Генерал-лейтенант авиации Василий Владимирович Проскурнин. Есть одна у летчика мечта!



— Если назвать людей, которые повлияли на мою судьбу, мой боевой путь, я бы начал с Валерия Павловича Чкалова, — отметил ведущий инспектор объединенного стратегического командования Западного военного округа, заслуженный военный летчик СССР генерал-лейтенант авиации Василий Владимирович Проскурнин. – О нем, как и о многих героях Великой Отечественной войны, в те годы мы узнавали из кинофильмов. Именно после фильма «Валерий Чкалов» я, десяти-летний мальчишка, захотел стать летчиком. Вначале, как все пацаны, «летал» на телеге. Лет в пятнадцать поступил в Ивановский ДОСААФ и пересел там на планер.

И тут случилось еще одно знаковое в моей судьбе событие — Ю.А.Гагарин полетел в космос. В этот день я принял окончательное решение идти в военкомат, а оттуда — в авиацию. Меня направили в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков. Из 1200 желающих отобрали только 150 (отсев был огромный, в основном на медкомиссии – то давление высокое, то «качели» не выдерживают...).

После поступления к нам, новоиспеченным курсантам, прибыл заместитель командующего Московским военным округом Иван Никитович Кожедуб, летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Нас, молодых ребят, он тут же превратил в мечтателей — своими подвигами, действиями, словами. Мы жадно слушали рассказы живой легенды, человека, который в ходе войны сбил 61 самолет противника! Для нас это был непререкаемый авторитет.

После 4 лет в училище меня направили в Заполярье. Я согласился с ходу, ведь там летал Юрий Гагарин! С того же аэродрома поселка Луостари Мурманской области началась биография первого космонавта планеты. Я знал, в морскую авиацию Северного флота лейтенант Ю.Гагарин прибыл служить в декабре 1957 года. Он сам сюда попросился: хотел научиться летать в сложных метеорологических условиях. Меня же, признаться, грел и еще один факт. Нам пообещали: пять лет отлетаете на севере, а потом будете служить на юге. Так и вышло. Я отслужил в Заполярье пять лет... потом еще пять лет. И еще пять. Затем я попал в Белоруссию, г. Быхов. Командовал стоявшей там дивизией дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков ТУ-22М2. Оттуда меня уже послали в Академию Генштаба. Окончив ее, я опять подумал: сейчас точно попаду на юг. И... попал в Заполярье — на должность начальника штаба ВВС СФ. Но к этому времени север я уже полюбил. А служил я, кстати, в поселке Сафоново, названном в честь еще одного знаменитого советского летчика, командира полка Бориса Сафонова. Безусловно, это очень запоминающаяся личность — первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны, признанный лучшим летчиком-истребителем 1941-1942 годов.

Следующим авторитетом в службе и профессии я считаю Виталия Ивановича Попкова, дважды Героя Советского Союза. Его, точнее, героя, для которого прототипом стал Виталий Иванович, я впервые опять же увидел в киноленте Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». С В.И.Попковым, заместителем командующего ВВС БФ, мы познакомились поздновато, когда мне было уже сорок с лишним, но мы плотно общались, и, как для многих моих коллег, Виталий Иванович стал для меня настоящим учителем. Интересный, обаятельный, большой души человек, он вместе с тем был исключительным профессионалом, отлично знал методику летного обучения, не переставая, напоминал нам о необходимости строго соблюдать правила безопасности полетов. Для морской авиации это особенно важно. Летая над сушей, ты можешь катапультироваться. А катапультируешься над морем — так и останешься в холодной воде. Поэтому слова Виталия Ивановича вновь и вновь заставляли нас четко выполнять все инструкции: будешь выполнять – будешь жить. Возможно, благодаря этим наставлениям я провел в воздухе 37 лет.





Хотя было всякое. Взять, к примеру, полеты в охваченный боевыми действиями Египет, куда в 1970 году нас направили как воинов-интернационалистов. К ним нас готовил командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Виктор Павлович Потапов, 80-летие которого мы недавно отметили. Тогда же мы, молодые летчики, прибывшие под его начало, с трудом верили словам бывалого авиатора: «Через 2 года я сделаю вас классными летчиками». Человек жесткий, но честный и справедливый, он своего добился. Летали мы постоянно и спустя два года стали настоящими профессионалами.

Когда же я пришел служить на Балтийский флот, здесь таких личностей оказалось еще больше. Только в годы Великой Отечественной войны 152 балтийца стали Героями Советского Союза, 114 из них — летчики, четверо из которых — дважды Герои. Например, Нельсон Степанян, командир полка, которого товарищи за смелость, напористость, отчаянность и смекалку называли буревестником. О его одиночных вылетах в непогоду, о том, что ни одно задание он не оставил невыполненным — всегда возвращался из полета с победой – ходят легенды.

В память о таких легендарных летчиках в Калининграде в 1974 году был установлен мемориал. На нем — 368 имен. Еще около 350 героев до сих пор неизвестны. Сейчас я вместе со своими товарищами по ветеранской организации прикладываю максимум усилий, чтобы они стали достоянием нового поколения покорителей неба.

Генерал-лейтенант авиации Василий Владимирович Проскурнин. Есть одна у летчика мечта!