Установлен боевой путь солдата



Семь лет потребовалось калининградцу Николаю Анисимовичу Клещенку, чтобы проследить боевой путь своего отца. Флотская газета «Страж Балтики» первая сообщила о начале поисковой работы, вернувшей память еще об одном солдате Победы.

В 2007 году в Калининградской области вышел в свет 20-й том Книги Памяти. На презентации издания присутствовал сын погибшего героя Великой Отечественной войны Николай Анисимович. Он выразил признательность авторскому коллективу книги и сообщил, что намерен выяснить обстоятельства гибели своего отца — Анисима Тарасовича. Наш земляк свое слово сдержал. Спустя семь лет он завершил расследование, ставшее важным открытием не только для семьи героя войны, но также для жителей белорусской деревни Дубовое и Калининградской области.

Установлен боевой путь солдата


Воспоминания о своем отце Николай Клещенок собирал по крупицам. Известно было, что до войны Анисим Клещенок работал в сельском хозяйстве, затем — десятником на смолзаводе вместе с дедом Николая Тарасом. Когда Николаю исполнилось 9 месяцев, Белоруссию оккупировали немцы. Анисим, как и многие односельчане, ушел в лес — партизанить. Мама Николая рассказывала, что отец приходил редко: переодеться и за продуктами. От него всегда пахло костром, в глазах угадывалась тайна и доброта. В такие редкие дни в доме всегда начинался тихий праздник. Высокий шест во дворе сигнализировал о том, что в деревне немцев нет. И дети всегда ждали, когда же появится долгожданный сигнал, по которому в семью вернется папа.

А в 1944-м в спасительном знаке необходимость отпала. Красная армия освободила деревню и погнала немцев на запад. Долго отдыхать Анисиму дома не пришлось. Партизана призвали в регулярную армию и отправили на фронт в Восточную Пруссию.

Последнее письмо с войны жена солдата Софья получила в апреле 1945 года. А дальше — тишина. Лишь в 1947 году Софья Гавриловна обратилась в райвоенкомате г. Крупки и позже смогла получить извещение о том, что ее муж рядовой Клещенок А.Т., находясь на фронте, пропал без вести в апреле 1945 года.





Установлен боевой путь солдата


О том, как воевал Анисим Тарасович, семья почти ничего не знала. Многие полагали, что А. Клещенок был кавалеристом. В заблуждение ввел снимок, на котором солдат был запечатлен… с лошадью. Ноги у коня были тонкие, поэтому решили, что Анисим Тарасович попал именно в кавалерию, а не во вспомогательные службы. Да и обозником солдат никогда не был. Бил врага крепко: и в партизанском отряде, и в составе регулярной армии. Запросы в архивы помогли установить, что Анисим Тарасович попал на службу в 1020-й стрелковый полк 269-й дивизии 3-й армии.

А лошадь тогда здесь при чем? Мало ли, просто попала в кадр, а потомки теперь голову ломают, почему... На самом деле Николай Анисимович выяснил, что его отец с высокой долей вероятности служил в конно-механизированной группе. Эту информацию подтвердил и сослуживец отца Василий Фадеевич Лясун, который в 1945 году по пути из госпиталя заезжал в дом Анисима и Софьи. О чем говорил гость с войны, Николай не помнит. И в какую сторону ушел — тоже не запомнил, о чем потом жалел во время поисков.

Сослуживца отца Николай Анисимович разыскал только в 2012 году. Оказалось, что Василий Фадеевич отлично помнит Анисима Тарасовича и то, как в 1945 году заходил в гости к родным своего боевого товарища. Рассказов было немало, но о самых последних днях на фронте рядового Анисима Клещёнка ветеран не знал. В итоге определить место гибели героя не удалось. Ориентировочно, как считает Николай Анисимович, его отец погиб в апрельских боях недалеко от города Гожув Великопольский (Республика Польша). Найти место захоронения пока не удалось. И все же, уверен Николай Клещенок, поисковая работа была проделана не зря.

— Мне удалось установить боевой путь отца, — написал он в завершении многолетнего исследования. — Отец для меня стал дороже, зримее, узнаваемее.

Виктор Шелыгин