривенко получил при подъёме затопленной бывшей царской яхты «Полярная Звезда». Чтобы поднять её, надо было разрезать корпус судна на части методом взрыва. Вот где потребовались его навыки водолаза-подрывника. За успешное выполнение взрывных работ Иван Михайлович получил повышение в звании и благодарность от командующего Балтийским флотом.

За полгода до увольнения в запас в службе нашего героя произошло событие, которое поправу можно считать судьбоносным.

— Опять посчастливилось, — и ныне считает ветеран.

Как-то командир корабля пригласил его в каюту, где он встретился с двумя незнакомыми офицерами в армейской форме, один из которых был полковником.

В тот год гвардейский Белостокский полк был преобразован в бригаду морской пехоты. А полковник, что пристально рассматривал молодого мичмана, был гвардии полковником Павлом Шапрановым — её первым командиром. Без долгих объяснений он предложил И.Кривенко возглавить водолазный взвод в инженерной роте. Неожиданно для самого себя он дал согласие.

За каких-то полгода мичман И. Кривенко обучил своих моряков всем премудростям водолазного дела. Если подсчитать, сколько боеприпасов минувшей войны было поднято со дна моря и обезврежено на земле лично и его гвардейцами, то цифра будет, как минимум, пятизначная. Тут чего стоит только одна двухсотпятидесятикилограммовая немецкая авиабомба, что вдруг обнаружилась на ракетной стартовой позиции среди дюн еще в первые годы его службы в морской пехоте!

Кроме того, более полутора десятков боевых походов в различных точках Мирового океана пришлось пройти водолазному подразделению И. Кривенко. Но более всего запомнились ветерану мероприятия в Египте, когда инженерам морской пехоты приходилось разминировать Суэцкий канал. Поиск мин — дело опасное, а тем более под водой. Тогда доклад русских водолазов об отсутствии мин можно было сравнить с государственной гарантией. За выполнение боевого задания в Арабской Республике Египет среди награжденных морских пехотинцев Балтики числился и И.М. Кривенко.

Позже такие же задания по противоминной обороне выполняли гвардейцы во главе со своим счастливым командиром и в других странах африканского континента, и всегда без потерь. Ордена, правда, как-то разминулись с нашим героем, но Почетная грамота от Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева за выполнение интернационального долга дорогого стоит.

Ныне гвардии старший прапорщик в отставке И.М. Кривенко — один из наиболее уважаемых ветеранов морской пехоты. А когда накануне Дня защитника Отечества друзья поздравят его с семидесятипятилетием, думается, многие вспомнят, что называли его счастливым. Ну, решайте сами. Выжил во времена войны; отслужил Отечеству в дважды опасной должности водолаза — подрывника; вырастил детей и растит внуков; продолжает вести активную работу с молодыми гвардейцами; удостоен звания почетного жителя города Балтийска…. Ну кто усомнится в правоте такого счастья?

Юрий Шевченко