Полковник юстиции Игорь Харитоненко. И поныне в строю



— Прошло 69 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Год от года редеет строй ветеранов, тех, кто прошел фронтовыми дорогами, — с сожалением отмечает старший помощник военного прокурора Балтийского флота полковник юстиции Игорь Харитоненко. — Мне хотелось бы рассказать об участнике Великой Отечественной войны полковнике юстиции в отставке Сафроне Елизаровиче Рыжакове, которому в этом году исполнится 92 года.

Последний выпускной экзамен по астрономии в средней школе рабочего поселка Дарасун Шилкинского района Читинской области сдавался 21 июня 1941 года. В то время Сафрон Рыжаков мечтал стать историком. Но два дня спустя в дальний поселок пришла страшная весть — началась война. В октябре молодого парня призвали в армию и направили в минометное училище в город Новосибирск. Но подвела близорукость, и по заключению медиков его отправили обратно под Читу. Только в марте 1942 года С.Рыжаков получил предписание прибыть в 484-й стрелковый полк 321-й стрелковой дивизии.

Грамотный, рассудительный молодой человек сразу обратил на себя внимание командования, поэтому уже на образовавшемся Сталинградском фронте, куда в июле 1942 года перебросили их дивизию, он был направлен на 3-месячные курсы младшего политсостава. Науку постигали, что называется, между боями. Особенно запомнился фронтовику момент, когда форсировали в июле 1943 года речку Донец. Она была не такая уж и широкая, но глубиной более двух метров, еще и сильное течение. Немцы накрыли советских солдат шквальным пулеметным огнем. В итоге живыми на берег выбралось всего шесть из 27 человек. Сафрон Елизарович получил ранение, но первое серьезное испытание навсегда осталось в его памяти.

Дальше были ожесточенные бои за Запорожье и Днепропетровск. После очередных трехмесячных курсов, уже имея орден Красной Звезды и медаль «За отвагу», С.Рыжакову присвоили первое офицерское звание младший лейтенант.

В боях в Молдавии после гибели комсорга полка Рыжаков был назначен на эту ответственную должность. Началось победное наступление наших войск. Летом 1944 года их дивизия была передислоцирована на 1-й Белорусский фронт, в район Ковеля. Освобождены города Люблин, Варшава, Лодзъ, Познань, все ближе советские войска подходили к Германии.





16 апреля 1945 года дивизия подошла к Зееловским высотам. До Берлина оставалось не более 100 километров. А уже 2 мая с личным составом своего полка С.Рыжаков стоял у Бранденбургских ворот и Рейхстага. Войну Рыжаков закончил уже в звании старший лейтенант и до 1948 года служил в Германии.

Но тяга к знаниям у простого паренька осталась, и в 1949 году он окончил вечернюю школу рабочей молодежи. За год до этого был переведен в Северо-Кавказский округ, в 4-ю кавалерийскую дивизию, находившуюся в Ставропольском крае.

Мечта о дальнейшем повышении образования не оставляла молодого офицера. И в 1952 году он успешно сдал экзамены в Военно-юридическую академию в г. Москва. Успешно окончив ее, получил назначение на Тихоакеанский флот в военную прокуратуру гарнизона Советская Гавань, где проходил службу в должности следователя. Затем были Балтийский флот, военная прокуратура Калининградского гарнизона. А в 1963 году Сафрон Елизарович убыл в военную прокуратуру Омского гарнизона. Шесть лет спустя полковник юстиции С.Рыжаков уволился в запас.

Полковник юстиции Игорь Харитоненко. И поныне в строю


Но он остается одним из тех, кто приближал Великую Победу. О таком человеке вполне можно сказать: «И поныне в строю». Несмотря на преклонный возраст, Сафрон Елизарович занимается общественной работой, охотно делится своим жизненным опытом и знаниями с молодыми офицерами военной прокуратуры Балтийского флота. И сегодня, ни в чем не изменив себе, он остается в ряду тех людей, которые не щадили своей жизни в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.