Ходили мы походами... Контр-адмирал Б.Р. Домбровский



Контр-адмирал Домбровский Борис Робертович:



— По истечении 35 лет с момента приёма в состав БФ первого и головного в серии ракетного катера проекта 1241.1 (основной и единственный на БФ проект и поныне) представляется целесообразным поделиться с нынешним поколением катерников наиболее яркими эпизодами его испытаний и освоения.

Считаю, нет надобности напоминать о боевом пути и рождённых боевых традициях катерников Балтики в годы Великой Отечественной войны и о том, что ракетные катера для условий Балтики и ныне являются грозным и основным средством достижения боевого успеха на море. Конечно, горжусь, что являлся продолжателем славных традиций катерников (своим 15-летнем командирским катерным стажем и пуском не менее 50 крылатых ракет) и особенно тем, что был удостоен первым принимать и осваивать катера проекта1241.

Кто участвовал в приёмке от промышленности новых кораблей, подтвердит, что для головных кораблей программа как заводских ходовых испытаний, так и государственных испытаний значительно расширена и имеет существенные особенности по порядку и содержанию их проведения.

Яркое впечатление, например, оставило одно из испытаний мощностных (а это 32000 л.с, как у порядочного атомохода), скоростных возможностей катера, которое заключалось в реверсировании с полного переднего хода (это около 40 узлов) до полного заднего хода (это около 18 узлов). Действия оператора ГЭУ в ходе этого испытания включали быстрый сброс оборотов двигателей с полного переднего хода до разрешения реверса (около 0,5 их мощности), реверс на задний ход с последующим быстрым набором оборотов до полного заднего хода. Около 30 секунд, пока катер не остановился, всех находящихся на ГКП просто «прилепило» к лицевой переборке, и никаких сил не хватало от неё оторваться. В отдельных умелых командирских руках эта мощь в последующем превращалась в красивый манёвр при швартовке.

Неизгладимые воспоминания сохранились и от завершающего этапа испытаний ракетного комплекса, предусматривающего выполнение залповой ракетной стрельбы полным боекомплектом ракет, когда сход всех четырёх ракет происходил с интервалом 2-3 секунды. Впечатления потрясающие, и сомневаюсь, что с кем-либо из нынешнего поколения командиров подобными впечатлениями можно обменяться. Мне повезло!

Ходили мы походами... Контр-адмирал Б.Р. Домбровский




Хватало впечатлений и при испытаниях, например, артиллерийского комплекса АК-630. При этом по ряду обстоятельств его испытания были выведены за рамки испытаний катера и осуществлялись как испытания нового образца оружия, предусматривающего стрельбу на самых неблагоприятных режимах, прежде всего теплового (очередями по 300 выстрелов с автоматическим прерыванием стрельбы), различными способами, на различных углах обстрела и пр. с расходом 8000 снарядов! (расход снарядов на обычную АС не превышает 30-40 сн). Нельзя не отдать должное совершенству и надёжности АУ АК-630, так как её испытания прошли, как говорят в народе, без сучка и задоринки.

Не могло не запомниться посещение катера, буквально перед окончанием государственных испытаний, главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза Горшковым Сергеем Георгиевичем (чем удалённее те времена, тем всё более государственной представляется его личность). Как говорили мне ветераны, посещение головного корабля для него было обязательной служебной обязанностью. Катер ему понравился, и он его «благословил» для приёма в состав ВМФ.

А дальше начался многосторонний процесс освоения нового катера, в котором участвовал в должностях начальника штаба и командира дивизиона, по итогам которого был награждён вторым за корабельную службу орденом Красной Звезды.

В частности, в основу совершенствования тактики действий катеров данного проекта было положено изыскание приёмов использования уникального и поныне РЛК «Монолит» и прежде всего его пассивного тракта, позволяющего в т.ч. составить радиоэлектронные паспорта как опознанных кораблей иностранных государств, так и кораблей БФ (в интересах учебных морских боёв), а в последующем обеспечить их индивидуальную автоматическую классификацию. Считаю, что возможности, заложенные в РЛК «Монолит» его разработчиками, до конца не использованы и поныне.

В завершение с гордостью за нашу страну и её промышленность хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на солидный 35-летний возраст ракетного катера пр. 1241.1, он и поныне по большинству показателей не имеет себе аналогов у вероятного противника (ракетный, радиолокационный комплексы, ГЭУ и др.). Ярким подтверждением этому (согласно одной из добытых разведкой статей) является заключение американцев после углубленного изучения «изъятого» у бывшего НВМФ ГДР катера данного проекта, которое при ряде к нему технических претензии может быть сведено к следующему: «Невероятно, но факт, небывалое — бывает!».