Ходили мы походами... Капитан 1 ранга М.И. Щирица



Капитан 1 ранга Щирица Михаил Иванович:



— Случилось это в конце июня 1991 года, когда я был командиром базового тральщика «БТ-42» типа «Яхонт». В составе минно-тральной группы в тот день корабль нес боевое дежурство в готовности к выходу.

В районе Ирбенского пролива рыболовное судно серии МРТК производило промысел трески. На очередном галсе трал изрядно потяжелел. Когда же в ожидании богатого улова радостные рыбаки подняли трал, то их взорам предстала ужасная картина. Рыбы в трале было, как говорят, кот наплакал, но зато в сетях раскачивалось что-то круглое и огромное. Что это такое, было трудно разобрать, и капитан принял решение поднять находку на палубу. Сказано — сделано. Когда же разобрались, что им послал за труды морской бог, весь экипаж чуть кондратий не хватил. На юте вся обросшая морскими водорослями лежала огромная морская мина. Капитан траулера доложил ситуацию своему руководству, а то связалось с оперативным дежурным флота.

В те времена бригада ОВР входила в дивизию, которой командовал контр-адмирал М.Ф.Пинчук. Он и принял решение отправить на уничтожение мины тральщик из состава дежурных сил Балтийской бригады. Трудно сказать, почему: ведь из Лиепаи до Ирбен путь был вдвое короче. Но приказ есть приказ. Выбор пал на мой экипаж. Во-первых, корабль находился в боевом дежурстве, а во-вторых, он еще и отличный.

Тральщик шел полным ходом. Все это время на борту шли расчеты операции по уничтожению мины. В них ничего не было сложного, учитывая, что упражнение по подрыву плавающих мин проводились по нескольку раз в году. Правда, минеров ждало небольшое открытие, которое полностью перечеркивало все наработанное. Никто не знал, что мина не плавает на поверхности, а лежит на палубе траулера.

Уже в море я связался с капитаном судна и получил его точные координаты. На подходе сигнальщик доложил, что по курсу наблюдает судно морской разведки. Это удивило меня. Никаких судов разведки в этом районе быть не должно. Район был объявлен временно закрытым.

Взяв бинокль, я вышел на крыло ходового мостика. Вдали действительно находилось судно, похожее на судно радиоэлектронной разведки. Во всяком случае, в бинокль можно было различить круглое устройство, похожее на антенну, скрытую под шаровым колпаком. На всякий случай я еще раз запросил у капитана по радио о его месте нахождения.

— Я вас вижу! — последовал ответ.

Только теперь мы поняли, что этот разведчик и есть траулер, а мина лежит у него на юте.

Подрывная группа во главе с флагманским минёром капитаном 3 ранга Николаем Снежко высадилась на борт траулера. Таких мин флагман не видел даже в справочниках, где, казалось бы, представлены все их образцы. Вот почему в минёре взыграл в первую очередь профессиональный интерес.

Мина была как минимум в полтора раза больше всех известных мин. Она лежала на юте траулера, все обросшая водорослями и замотанная в сети. Крышка, что прикрывала её приборный отсек, была погнута и позволяла заглянуть внутрь. Среди проржавевшего металла виднелись новенькие цветные провода, а это означало, что детонаторы целёхоньки, результат мог быть непредсказуемым. Н. Снежко докладывал по радио на борт тральщика о каждом своём шаге. То, что мину нельзя обезвредить простым техническим вмешательством, флагману стало ясно сразу. И потому он доложил о том, что мину надо уничтожить на месте.

— Как это на месте?! — испугался капитан. — Она же утопит мой траулер.





— Да вы не беспокойтесь, — то ли в шутку, то ли всерьёз отвечал тот. — Мы вас на тральщик перевезем.

— Не разрешаю! — запротестовал капитан. — Делайте что угодно, но взрывать её на палубе не дам!

Юмор минера здесь переиграл юмор рыбацкий. Флагману пришлось долго убеждать капитана, что он пошутил.

Операция по уничтожению мины пошла по иному пути. Прежде всего её надо было опустить в воду. Отвести траулер на безопасное расстояние, прикрепить подрывной патрон и успеть отойти на шлюпке как можно дальше. Мину пришлось опускать за борт вместе с сетью. Её габариты говорили о том, что заряд взрывчатки внутри корпуса весьма солиден, и во время взрыва надо успеть отойти как можно дальше.

Спустившись в шлюпку, Снежко популярно объяснил предстоящую задачу гребцам.

— И вот что, — сказал флагман в конце. — Огнепроводного шнура у меня в наличии только где-то полтора метра. Это замедлит взрыв на минуты три.

— Это примерно столько, сколько звучит Гимн Советского Союза, — вдруг произнес правый загребной старшина 2-й статьи Ю. Иванов.

— Вот! — одобрительно резюмировал флагман. — Есть такой способ измерять время по песне. Как только я подожгу шнур, ты, Иванов, начинай петь гимн. Гребём изо всех сил. После второго куплета все весла по борту и ложимся на дно шлюпки. Здесь не учение. Ясно!

Вопросов не последовало, и операция началась. Тральщик отошел примерно на полмили. На траулере выбрали якорную цепь, и судно начало дрейфовать к берегу. Шлюпка подошла кормой к мине, и капитан 3 ранга Н.Снежко надежно прикрепил к её корпусу подрывной патрон «ПП-3». Потом поджег огнепроводный шнур и махнул рукой рыбакам на юте. Те полосонули острыми ножами по сети трала, и под тяжестью своего веса мина вывалилась их него в воду. Гребцы ударили веслами так, что шлюпка не пошла, а полетела по волнам прочь от мины. В противоположную сторону с полного хода рванул и траулер.

К тому времени в Ирбенах заштилело. Над гладью моря слышались тарахтящий голос двигателей траулера, всплески весел да дружный хор гребцов, исполняющий Гимн Советского Союза.

Флагманский минер пел вместе с ним, все время оглядываясь назад. По его расчету, освободившись от трала, мина должна была уйти в глубину и там детонировать. Но проклятая мина не хотела тонуть. Отброшенная кильватерной струёй траулера, она плыла вслед за шлюпкой. Это плавание продолжалось с минуту, пока, выпустив изнутри корпуса струю вытесненного воздуха, мина не скрылась под водой.

Второй куплет гимна подходил к концу, когда флагман скомандовал лечь на дно шлюпки. Взрыва ожидали все, но грянул он неожиданно. Но это был уже звук успешно завершенной операции. Позже капитан 3 ранга Н.Снежко отыскал в старых, еще дореволюционных справочниках данные о той злополучной мине. Она оказалась немецкой, повышенной мощности, времён Первой мировой войны, которые германский флот выставлял в Ирбенах, чтобы оградиться от русских линкоров.

Ходили мы походами... Капитан 1 ранга М.И. Щирица


Много воды утекло с тех пор. По слухам, на тральщиках еще долго после этого случая экипажи шлюпок пели гимн, когда выполнялись учебные задачи по подрыву плавающих мин. Это был своеобразный способ измерения времени.