Вице-адмирал Александр Дмитриевич Клецков. Профессия — Родину защищать!



— На становление меня как личности, как офицера больше других оказал влияние мой отец — Дмитрий Емельянович Клецков. Он родился в 1918 году в селе Каменский Хутор Брянской области, где позже родился и я, — вспоминает вице-адмирал Клецков Александр Дмитриевич.

— В годы Великой Отечественной войны он был разведчиком, сержантом. В составе 40-й армии штурмовал Кенигсберг, участвовал в штурме Берлина, в 1946 году был демобилизован. Был награжден тремя медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», орденами Красной Звезды, Отечественной войны III степени. Был тяжело ранен в 1942 году. Умер, когда ему было 70 лет. Я был тогда капитаном 3 ранга, учился в военно-морской академии.

Вице-адмирал Александр Дмитриевич Клецков. Профессия — Родину защищать!


Мой отец часто вспоминал 3-й Белорусский фронт. Говорил, что тяжело было воевать в Белоруссии. После войны он вернулся домой. Трудился бригадиром в колхозе. За свой труд был награжден бронзовой медалью ВДНХ за достижения в народном хозяйстве по выращиванию люпина. Наше село Каменский Хутор расположено на границе с Черниговской областью. Там есть памятник, символизирующий дружбу России, Белоруссии и Украины. Если исторически, ментально три братских народа близки и похожи, то вот этого нельзя было сказать, например, про развитие сельского хозяйства. Земли под Черниговом и у нас в Климовском районе Брянской области разные. У нас больше — песчаные. Например, кукуруза у нас не растет. А вот люпин — пожалуйста…

Когда я поступил в училище, отец всем говорил: «Мой сын станет адмиралом!» В 1977 году он приезжал в Калининград на мою свадьбу. Он и там всем говорил, что я стану адмиралом. Был уверен на 100 процентов! И действительно, так все и вышло. Я командовал Черноморским флотом. Но мой отец до этого не дожил.

Я учился на первом курсе академии и навестил отца в августе 1988 года. А осенью он умер. У него было два инсульта. Контр-адмирала я получил в 1999 году… Событие это незабываемое. Указ об этом был подписан Борисом Ельциным 22 декабря.





Важную роль в выборе профессии военного сыграл и мой дядя – Петр Никандрович Винников. Он тоже был сержантом, проходил службу в танковых войсках. Дважды горел в танке. Был награжден тремя орденами Славы. А вот то, что я выбрал морскую направленность в службе, то это заслуга моего второго дяди — Петра Илларионовича Клецкова. Он ушел на войну в 18 лет. После войны продолжил службу. Дослужился до капитана 1 ранга. Был заместителем начальника политотдела Калининградского высшего военно-морского училища.

На выбор стать военным повлияли и директор моей сельской школы Прокофий Илларионович Чмырев и его супруга Татьяна Михайловна. Хорошая семья была. Они воспитывали троих сыновей, один из них мой одногодок. Я дружил с ними.

В деревне у нас не было ни адмиралов, ни генералов. Я — первый. Являюсь Почетным гражданином Климовского района. Есть у меня и адмиральская грамота. В 2007 году я был в Болгарии, на мысе Калиакрия, где был разбит Ф.Ф.Ушаковым турецкий флот. Там, в городке Каварна, есть прекрасный музей. Мы с военным атташе зашли туда. Посетителей почти не было. Когда узнали, что я являюсь командующим Черноморским флотом, провели экскурсию по музею, показали все экспонаты с очень ёмким и полным рассказом экскурсовода и вручили адмиральскую грамоту. И рассказали вот такую притчу. Когда турки, бесчинствуя, завоевывали Болгарию, тридцать женщин на Калиакрии, чтобы не попасть в плен, связали себя косами и стали спускаться с высокого откоса. Но что-то у них не получилось, и все они погибли Для меня принцип «сохранить честь даже ценой своей жизни» тоже много значит. Я благодарен тем людям, которые вложили в меня свои знания, опыт, душу! За то, что я стал тем, кем я стал. Все они — простые люди, родные и близкие мне, добрые душой и сильные духом, мудрые от природы и воспитанные их родителями любить и защищать Родину.