Где похоронен погибший Герой?



Расследование места гибели боевого летчика, имя которого увековечено на монументе в Калининграде, провел житель Пятигорска Геннадий Владимирович Полубедов.

Летом прошлого года, собираясь в Подольск в Центральный архив Минобороны России, позвонил своим знакомым в Калининград. В областной ассоциации поисковых отрядов «Память» дали совет по поиску документов, указывающих на место захоронения моего дяди, капитана пехоты, погибшего в марте 1945 года южнее Кенигсберга в бою у имперской автомагистрали, известной теперь как «Берлинка».

Созвонился и с автором ряда книг и статей о боевых действиях на территории Восточной Пруссии в период Второй мировой войны Сергеем Александровичем Гольчиковым. Речь пошла об авиационных частях, чьи самолеты в дни, когда погиб родственник, могли вести аэрофотосъемку на интересующем участке магистрали. Среди прочих был назван и 10-й отдельный разведывательный авиационный полк 1-й Воздушной армии. Тогда же мой собеседник и сообщил о существующей «загадке областного масштаба».

…На одном из воинских мемориалов Калининграда, находящемся на улице Нарвской, значится «в камне» имя майора Г.Я. Михеева, погибшего 5 февраля 1945 года.

Где похоронен погибший Герой?


Григорий Яковлевич Михеев служил штурманом эскадрильи 10-го орап и еще в мае 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий по авиаразведке и проявленные при этом доблесть и героизм был удостоен звания Героя Советского Союза. При этом на мемориальной плите и в паспорте захоронения эта награда Родины не отмечена, но главный вопрос в другом.

По мнению Сергея Гольчикова, майор Михеев не мог быть здесь похоронен, поскольку город Кенигсберг, штурм которого состоялся двумя месяцами позже, в те дни еще оставался в руках врага. При падении самолета в черте города немцы не оставили бы нам сведений о месте захоронения. Если же это произошло вне города, на окраинах и в предместьях которого с конца января уже находились наши войска, то и похоронен он был бы не в Кенигсберге.

В Подольске к концу пребывания в военном архиве получил разрешение на ознакомление с личным делом офицера Г.Я. Михеева, но сведения о нем ограничивались 1944 годом и не отражали сам факт гибели. В учетно-послужной карточке, хранящейся в другом подразделении архива, значится дата, но не указано место гибели. На ней, заполненной от руки чернилами, допечатано на пишущей машинке о письме брата Михеева Владимира Яковлевича. Он сообщил, что, по извещению командира части, его брат штурман 10-го орап майор Михеев Г.Я. «смертью героя погиб в районе г. Кенигсберга 5 февраля 1945 г.». И ничего о месте гибели и захоронения.

Из автобиографии от 15.08.1943 г. следует, что Григорий Яковлевич родился в 1919 году в г. Петропавловске Северо-Казахстанской области. Сюда из Людиново, что недалеко от Брянска, переселилась семья, работал на железной дороге отец, недавно возвратившийся с войны. В 1924 году переехали в Бежицу, пригород Брянска, где отец стал работать клепальщиком на заводе «Красный Профинтерн». С началом войны семья Михеевых была эвакуирована вместе с предприятием в Свердловскую область.

Григорий же, окончив в 1937 году 10 классов школы в г. Орджоникидзеград, как называлась тогда Бежица (ныне это гимназия № 2 г. Брянска), поступил «по спецнабору Западного обкома ВЛКСМ» в Краснодарское авиационное училище, в 1939-м окончил его и служил младшим летчиком-наблюдателем в 162-м разведывательном авиаполку, а с июня 1940 г. — в 54-м скоростном бомбардировочном полку в Вильно.

С самого начала Великой Отечественной воевал на Западном фронте (в 1944-м преобразован в 3-й Белорусский фронт). «В мае 1942 г. переведен в 10-й Московский Краснознаменный отдельный разведывательный авиационный полк 1-й Воздушной армии Западного фронта, где и нахожусь по настоящее время в должности штурмана эскадрильи».

В личном деле есть фотография Михеева: с погонами капитана, на гимнастерке — четыре ордена и Золотая Звезда Героя.

Времени на ознакомление с документами 10-го орап уже не было, и, возвратившись домой, написал в архив письмо. Основным был вопрос о месте гибели.

Тем временем некоторые сведения о Г.Я. Михееве выявились в Интернете. Оказывается, не так давно статья о нем под названием «Тринадцатый в воздухе» была опубликована на одном из брянских сайтов. Рассказывая о военных подвигах штурмана, автор В. Даниленко сетует на непонятную избирательность составителей очередного тома Книги памяти, изданного в Брянске в 2008 году, которые не сочли Григория Яковлевича брянцем и не упомянули о нем. И сообщает: «Вначале предполагали, что Г.Я. Михеев похоронен в Польше, но Калининградский облвоенкомат ответил, что он похоронен в г. Калининграде по улице Нарвской».

Из Брянского государственного краеведческого музея прислали — наряду с копией той фотографии, которую я видел в архиве, — газетную вырезку из «Брянского комсомольца» от 17 августа 1986 года. Тот же В. Даниленко в статье «Бесстрашный штурман» отмечал: «К сожалению, до сих пор не известно место захоронения майора Г.Я. Михеева. В Калининградской области? А может быть, в Польше?». С кем разговаривал автор, какие он получил сведения, чтобы предполагать Польшу местом захоронения?!

На казахстанском сайте сообщается о проведении в г. Петропавловске спортивного турнира среди школьников на приз земляка Героя Советского Союза Г.Я. Михеева. Одна из улиц в южной части города носит его имя. Но, кроме даты 5 февраля 1945 года, ничего о его гибели нет.

Давний сайт брянской гимназии № 2, выпускником которой является Михеев, называет местом его захоронения улицу Нарвскую в г. Калининграде. Сейчас этот материал заменен на новый. В его основу положена информация из «Тринадцатого в воздухе» и помещена то ли фотография, то ли рисунок якобы Михеева Г.Я., сопровождающий эту статью. Ни внешне, ни по совокупности наград это изображение не соответствует облику Григория Яковлевича на настоящем фото, снятом, как позволяют вычислить ордена на его груди, в период с августа 1943 г. до августа 1944 г., то есть между награждением его орденом Отечественной войны I, а потом II степени.

Фотографией непонятного происхождения снабжен еще один сайт, рассказывающий о Григории Михееве. Только этот капитан-Герой с эмблемами авиации имеет не четыре звездочки на погоне, а одну «шпалу» в петлице. Когда Михееву вручили Золотую Звезду и орден Ленина, наша армия уже несколько месяцев как надела погоны. А о его судьбе здесь повествуется лишь так: «И когда победа уже была близка, советский ас Григорий Михеев не вернулся с одного из боевых заданий». И неудивительно. Ведь на вопрос о месте гибели и захоронения не отвечают и серьезные, в том числе энциклопедические, издания. Только дата гибели — 5 февраля — без вариаций.

Наверное, тот, кто оформлял паспорт братского захоронения на улице Нарвской, где на мемориальной плите выбито имя Г.Я. Михеева, имел какие-то сомнения насчет его захоронения здесь: из всего списка захороненных (264 человека) единственно только его фамилия почему-то подчеркнута аккуратной линией, и в графе о перезахоронении из других мест только у него стоит прочерк.

Первые сведения о событиях 5 февраля нашлись в наградных листах, размещенных на сайте «Подвиг народа». Было известно, что штурман Михеев с 1942 года летал в 10-м орап в одном экипаже со своим другом Героем Советского Союза Василием Васильевичем Кибалко, но в этот день самолет пилотировал старший лейтенант И.И. Каминский. Он пережил войну и в июне 45-го года также был удостоен звания Героя.

В представлении на Ивана Илларионовича к этой награде от 29 марта, подписанном командиром полка подполковником Родиным, сообщается о бое с семью немецкими истребителями, которые «на середине пройденного маршрута» встретил Пе-2. Один из них сбили, но остальные беспрерывно продолжали атаки и подожгли наш самолет. Только доведя его до своей территории и убедившись в неминуемости взрыва, Каминский выпрыгнул с парашютом, при этом получил тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь. Самолет взорвался в воздухе. В наградном листе отмечается, что выполнялось «боевое задание по фотографированию западной стороны окруженной группировки противника в районе Кенигсберга».

В документе не сообщается о других членах экипажа, но, по донесению полка, в 10-м орап в тот же день 5 февраля числится не вернувшимся с боевого задания воздушный стрелок-радист сержант Варягин Сергей Иванович. Не он ли, наряду с Каминским и Михеевым, составлял экипаж «Петлякова»?

Что можно было тогда понимать под «западной стороной окруженной группировки противника»? И где случилась эта «середина маршрута»?

К началу февраля окруженной группировкой «в районе Кенигсберга», строго говоря, можно было считать только гарнизон Кенигсберга с прилегающим районом к западу от города.

39-я армия уже охватила город с севера и северо-запада, выйдя своим правым флангом к балтийскому заливу Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив). Она перерезала дорогу из города в морской порт Пиллау (Балтийск), через который шло снабжение и велась эвакуация в Германию населения. На юге и востоке город Кенигсберг по его обводу блокировался 11-й гвардейской армией.

Две соседние немецкие группировки, «хейльсбергскую» и «земландскую», находившиеся в непосредственной близости южнее и севернее столицы Восточной Пруссии, назвать окруженными, в полном понимании этого слова, было нельзя, поскольку до полной ликвидации они были прижаты к берегам Балтики.

Так что же — фотографировали западную сторону единственной окруженной, т.е. «кенигсбергской», группировки? И летели вдоль залива по линии Кенигсберг — Пиллау или поперек нее? Тогда Каминский дотянул подбитый самолет до расположения передовых частей 39-й либо 11-й гвардейской армии, а это или западнее (северо-западнее) Кенигсберга, или в южном предместье города.

Но ведь В. Даниленко, наверное, имел какие-то основания для предположения: не в Польше ли находится место гибели нашего Михеева? На более внимательный взгляд, предположение это не лишено оснований.





Во-первых, граница Калининградской области с Польшей, которой после окончания войны передали две трети территории Восточной Пруссии, прошла в каких-то 40 километрах южнее Кенигсберга. Во-вторых, в районе «хейльсбергской» группировки, насчитывавшей в своем составе около 20 немецких дивизий, названной, по-видимому, как и весь укрепрайон, по имени уже оставшегося в нашем тылу городка Хейльсберга, в начале февраля было немало работы по разведке немецких войск. Над ее территорией, которая потом оказалась преимущественно в Польше и чуть меньшим участком в Калининградской области, вполне мог быть сбит самолет Михеева.

В конце концов, вся остававшаяся в то время у врага территория Восточной Пруссии из Москвы или из штабов фронта, воздушной армии, да и авиаполка тоже могла рассматриваться как единая «окруженная группировка в районе Кенигсберга».

Как стало известно, автором упомянутых публикаций являлся известный на Брянщине журналист и краевед из г. Севска Вячеслав Иванович Даниленко, ушедший из жизни совсем недавно, в начале 2014 года.

Родственников штурмана Михеева удалось найти. Племянницы Латышевы Наталья Васильевна и Ираида Васильевна — дочери его сестры Марии — живут в Брянске. Они рассказали, что после эвакуации семья Михеевых возвратилась в Орджоникидзеград, только сестра Татьяна осталась на Урале. Родители вскоре после войны умерли, сестер и брата Григория Яковлевича теперь тоже нет в живых. В 1985 году родственников нашло в Бежице командование 10-го орап, и на празднование Дня Победы в город Щучин Гродненской области, где базировался тогда авиаполк, ездили брат Владимир и сестры Анна и Мария. От своей матери племянницы Михеева слышали, что в 1946 году к его родителям приезжал стрелок-радист, летевший в день гибели Григория Яковлевича вместе с ним и бывший свидетелем трагедии, но его фамилию и сообщал ли он что-нибудь о месте падения самолета, они не знают. С его слов, на место гибели вылетал друг Михеева летчик Кибалко.

Где похоронен погибший Герой?


Пришел ответ из ЦАМО! Можно только выразить признательность его руководителю И.А. Пермякову, сотрудникам А.В. Тихонову и Е.В. Кузнецовой, которые так внимательно отнеслись к выяснению судьбы Героя и за достаточно короткое время организовали поиск необходимых документов его полка, нашли в них ответы на все существенные вопросы, связанные с его гибелью. Родственникам Михеева, дополнительно к ранее отправленным документам, направлены и их копии.

Все-таки — Польша! Это был разведывательный полет над территорией, занятой войсками «хейльсбергской» группировки немцев.

Как свидетельствуют рассекреченные архивные документы, 5 февраля 1945 года самолеты полка совершили 23 вылета с разведзаданиями по разным маршрутам, охватывающим все три названные группировки врага: от Нойкурен (ныне город Пионерский) до Пиллау (Балтийск), от Пиллау до Фрауенбург (польский Фромборк), от Людвигсорт (Ладушкин) до Вормдитт (Орнета, Польша) и многим другим. Пять из них выполнили По-2, восемь — Ил-2 и десять — Пе-2.

Самолет, в котором летели Каминский и Михеев, имел бортовой номер 18, за ним был закреплен механик Комаров. С утра того дня на нем вылетал другой экипаж в составе Полещука, Фурсова, Лаптева, произведя разведсъемку на маршруте от Нойкурен через Пиллау до Браунсберг (польский Бранево).

На «тринадцатом» Пе-2 в этот день совершили вылет Мальцев, Вострокнутов, Капицин. Не вполне прав оказался В.И. Даниленко, «закрепивший» самолет с этим номером за Кибалко и Михеевым. И, вопреки утверждению автора «Бесстрашного штурмана», не мог Михеев «как старший по званию» отдать приказ экипажу прыгать из подбитого Пе-2: в самолете командиром, независимо от звания, являлся и отдавал приказы пилот. Кстати, в этот день на задание по маршруту Людвигсорт (Ладушкин) — Прейсиш-Эйлау (Багратионовск) Кибалко вылетел на машине с 15-м номером.

Планом воздушной разведки на 5 февраля, утвержденным той же датой командиром полка Родиным, экипажу в составе летчика Каминского, штурмана Михеева, воздушного стрелка-радиста Ашина поставлена задача: в полете по оси маршрута Браунсберг — Вормдитт «произвести фотографирование площади на участке Пассарге — Арнсдорф с целью установления наличия оборонительных сооружений по этому рубежу». Время вылета по плану — 13.30, фактическое — 13.25. Время возвращения на аэродром — 15.00, вместо фактического пробел и рядом — «с задания не вернулся».

Вылетали с аэродрома Гросс Каллвайтшен. Как выясняется, находился он на северо-западном берегу озера Виштынецкого, которое расположено в юго-восточном уголке нынешней Калининградской области, совсем рядом с границами с Литвой и Польшей.

В отчете о боевой работе полка за февраль сообщается, что 5 февраля при фотографировании площади на высоте 5500 метров в районе Хайлигенбайль (ныне Мамоново, на берегу залива у границы с Польшей) экипаж старшего лейтенанта Каминского был атакован семью истребителями Ме-109Г, которые двумя группами, в три и четыре самолета, меняясь положениями, поочередно вели атаки сзади снизу и сверху. В бою один истребитель противника был сбит, но наш самолет получил значительные повреждения: были перебиты элероны, пробит плоскостной бензобак. Загорелась правая плоскость, а штурман и стрелок-радист были ранены в ноги.

«Экипаж Пе-2 на горящем самолете уходил на свою территорию. На высоте 1000 метров самолет стал интенсивно гореть, экипаж решил покинуть его, летчик и стрелок-радист выбросились на парашютах, штурман погиб, самолет сгорел».

Сообщается и о втором Пе-2, который не вернулся 5 февраля с задания. Экипаж из первой эскадрильи в составе летчика старшего лейтенанта Семенова А.К., штурмана старшего лейтенанта Ващенко Г.М. и воздушного стрелка-радиста сержанта Варягина С.И. не вернулся с боевого задания из района Волиттник — Хейльсберг. (Поселок Волиттник, ныне Приморское-Новое, находился у полуострова Бальга, близ Людвигсорта).

Значит, не Варягин летел в одном экипаже с Каминским и Михеевым. Но и не Ашин, указанный в плане разведки. Как сообщается в разделе потерь, в качестве стрелка-радиста вылетел старший лейтенант Г.И. Соломонов, начальник связи авиаэскадрильи.

В разделе отчета о боевых потерях отмечается, что после фотографирования площади в районе Браунсберг — Вормдитт по выходе на свою территорию самолет был атакован семью Ме-109Г, на высоте 4500 метров подожжен и сбит. «Старший лейтенант Каминский и Соломонов раненые выпрыгнули на парашютах — находятся в госпитале. Майор Михеев (не выпрыгнул по неизвестной причине) — погиб в самолете. Самолет упал 4 клм. сев. Липштадт, что ю.з. Вормдитт 12 клм. — разбился и полностью сгорел». По предположению С.А. Гольчикова, оба самолета сбили истребители группы III./JG51, базировавшейся на аэродром Нойтиф близ Пиллау, которые могли использовать авиабазу в Хайлигенбайле как аэродром «подскока».

Итак, разъяснилось.

Григорий Яковлевич Михеев, названный в отчете майором, хотя приказ 3-го Белорусского фронта № 0153 о присвоении ему этого звания был подписан через три дня после гибели, 8 февраля, упал с горящим самолетом в месте, которое сегодня определяется в 4 километрах севернее польского населенного пункта Милаково, находящегося в 12 километрах юго-западнее городка Орнета. Ранее назывались, соответственно, Либштадт (в отчете авиаполка назван неточно) и Вормдитт. Это территория Варминьско-Мазурского воеводства Польши, граничащего с Калининградской областью. Поля и лесной массив, на которые падал Пе-2, — между небольших поселков Глодовко и Павелки.

Взорвался ли самолет в воздухе или упал горящим на землю, хоронить, скорее всего, было нечего, если даже солдаты в передовых частях нашей армии нашли и осмотрели обломки «Пешки». В полученных из архива документах нет подтверждения данным В. Даниленко и сестер Латышевых о том, что друг Михеева Василий Кибалко вылетал на поиск упавшего самолета...

Войцех Бещински, житель Гданьска, много лет занимается вопросами поиска советских воинов, погибших на территории Польши, и их увековечения. Активный участник российских Интернет-форумов о войне, он сразу же занялся выяснением истории с падением самолета в районе Милаково — Либштадта. Пока получил информацию о другом советском самолете, но тот был сбит южнее, близ Моронга. Задача непростая. В тех местах не найти старожилов военного периода: эта часть территории бывшей Восточной Пруссии заселялась поляками после войны, как и Калининградская область переселенцами из наиболее пострадавших областей Белоруссии, России и Украины.

А совсем недавно откликнулась Н.А. Дубова, жена летчика Василия Алексеевича Дубова, воевавшего во второй эскадрилье вместе с Михеевым. Поместила на форум АПО «Память» несколько фотографий военного времени из семейного архива и сообщила, что на портрете в статье «Тринадцатый в воздухе» изображен не Михеев, а его друг Василий Кибалко. На одной из фотографий постоянный «командирский» экипаж эскадрильи в составе Г. Михеева, В. Кибалко и Г. Соломонова запечатлен в 1944 году у самолета Пе-2 перед вылетом на боевое задание.

Летчик второго сбитого Пе-2 Алексей Константинович Семенов после приземления на территории немцев попал в плен, но вскоре был освобожден нашими частями. Возможно, вернулся после войны в родной Барнаул. Штурман Ващенко, видимо, погиб, как и воздушный стрелок-радист Варягин.

Слишком далеко от Кенигсберга упал горящий самолет Михеева, чтобы считать героя похороненным на улице Нарвской в Калининграде. На каменных плитах — только имя. Неточность? В некотором смысле, да. И все же это скорее положительный пример бережного отношения к памяти об отважном летчике. Случай, ставший отправной точкой в многолетнем расследовании обстоятельств гибели Г.Я. Михеева. У летчика нет могилы, но мы знаем приблизительное место падения его самолета. А еще помним о подвиге, который совершил Григорий Михеев в самом конце войны.

Геннадий Полубедов

Г. Пятигорск